FLB: Дело Толоконниковой довело членов СПЧ при президенте до комиссии по этике
"«Комиссия по этике, подобная действующей в Общественной палате, может появиться в Совете при президенте по правам человека. С предложением создать комиссию выступила член Совета Елена Тополева-Солдунова на первом заседании президиума совета 3 октября. Большинство членов СПЧ поддержали ее инициативу, - сообщает 3 октября петербургское издание ЗакС.Ру.
Елена Тополева-Солдунова поняла, что СПЧ не обойтись без органа по поддержанию морального облика своих членов
Ее идею поддержал другой член президиума СПЧ Даниил Дондурей. "На мой взгляд, не все внутренние дела совета надо выносить на всеобщее обсуждение. Комиссия нужна, чтобы договориться", — отмечает известный киновед и историк кино».
«Предполагается, что новый орган будет согласовывать различные, иногда полярные, мнения членов совета для того, чтобы не ронять его авторитет. Это предложение поддержали большинство членов совета, - пишет в четверг издание Полит.Ру.
Тополева-Солдунова пояснила, что необходимость создания такой комиссии возникла после того, как два члена совета, побывавшие в мордовской колонии, в которой содержится Надежда Толоконникова, представили совершенно разные точки зрения на происходящее».
«У членов совета оказались совершенно разные точки зрения на происходящее в исправительной колонии № 14 УФСИН Мордовии. Нужно понять, как себя в таких случаях вести, чтобы не подрывать авторитет совета. Не страшно, что у членов совета разные мнения и оценки. Просто надо действовать этично и корректно, не роняя авторитет других членов совета. В Общественной палате подобные прецеденты рассматривает комиссия по этике. Неплохо было бы создать такую и в СПЧБ», — рассказала сегодняшним «Известиям» Тополева-Солдунова.
Рабочая группа СПЧ, состоящая из четырех человек: Марии Каннабих, Елены Масюк, Евгения Мысловского и Ильи Шаблинского, выехала в ИТК-14 УФСИН Мордовии после того, как участница Pussy Riot Надежда Толоконникова объявила голодовку в знак протеста против нарушений в исправительном учреждении. После возвращения правозащитников было представлено два доклада, содержащих противоположные мнения. В докладе Масюк акция Толоконниковой названа «спланированной провокацией». В докладе Шаблинского говорится, что обвинения Толоконниковой в адрес руководства колонии подтвердились и там действительно есть многочисленные нарушения. Имеется также отзыв еще одного члена группы — Евгения Мысловского, который солидарен с Еленой Масюк. Кроме того, Мысловский заподозрил члена совета Павла Чикова в намеренном распространении ложной информации о ситуации в колонии. По мнению Мысловского, Чиков должен был отстраниться от дела и не делать никаких заявлений, поскольку его жена, Ирина Хрунова, является адвокатом Надежды Толоконниковой.
— Думаю, опыт Общественной палаты нам бы пригодился. Там подобные вопросы также возникали, их выносили на обсуждение комиссии по этике. Коллегам просто объясняли, давали понять, что их поведение некорректно. Однажды даже дело закончилось тем, что один из членов палаты вынужден был уйти, потому что коллеги признали его поведение неэтичным, — напоминает Елена Тополева-Солдунова.
Сергей Кривенко, представляющий в президиуме Совета комиссию по военно-гражданским отношениям, также говорит о нарушении внутреннего порядка работы совета.
— Когда выезжает какая-то группа совета, она должна по итогам подготовить общий документ. Естественно, у каждого члена совета есть свое собственное мнение, но они должны быть включены как особые мнения в этот документ, который становится открытым после рассмотрения членами Совета. Сначала общий документ, потом различные мнения: «Я с этим согласен», «Я с этим не согласен». В последнее время было несколько случаев, когда этот порядок нарушался, — отметил правозащитник.
А вот руководитель комиссии по трудовым правам Борис Кравченко не сторонник создания этической комиссии.
— Мальчики-девочки все большие, назначены в президентский совет указом президента. И это не организация, а совещательный орган. Каждый должен понимать, что допустимо, а что нет. Здесь должна действовать самоцензура. Люди все известные, знают, как надо работать, знают, каким шумом отдается слово каждого из них, — подчеркнул Кравченко.
После одобрения президиума, идея будет вынесена на общее заседание совета, которое состоится в середине октября».
1 октября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Тюремная марионетка Pussy Riot» говорилось: «рабочая группа Совета по правам человека считает голодовку активистки панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой заранее спланированной и скоординированной извне.
«Голодовка осужденной Толоконниковой Н.А. была заранее спланирована, организована и скоординирована извне, также как и информационная поддержка в сети Интернет и в СМИ. Эта деятельность осуществлялась в том числе мужем Толоконниковой Н.А. Верзиловым П.Ю., адвокатом Толоконниковой Хруновой И.В., председателем межрегиональной ассоциации правозащитной организации «Агора» (членом СПЧ) Чиковым П.В. Приезд рабочей группы СПЧ, по всей видимости, также планировался заранее», — говорится в отчете группы.
“Вместе с тем, в докладе отмечается, что «в ИК-14 Республики Мордовия (как и во многих других женских колониях России, например, в ИК-28 Пермского края, куда в январе 2013 года выезжала рабочая группа Совета) существует хорошо отлаженная добровольно-принудительная система по бесперебойному обеспечению 12-16-ти часового рабочего дня, также как и работы по воскресным дням», а также низкий уровень оплаты труда за 16-часовой рабочий день, - сообщало издание Newsland. - В связи с этим в СПЧ предложили принять меры по прекращению нарушения трудового законодательства”.
“Согласно докладу Масюк, Толоконникова отказалась назвать фамилии заключенных, пострадавших от насилия в колонии, «и по ним невозможно провести проверку», - писала интернет-газета “Взгляд”.
Тем не менее член СПЧ пришла к выводу, что «в ИК-14 фактически действуют СДИПы (секции дисциплины и порядка, которые формируются из числа осужденных для содействия администрации учреждения в соблюдении лицами, отбывающими наказание, правил внутреннего распорядка), хотя они были упразднены приказом Минюста с 2010 года. Таким СДИПом в ИК-14 является третий отряд, куда переводят для «воспитания» чем-либо недовольных осужденных женщин».
В докладе также отмечается, что бытовые условия заключенных улучшились с момента посещения колонии членами СПЧ в декабре 2012 года. В частности, «за истекший период, с декабря прошлого года, почти во всех жилых помещениях были проведены ремонтные и сантехнические работы: установлены перегородки и двери (соблюдение приватности), установлены новые раковины, унитазы, биде, душевые кабины, а также тэны с горячей водой».
Кроме того, в докладе Елены Масюк содержится рекомендация о переводе Толоконниковой в другой отряд и на более легкую работу, а также о проведении медицинского обследования осужденной.
Члены рабочей группы СПЧ также сообщили, что не нашли достаточных доказательств для возбуждения дел против администрации колонии, где сидит Толоконникова».