"Объявленный аукцион по продаже госпакета акций Восточной нефтяной компании (ВНК) обещал стать самым мирным приватизационным процессом 2002 года, и без того не слишком богатого на подобные мероприятия, столь популярные в середине 90-х. Причина проста: контрольный пакет ВНК давно аккумулирован компанией ЮКОС, с конца 1997 года ВНК находится в оперативном управлении ЮКОСа и как структурная единица с тех пор существует лишь на бумаге. Поэтому, когда в конце прошлого года стало известно о решении правительства избавиться от оставшихся у него 36,8% акций ВНК, эту новость с интересом восприняли только в ЮКОСе.
Однако чем ближе становился аукцион, тем сильнее накалялись страсти. Довольно неожиданно для посторонних о своем интересе к акциям ВНК заявила Тюменская нефтяная компания (ТНК). Правда, изначально создавалось впечатление, что всерьез «тюменцы» к аукциону не относятся, а заявления делают (возможно, по просьбе правительства) лишь для того, чтобы призраком конкуренции побудить ЮКОС выкупить пакет подороже. Затем Российский фонд федерального имущества (РФФИ) начал подозревать ЮКОС в том, что за четыре года оперативного управления ВНК команда Михаила Ходорковского вывела оттуда все активы и заложила акции «Томскнефти» (основной «дочки» ВНК), а посему проводить аукцион нецелесообразно. ЮКОС представил в РФФИ избыточные, по мнению компании, свидетельства и документы о том, что акции «Томскнефти» не заложены.
Дальше – больше. На минувшей неделе ЮКОС распространил откровенное заявление, которое стоит того, чтобы его процитировать: «Отдельные крупные компании, ранее проявившие интерес к участию в аукционе, … последовательно предпринимали и предпринимают усилия по необоснованному переносу или даже срыву аукциона.
Как стало известно НК ЮКОС, в условиях отсутствия каких-либо препятствий к проведению аукциона указанными компаниями (при попустительстве руководства РФФИ) в настоящее время предпринимаются попытки добиться необоснованных судебных решений о его отмене, действуя при этом от имени подставных лиц. Тем самым, в угоду интересам недобросовестных конкурентов и отдельных коррумпированных чиновников Фонда могут быть дискредитированы усилия правительства по формированию устойчивой репутации России как страны с благоприятным инвестиционным климатом.
Действия руководства Фонда не только не ставили целью защитить интересы государства и добросовестных участников аукциона, но были прямо направлены на поддержку таких нечестных методов конкурентной борьбы».
Важнее всего здесь не то, что ЮКОС признал наличие интереса к ВНК со стороны ТНК (в конце концов, название этой компании в заявлении отсутствует). Заявление содержит прямое обвинение сотрудников Владимира Малина – нынешнего председателя РФФИ – в коррупции. Таким образом, ЮКОС по своей инициативе переводит игру в публичную сферу, небезосновательно рассчитывая, что на этом поле сможет переиграть чиновников РФФИ. Действительно ли это удастся Михаилу Ходорковскому – покажет ближайшее время.