FLB: Минтранс выпускает в российское небо летчиков-гастарбайтеров. Это уничтожит в стране систему подготовки летного состава, считают эксперты
"«Российские авиакомпании смогут нанимать пилотов- иностранцев, об этом говорится в проекте постановления правительства. Документ предполагает, что перевозчики смогут привлечь по 200 человек в год в течение пяти лет», - передает 9 июля радио «Русская служба новостей» (РСН).
«Росавиация будет распределять квоты среди авиакомпаний на прием иностранных командиров воздушных судов (КВС) на работу пропорционально объему перевезенных пассажиров и груза за предшествующий календарный год, следует из подготовленного Минтрансом РФ проекта постановления, размещенного на сайте Минэкономразвития, - сообщало накануне агентство ПРАЙМ.
Крупнейшие российские авиаперевозчики неоднократно жаловались на дефицит летного состава. В связи с этим, Минтранс разработал поправки, благодаря которым в российских авиакомпаниях смогут работать иностранные пилоты. Программа рассчитана сроком на пять лет.
В проекте говорится, что если суммарная потребность в пилотах, заявленная авиакомпаниями, превышает установленную численность, то Росавиация будет распределять численность КВС между авиакомпаниями пропорционально объему выполненных перевозок пассажиров, багажа, груза и почты, исчисляемому в пассажиро-километрах и тонно-километрах».
“Контракты с иностранными КВС можно заключать максимум на пять лет и до конца "периода привлечения". То есть КВС, приглашенный в последний год действия квоты, сможет трудоустроиться только на год. Источник в Минтрансе говорит, что порядок привлечения иностранных КВС планируется утвердить до конца лета, а их наем может начаться уже с зимнего сезона”, - пишет в номере за вторник “Коммерсант”.
«Больше всех в этой мере заинтересован «Аэрофлот» — он готов выбирать квоту полностью. В профсоюзе пилотов считают, что авиакомпании сэкономят на гастарбайтерах 20-30% от зарплаты их российских коллег», - отмечает сегодня Газета.Ру.
“Прошлой осенью предоставить авиакомпаниям возможность нанимать иностранных пилотов президента Владимира Путина просил гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. Он пояснял, что в авиационной сфере дефицит пилотов, из-за чего компании взвинчивают цены на перевозки и зарплаты летчикам. О намерении правительства выполнить эту просьбу в феврале заявляли в Минтрансе, - напоминает Newsru.com.
Большинство экспертов, обсуждая перспективы пополнения отрасли иностранными пилотами, предполагали, что работать они будут не хуже россиян. В то же время специалисты предупреждали, что проблемы дефицита кадров, ради которой реализовывалась инициатива, это не решит. Кроме того, высказывалось мнение, что такая мера создаст угрозу разрушения системы подготовки летчиков в России».
«Например, компания "Трансаэро" утверждает, что у нее нет дефицита пилотов (КВС), но "для развития компании нужны новые летные кадры", - пишет сегодня Полит.Ру.
Есть другая проблема: производство неквалифицированных летчиков. В шереметьевском профсоюзе летного состава отмечают, что "с 2012 года около 300 выпускников летных училищ не могут устроиться на работу": "Они не доведены до должного уровня, но авиакомпании не берутся их доучивать, ведь на это нужны дополнительные средства".
В профсоюзе пилотов считают, что КВС таких компаний, как Lufthansa или Air France, вряд ли пойдут работать на российский рынок, а законопроект нацелен на работников из СНГ. "Там остались невостребованные пилоты, обучавшиеся еще в советские годы. Скорее всего, их пригласят на 70-80% от зарплат российских летчиков"».
5 марта в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Небесные льготы гастарбайтеров» говорилось: «получив квоты на привлечение 200 иностранных пилотов, крупнейшие российские авиакомпании теперь просят льгот для будущих сотрудников. Так, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев и генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова обратились к министру транспорта Максиму Соколову с предложением снизить налоги и упростить визовый режим для пилотов-иностранцев.
Иностранных пилотов, допущенных к работе в отечественных авиакомпаниях, необходимо отнести в разряд высококвалифицированных специалистов, пишут в письме министру транспорта Максиму Соколову руководители «Аэрофлота» и «Трансаэро» (копия документа имеется в распоряжении РБК daily). На таких специалистов не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Кроме того, срок пребывания высококвалифицированных сотрудников не ограничивается одним годом. А их доходы облагаются по ставке налога 13% (вместо 30%, установленных для неквалифицированной рабочей силы).
Письмо стало реакцией на публикацию проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части снятия ограничения на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей, опубликованного в феврале на сайте Минтранса. Согласно пояснительной записке к законопроекту, «гражданской авиации требуется ежегодное пополнение в количестве не менее 1200 человек летного состава», тогда как отечественные вузы в 2013 году смогут подготовить только 925 человек (к 2017 году эта цифра вырастет до 1080 человек). Согласно законопроекту для решения проблемы в отечественные авиакомпании планируется привлечь не более 200 иностранных пилотов.
По словам источника издания, знакомого с ходом обсуждения законопроекта, установление квот автоматически лишает иностранных пилотов статуса высококвалифицированных работников и сопутствующих налоговых и визовых льгот. Как отмечает собеседник издания, на сохранении квот для пилотов настояло Министерство труда и соцзащиты.
В «Аэрофлоте» подтвердили факт обращения к главе Минтранса, отметив, что законопроект нуждается в корректировке. «Непризнание пилотов высококвалифицированными специалистами нарушает морально-этические нормы и не соответствует действительности», — отметила в своем «Твиттере» гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова.
Официальный представитель Минтранса отметил, что законопроект сейчас проходит общественное обсуждение, позже он будет обсуждаться с профсоюзами. По его прогнозам, на это уйдет месяц.
«Если признать иностранного летчика неквалифицированным специалистом, то авиакомпания будет платить не 13%, а 30% подоходного налога. Больше, чем российским пилотам, иностранцам по закону платить будет нельзя, — отмечает вице-президент профсоюза летного состава России Олег Буленков. — При таких условиях иностранные пилоты не поедут в Россию»”, - писало деловое издание РБК daily.