FLB: «Росгидромет: два десятилетия космической слепоты. Росгидромет в своей прогностической деятельности сегодня на 90- 95% использует данные с зарубежных космических аппаратов. Сейчас на орбите работают только 2 отечественных метеоспутника. Хотя по плану к настоящему времени должно было уже летать 10 спутников метеорологического назначения. Интервью журналиста Анатолия Журина с советником руководителя Росгидромета Валерия Дядюченко
"
Мы привычно воспринимаем сводки о цунами в районе Сахалина или Курильских островов, понимая, что обстановка в этой части территории России уж больно зависит от переменчивого норова совсем не спокойного Тихого океана. А вообще огромная территория страны ежегодно подвергается немалому числу опасных гидрометеорологических явлений, более трети которых наносят значительный экономический ущерб, порой сопровождающийся и человеческими жертвами. Ураганы, смерчи, ливни, «ледяной дождь», снегопады, засухи, морозы, сели, весенние половодья и дождевые паводки, нагоны на морские побережья и другие явления с высокой степенью повторяемости нас посещают. Похоже, их приход в любую точку России с высокой точностью предсказать не представляется возможным. Тому пример – совсем не детские шалости недавнего смерча в Тульской области, к которому по большому счету регион подготовлен не был. Какие все же возможности повысить защищенность населения, минимизировать материальные потери существуют сегодня? На этот вопрос мы попросили ответить советника руководителя Росгидромета Валерия Дядюченко:
- Реалии таковы: в условиях меняющегося климата и роста урбанизации число значимых опасных явлений (ОЯ) за последние десятилетия существенно возросло (примерно на 6% в год). Так, если в 1990-2000 годах количество ОЯ, нанесших значительный ущерб, составляло в среднем за год 150-200, то дальше их уже было 300-350, а аномальным в этом смысле был минувший 2012 год - 469. В целом же в Российской Федерации в минувшем году отмечалось 987 опасных гидрометеорологических явлений. При этом возрастает не только их масштабность и интенсивность, но и растут материальные потери. Так, в 2012 году явлениями, нанесшими значительный ущерб, были катастрофические паводки, вызванные очень сильными июльскими дождями в Краснодарском крае (в Новороссийске, в Крымске , в Геленджике ). Целая серия известных мощных стихийных явлений, прокатившаяся по стране уже в этом году заставляет Росгидромет наращивать усилия по модернизации отечественной наблюдательной системы, по обеспечению доступности штормовой информации о надвигающихся опасных гидрометеоявлениях.
- И, тем не менее, людские и экономические потери на сегодня особого оптимизма не внушают. Помимо инерционности реагирования на ожидаемые стихийные бедствия региональных властей, не говорит ли это ещё и об отставании развития средств государственной наблюдательной сети? Как человек, два десятилетия проработавший в должности заместителя руководителя Росгидромета, скажите: есть ли шансы предупреждения о грозящего тому или иному региону стихийного бедствия сделать более ранними?
- Вопрос этот достаточно большой и в общем не дешевый. Действительно, основной источник получения информации о состоянии окружающей среды - государственная наблюдательная сеть, включающая в себя наземную систему стационарных и подвижных пунктов, в рамках которых проводятся более 30 видов наблюдений, и космическую систему наблюдений. По состоянию на начало этого года она состояла из 1766 пунктов метеорологических, 116 пунктов аэрологических и 3433 пункта гидрологических и других видов гидрометеорологических наблюдений. Практически по всем видам наземных наблюдений Росгидромет проводит существенную модернизацию, автоматизацию своих систем, включая создание единой системы метеорадиолокационных наблюдений от Калининграда до Петропавловска-Камчатского на базе нового отечественного радиолокатора ДМРЛ-С, изготовленного по заказу Росгидромета концерном "Алмаз-Антей". Эта система позволяет в режиме реального времени (с десятиминутным обновлением) получать реальную картину перемещающихся по стране мощных стихийных явлений, которая будет передаваться в принимающие решения ведомства а также в Интернет.
Однако крайне важным звеном комплексной системы раннего предупреждения опасных природных явлений является космическая группировка гидрометеорологических, океанографических, гелиогеофизических спутников и спутников мониторинга природной среды. Сегодня Всемирная метеорологическая организация (ВМО) считает данные метеоспутников важнейшими для расчётов прогнозов погоды.
России, чтобы не зависеть от зарубежной спутниковой информации, являющейся, по сути, стратегической, нужно иметь национальную группировку в составе четырёх полярно-орбитальных, включая один специализированный океанографический спутник, трех геостационарных метеоспутников и двух метеорологических спутников на высокоэллиптических орбитах. (Рис.1). Эти планы отражены в утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года.
- А сколько у России сегодня своих метеоспутников?
- В настоящее время на орбите функционируют со значительными отклонениями от заданных характеристик только два отечественных метеоспутника, что для нашей страны с самой большой территорией в мире крайне недостаточно. (Рис.2). Из-за целого ряда неработающих на борту этих спутников приборов их данные не могут использоваться в оперативных расчетах суперкомпьютерами прогноза погоды. И это при том, что по первой редакции Федеральной космической программы (ФКП) на 2006-2015 годы к настоящему времени должно было уже летать 10 спутников метеорологического назначения, а всего до 2015 года – 13. Скажу честно: ход выполнения ФКП у нас не вызывает оптимизма. Последний перенос запуска спутника «Метеор №2» из-за его неготовности был озвучен в конце прошлого года: теперь его должны запустить этой осенью. Только что перенесен на лето следующего года запуск геостационарного метеоспутника «Электро». В целом до конца года “планировалось” запустить три спутника метеорологического назначения, а еще 8 – в 2014-2015 годах.
- Виновных в отставании нашли?
- На сегодня не решена главная проблема – возвращение Росгидромету наработанных годами функций заказчика космических систем. Так что, с учетом оценки фактических результатов за прошедшие почти двадцать лет, отношение к возможной реализации в нашей части Федеральной космической программы весьма скептическое. Результат таков: Росгидромет в своей прогностической деятельности сегодня на 90- 95% использует данные с зарубежных космических аппаратов. Особую тревогу эта ситуация вызывает, учитывая наличие между ЕС и США специального соглашения об ограничении доступа третьих стран к оперативным данным метеонаблюдений из космоса.
- А это означает…
- А это означает, что при объявлении кризисной ситуации данные с американских и европейских спутников будут передаваться только в кодированном виде. Так что срочное воссоздание отечественной метеорологической спутниковой группировки сегодня как никогда актуально.
- А кто у нас сейчас является заказчиком спутников?
- В 1994 году функции государственного заказчика по космическим системам гидрометеорологического, океанографического, гелиогеофизического мониторинга и мониторинга природной среды переданы от Росгидромета, основного потребителя информации, непосредственному производителю спутников – Роскосмосу. Кстати, по заказу Госкомгидромета СССР до 1994 года было изготовлено и запущено около полусотни метеоспутников, и тогда постоянно действующая группировка из трех-пяти спутников полностью обеспечивала потребности страны в космической метеорологической информации и считалась самой представительной и востребованной в мире.
- А что говорит зарубежный опыт?
- Совмещение функций заказчика и непосредственного исполнителя – нонсенс. Этот крайне затратный способ решения сложных проектов противоречит Гражданскому кодексу и рыночным принципам эффективного разделения полномочий при создании на средства федерального бюджета таких сложных и дорогостоящих высокотехнологических систем, какими являются метеорологические космические системы. Во всех запускающих метеоспутники странах – США, Китае, ЕС, Японии, Республике Корея – эти полномочия разделены между гидрометслужбами стран и космическими агентствами. В результате, к примеру, США и Китай ежегодно запускают как минимум по одному метеоспутнику, что существенно улучшает информированность населения этих стран о погоде и стихийных явлениях, чем и мы, хоть и с ограничениями, пользуемся. Недавно делегация Росгидромета ездила в Китай, где ознакомилась с, несомненно, положительным опытом по созданию и использованию метеоспутников в этой стране. Там госзаказчиком по метеоспутникам у космического агентства является сама Китайская гидрометслужба. Так вот за последние 10 лет в стране запущено 14 метеоспутников, данные с которых активно используются в расчетах погоды, да и вообще в Китае метеоспутники самые востребованные и многочисленные из всех космических аппаратов. К слову, в рамках ВМО китайская группировка метеоспутников по своей совокупной информативности уверенно стремится к лидирующим позициям в мире. К сожалению, о наших метеоспутниках международное метеосообщество знает только из докладов российских представителей-реально же их из-за низкого качества приборов никто в мире их всерьез не воспринимает, а полученные с них данные в прогнозах погоды не используют.
- Почему этот вопрос не поставлен на правительственном уровне?
- Почему не поставлен? Ещё 21 февраля 2001г о необходимости срочного восстановления отечественной метеогруппировки спутников и возвращения для этого функции гоcзаказчика Росгидромету обратилась к Правительству России Госдума. По поводу возврата функций госзаказчика от Роскосмоса Росгидромету имеются поручения В.В.Путина от 5 апреля 2011 года и Д.А.Медведева от 16 июля 2011 года. Существует разработанный Минприроды России соответствующий законопроект, согласованный с Минэкономразвития, Минфином, Минобороны, Минюстом, Российской академией наук, однако из-за особой позиции Роскосмоса вопрос пока не решен. Хотя Минобороны (по спутникам специального назначения) и Минкомсвязи (по спутникам связи) являются госзаказчиками. Возвращение функции гоcзаказа ведомствам-пользователям спутниковой информацией считают одним из главных условий выхода космической промышленности из кризиса и ведущие ученые самой космической отрасли.
- Словом, приходится цитировать бессмертную фразу Остапа Бендера: «заграница нам поможет (космической информацией)…»
- К сожалению, учитывая позицию США и ЕС, это ненадолго, по крайней мере, не навсегда. Но за державу, согласитесь, обидно…
- Как же найти выход из такой неэффективной системы создания метеоспутников?
- Выход один: Нужно вернуть с 2016 года (года начала действия новой Федеральной космической программы) функции госзаказа по спутникам метеорологического назначения Росгидромету, и, в конце концов, все наладится, спутники появятся, у них будут свой оператор, и заинтересованный пользователь, как и у всех цивилизованных стран.