FLB: Генпрокурору Юрию Чайке подан депутатский запрос о лишении статуса адвокатат Надежды Толоконниковой Ирины Хруновой
"«Депутат Госдумы, экс-кандидат в мэры Москвы от ЛДПР Михаил Дегтярев направил на имя генпрокурора РФ Юрия Чайки письмо с просьбой рассмотреть возможность лишения статуса адвоката Ирину Хрунову, которая защищает Надежду Толоконникову, осужденную по делу Pussy Riot», - передает 4 октября агентство «Интерфакс».
Ирина Хрунова еще не в курсе, что ее адвокатский статус под угрозой
"Я прочитал в СМИ, что мужем адвоката Ирины Хруновой является член президентского Совета по правам человека Павел Чиков, который активно раскручивает тему Pussy Riot, - пояснил парламентарий в пятницу информационному агентству ИТАР-ТАСС.
"Я обратился к генпрокурору, прошу его разобраться, есть ли тут конфликт интересов, поскольку она адвокат Pussy Riot, а ее муж - член Совета. И, если такой конфликт интересов есть, обратиться в адвокатскую палату и лишить ее статуса", - пояснил либерал-демократ.
"Конфликт интересов касается не только госслужащих", - убежден Дегтярев.
"Ну а с ее мужем пусть сам президентский совет разбирается, их комиссия по этике, которую там хотят создать", - добавил он».
Интернет-портал Slon.Ru поинтересовался у Михаила Дегтярева, почему его беспокойство в этом случае касается только Ирины Хруновой? Не нужно ли исключить из СПЧ ее мужа Павла Чикова?
- И Чикова желательно тоже из совета! На вольные хлеба! Чтобы вернулся в свою «Агору». Но с Хруновой все тоже серьезно! Теперь, если генпрокурор сочтет факт наличия конфликта интересов явным, он имеет возможность обратиться в коллегию адвокатов и потребовать лишить ее статуса, - ответил тот.
– Это все, что вас волнует в ситуации с Толоконниковой в мордовской колонии?
– Ну что вы! Еще волнует состояние Толоконниковой! Ей нужно есть обязательно.
– То есть, депутатских запросов о нарушении ее прав в колонии вы не направляли?
– А смысл? Это ее воля – голодать или не голодать. Человека нельзя насильно заставить есть. У меня вообще масса суждений на этот счет! Моя позиция: ей нужно есть, от голодовки отказаться и законно отбыть свое наказание. Если ее права нарушаются – то ее адвокат Хрунова может обратиться к любому народному избраннику. Например, ко мне! Я по несколько десятков заключенных в день защищаю».
Михаил Дегтярев возмущен действиями семейной пары Хрунова-Чиков
«На мой взгляд, происходит взаимодействие СПЧ и адвоката Хруновой. СПЧ выраженно поддерживает защиту заключенной, — объяснил Михаил Дегтярев сегодняшним «Известиям». — И очень вероятно, что все это не объективно, а связано с тем, что Хрунова жена члена совета Чикова».
Что же касается поведения Павла Чикова, то депутат считает, что СПЧ должен сделать «этические выводы» из этой ситуации. Дегтярев при необходимости намерен также направить заявление с требованием лишить Хрунову адвокатского статуса и в Московскую коллегию адвокатов.
Сама адвокат Ирина Хрунова сообщила, что она пока не знает о содержании запроса Дегтярева на имя генпрокурора России.
— Сейчас я ничего комментировать не могу. Я не видела этот запрос, и мне не понятны претензии, — сказала адвокат. — Когда будет понятно в чем суть, тогда будем разбираться.
Бывший адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин заявил, что лишать Хрунову статуса адвоката не стоит, хотя он и негативно относится к ее способам защиты.
— По поводу запроса Дегтярева, неизвестно, чем это закончится. Мы знаем, что он человек конъюнктурный, и непонятно, насколько его вообще интересует эта тема. Хрунову статуса не лишат, хотя ее защита Нади вместе с Чиковым вызывает у меня отрицательные эмоции, — заявил Фейгин. — Они как защитники должны были отговорить ее от голодовки, потому что это ничего бы не принесло, кроме вреда здоровью. Они не делали этого. И об издевательствах стали говорить еще в мае — почему они тогда уже не устроили разбирательства?
По теме самого доклада СПЧ Фейгин отметил его пользу. Адвокат считает, что раскрытие фактов переработок и тяжелых условий труда поможет решать проблемы не только в мордовской колонии, но и в других пенитенциарных заведениях страны.
Член СПЧ при президенте РФ Ирина Хакамада утверждает, что сомнения в достоверности доклада экспертов по женской колонии ИК-14 безосновательны.
— Я не вижу смысла сомневаться в правдивости доклада, подготовленного и подписанного группой экспертов СПЧ. Исходя из него, данные, предоставленные Толоконниковой, правдивы, — уверяет Хакамада. — И поскольку ситуация тяжелейшая, думаю, что ее надо перевести в другую колонию.
Текст доклада СПЧ подтверждал существование 12–16-часового рабочего дня для заключенных, что является нарушением. Помимо этого эксперты выяснили, что в ИК-14 действуют СДИП (секции дисциплины и порядка) из числа самих заключенных, несмотря на то что Минюст ликвидировал СДИП своим приказом трехлетней давности.
Примечательно, что после выводов СПЧ о том, что в мордовской колонии подтверждаются факты многочасовых переработок заключенных, это официально признала и ФСИН. Однако ФСИН указывала, что заключенные сами просят предоставить им возможность работать больше установленного времени».
«Хрунова Ирина Владимировна - адвокат, правовой аналитик Межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора", - сообщает издание «Бизнес-Online».
Выпускница юридического факультета Казанского государственного университета. С 1998 года адвокат Коллегии адвокатов Республики Татарстан.
Обладает уникальным опытом работы по оказанию юридической помощи гражданам и юридическим лицам, пострадавшим от незаконных действий должностных лиц и государственных органов (незаконные действия и бездействие со стороны Министерства внутренних дел РФ и его структурных подразделений, прокуратуры, Министерства финансов, Федеральной регистрационной службы России и др.). Преподавала на кафедре уголовного права и процесса Татарского института содействия бизнесу (ТИСБИ).
Представляет интересы троих потерпевших в деле бывшего начальника ОВД "Царицыно", майора милиции Дениса Евсюкова. Добилась прекращения уголовного преследования главного редактора "Новой газеты в Самаре", ныне директора "Самарской газеты" Сергея Курт-Аджиева, блогера Дмитрия Соловьева, руководителя интернет-библиотеки “Антикомпромат” Владимира Прибыловского. Отстояла в суде интересы специального корреспондента Новой газеты Аркадия Бабченко против Первого канала.
Вела дела проданного командиром части в рабство ефрейтора Андрея Руденко (Читинская область), журналиста Михаила Афанасьева, чей сайт пытался конфисковать Абаканский суд (Хакасия), оппозиционного бизнесмена Михаила Ходорковского, мэра Тольятти Николая Уткина, о неисполнении решений судов Минфином России, нарушениях в ходе проведения референдума о создании Забайкальского края.
Защищала в суде интересы Российского исследовательского центра по правам человека и Союза комитетов солдатских матерей России во время попыток Росрегистрации закрыть эти организации.
После решения осужденной участницы Pussy Riot Екатерины Самуцевич о смене адвоката вступила в дело как ее защитник на этапе кассации. После чего Мосгорсуд заменил реальный срок Самуцевич на условный».
3 октября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Права человека споткнулись о мораль» говорилось: ««комиссия по этике, подобная действующей в Общественной палате, может появиться в Совете при президенте по правам человека. С предложением создать комиссию выступила член Совета Елена Тополева-Солдунова на первом заседании президиума совета 3 октября. Большинство членов СПЧ поддержали ее инициативу.
Елена Тополева-Солдунова поняла, что СПЧ не обойтись без органа по поддержанию морального облика своих членов
Ее идею поддержал другой член президиума СПЧ Даниил Дондурей. "На мой взгляд, не все внутренние дела совета надо выносить на всеобщее обсуждение. Комиссия нужна, чтобы договориться", — отмечает известный киновед и историк кино» , - сообщало петербургское издание ЗакС.Ру.
«Предполагается, что новый орган будет согласовывать различные, иногда полярные, мнения членов совета для того, чтобы не ронять его авторитет. Это предложение поддержали большинство членов совета, - писало издание Полит.Ру.
Тополева-Солдунова пояснила, что необходимость создания такой комиссии возникла после того, как два члена совета, побывавшие в мордовской колонии, в которой содержится Надежда Толоконникова, представили совершенно разные точки зрения на происходящее».
«У членов совета оказались совершенно разные точки зрения на происходящее в исправительной колонии № 14 УФСИН Мордовии. Нужно понять, как себя в таких случаях вести, чтобы не подрывать авторитет совета. Не страшно, что у членов совета разные мнения и оценки. Просто надо действовать этично и корректно, не роняя авторитет других членов совета. В Общественной палате подобные прецеденты рассматривает комиссия по этике. Неплохо было бы создать такую и в СПЧБ», — рассказывала «Известиям» Тополева-Солдунова.
Рабочая группа СПЧ, состоящая из четырех человек: Марии Каннабих, Елены Масюк, Евгения Мысловского и Ильи Шаблинского, выехала в ИТК-14 УФСИН Мордовии после того, как участница Pussy Riot Надежда Толоконникова объявила голодовку в знак протеста против нарушений в исправительном учреждении. После возвращения правозащитников было представлено два доклада, содержащих противоположные мнения. В докладе Масюк акция Толоконниковой названа «спланированной провокацией». В докладе Шаблинского говорится, что обвинения Толоконниковой в адрес руководства колонии подтвердились и там действительно есть многочисленные нарушения. Имеется также отзыв еще одного члена группы — Евгения Мысловского, который солидарен с Еленой Масюк. Кроме того, Мысловский заподозрил члена совета Павла Чикова в намеренном распространении ложной информации о ситуации в колонии. По мнению Мысловского, Чиков должен был отстраниться от дела и не делать никаких заявлений, поскольку его жена, Ирина Хрунова, является адвокатом Надежды Толоконниковой.
— Думаю, опыт Общественной палаты нам бы пригодился. Там подобные вопросы также возникали, их выносили на обсуждение комиссии по этике. Коллегам просто объясняли, давали понять, что их поведение некорректно. Однажды даже дело закончилось тем, что один из членов палаты вынужден был уйти, потому что коллеги признали его поведение неэтичным, — напоминает Елена Тополева-Солдунова.
Сергей Кривенко, представляющий в президиуме Совета комиссию по военно-гражданским отношениям, также говорит о нарушении внутреннего порядка работы совета.
— Когда выезжает какая-то группа совета, она должна по итогам подготовить общий документ. Естественно, у каждого члена совета есть свое собственное мнение, но они должны быть включены как особые мнения в этот документ, который становится открытым после рассмотрения членами Совета. Сначала общий документ, потом различные мнения: «Я с этим согласен», «Я с этим не согласен». В последнее время было несколько случаев, когда этот порядок нарушался, — отметил правозащитник.
А вот руководитель комиссии по трудовым правам Борис Кравченко не сторонник создания этической комиссии.
— Мальчики-девочки все большие, назначены в президентский совет указом президента. И это не организация, а совещательный орган. Каждый должен понимать, что допустимо, а что нет. Здесь должна действовать самоцензура. Люди все известные, знают, как надо работать, знают, каким шумом отдается слово каждого из них, — подчеркнул Кравченко.
После одобрения президиума, идея будет вынесена на общее заседание совета, которое состоится в середине октября».