Архангельский траловый флот не дотянет до «Русского моря»
FLB: АТФ уверенно идет на дно накануне собственной приватизации
"«Приватизация Архангельского тралового флота должна была состояться уже в этом году, однако финансовое положение компании резко ухудшилось. Согласно заключению, кредиторская задолженность компании увеличилась до 618 млн рублей, - сообщает 13 июня портал «Северная неделя».
Как говорится в докладе ревизионной комиссии РФ, особое внимание нужно обратить на долг перед Ocean Ship Services (Виргинские острова) в 233 млн рублей, отмечая, что при такой задолженности «существует реальная угроза подачи данной компанией на банкротство АТФ». Но даже если компанию не попытаются обанкротить сторонние контрагенты, то она может быть вынуждена подать на собственное банкротство.
По итогам года размер чистых активов АТФ стал меньше уставного капитала на 31% и составил 1,057 млрд рублей. Если стоимость чистых активов остается меньше его уставного капитала, АТФ в шестимесячный срок должен принять решение либо об уменьшении уставного капитала, либо о ликвидации, говорится в документе. Общие финансовые показатели компании также не внушили ревизионной комиссии оптимизма: выручка за 2012 год составила 3,44 млрд рублей, чистая прибыль уменьшилась в 4,2 раза, до 32,9 млн рублей».
«Завтра в Москве в офисе ОАО «Газпромбанк» состоится встреча, посвященная решению проблемы затянувшейся приватизации самого старого северного флота России. Отчуждение находящихся в федеральной собственности акций предприятия, которое должно было произойти еще в 2012 году, так до сих пор не объявлено. В состав АТФ входит 21 промысловое судно, береговая инфраструктура, в том числе рыбоперерабатывающий завод. Компания экспортирует треску, пикшу, сельдь,скумбрию, гребешок. А главным преимуществом предприятия являются самые крупные квоты на ловлю трески и пикши, - пишет в четверг «Эксперт – Северо-Запад».
Судя по результатам аудита, дела у компании, 100% акций которой принадлежит государству, идут плохо. В 3,5 раза выросла дебиторская задолженность – с 93,4 млн. рублей до 323,2 млн рублей. Также увеличилась и кредиторская задолженность порта в полтора раза – до 618 млн. рублей. Финансовые показатели тоже весьма плачевны. За 2012 год выручка предприятия составила 3,44 млрд. рублей, а чистая прибыль уменьшилась в 4,2 раза до 32,9 млн. рублей. И если в конце прошлого года стоимость акций порта оценивалась в 1-1,5 млрд. рублей, то какая цифра будет названа сейчас – неизвестно.
Несмотря на все проблемы, основные претенденты на архангельский траловый порт - группа «Русское море»Геннадия Тимченко и Максима Воробьева, а также фонд UCP Ильи Щербовича – от участия в приватизации отказываться не намерены. Но текущее финансовое положение может сильно осложнить процессы передачи акций частным компаниям. Возможен и другой вариант события – Росимущество может просто снять АТФ с торгов.
Эксперты называют еще одну причину, по которой приватизация вообще может не состояться. Власти не спешат продавать компанию, так как опасаются того, что архангельский траловый порт может в принципе перестать существовать, как это произошло с рядом других предприятий этой отрасли. Флот распродается, персонал распускается, квоты реализуются по рыночной цене. Или другой сценарий – суда могут вывести из Архангельска, если новый владелец, к примеру, уже имеет свой флот в другом порту. Росимущество на протяжении нескольких месяцев занималось согласованием меморандума между АТФ и возможными инвесторами. Согласно принятому документу, на нового собственника накладываются определенные обязательства по сохранению флота в Архангельске и социальной нагрузки, которая обяжет инвестора поддерживать экономику в субъекте и развивать порт.
Пока же на предприятии налицо все признаки кризиса. Региональные СМИ сообщают о массовых забастовках рабочих тралового флота, которые недовольны сокращением штатов. В компании проходит ряд увольнений «по собственному желанию» в целях оптимизации расходов предприятия, оставшиеся береговые работники жалуются на уменьшение и без того небольшой заработной платы в 10 тыс. рублей. При этом большая часть судов стоят на приколе, учитывая то, что сейчас – разгар рыболовного сезона».
«В состав АТФ (100% принадлежит государству) входит 21 промысловое судно, береговая инфраструктура, в том числе рыбоперерабатывающий завод. АТФ экспортирует треску, пикшу, сельдь, скумбрию, гребешок. Наличие у компании самых крупных квот на вылов трески и пикши является ее основной ценностью, рассказывали «Коммерсанту» источники, заинтересованные в приобретении АТФ.
В 2011 году агентом по продаже 100% АТФ был назначен Газпромбанк. Одобрение ФАС на покупку АТФ уже получили Русская рыбная компания (входит в ГК "Русское море"), ООО "Вирма" (учредитель ООО СЗРК), ОАО "Робинзон" (Мурманск), ОАО "Меридиан" и "АТФ Северные инвестиции". Оценка АТФ проводилась дважды. Летом 2011 года центр оценки "Аверс" оценил его в 1,2 млрд руб., годом позже Ernst & Young — в сумму до 4,3 млрд руб.
В Росимуществе не ответили на запрос издания, но источник в ведомстве сообщил, что в случае неблагополучного финансового состояния приватизируемого объекта он может быть исключен из списка приватизации, как это было совсем недавно с ОАО "Свинокомплекс "Пермский"" — долговая нагрузка компании была практически идентична ее годовой выручке».
16 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Геннадий Тимченко утопил выручку» говорилось: «экс-топ-менеджер «Вимм-Билль-Данна» Тимофей Тарасов отправлен в отставку с поста гендиректора «Русского моря» спустя всего полтора года после назначения. Его пригласили в компанию, чтобы повысить ее рентабельность. Но судя по результатам 2012 года, добиться этого не удалось. К управлению «Русским морем» снова вернулся прежний директор Дмитрий Дангауэр, снятый с должности с приходом в компанию нового акционера Геннадия Тимченко осенью 2011 года.
Решение о смене гендиректора в минувшую пятницу, 12 апреля, принял совет директоров ГК «Русское море». Тимофей Тарасов покинет свой пост и уйдет из компании. Совет директоров посчитал нужным вернуться к прежней модели управления, которая существовала до назначения г-на Тарасова: Дмитрий Дангауэр будет совмещать должности гендиректора ГК «Русское море» и главы Русской рыбной компании.
Г-н Дангауэр потерял пост гендиректора «Русского моря» в октябре 2011 года, почти сразу же после того, как акционером компании стала Volga Resources Геннадия Тимченко. Но вторую должность он за собой сохранил.
«Одна из основных задач, стоящих передо мной сейчас, — это выведение финансовых показателей группы в положительную зону, минимизация долговой нагрузки и обеспечение стабильного роста бизнеса», — заявил вчера РБК daily г-н Дангауэр.
Эти же задачи стояли и перед г-ном Тарасовым: повышение прибыльности и обеспечение стабильного роста компаний, входящих в группу. Но финансовые показатели «Русского моря» сложно назвать оптимистичными. Выручка группы по МСФО за первое полугодие 2012 года снизилась на 11,8%, до 7,6 млрд руб., убыток по EBITDA составил 68,1 млн руб., чистый убыток — 290,6 млн руб. По данным неаудированной отчетности за 2012 год, выручка снизилась на 3,3%, до 17,95 млрд руб. При этом падение было как в дистрибуции, так и в сегменте готовой рыбной продукции. Прирост отмечался только в сегменте аквакультуры.
Между тем источник, близкий к акционерам Volga Resources, заявил РБК daily, что г-на Тарасова не увольняли, его уход из компании — это решение самого менеджера. «Он сам попросил об отставке, и просьба была удовлетворена», — добавил источник. Связаться с самим г-ном Тарасовым вчера не удалось.
В «Русском море» говорят, что под его руководством компания сократила издержки, провела реструктуризацию кредиторской задолженности, продала убыточный бизнес — подмосковный завод по производству пресервов из рыбы и морепродуктов. Покупателем этого актива стала белорусская компания «Санта Бремор». Сумма сделки составила 52 млн долл.
Между тем за время нахождения г-на Тарасова на посту гендиректора стоимость акций «Русского моря» снизилась на бирже ММВБ с 80 до 39 руб. за штуку, капитализация упала с 6,3 млрд до 3,1 млрд руб.
Новый гендиректор в лице г-на Дангауэра, по словам председателя совета директоров ГК «Русское море» Максима Воробьева, сосредоточится на развитии дистрибуции и реализации аквакультурного проекта. «Мы полагаем, что опыт и компетенции Дмитрия Дангауэра делают его оптимальным кандидатом для решения этих задач», — цитируется в пресс-релизе г-н Воробьев», - писало деловое издание РБК daily.
- Бывший сослуживец В.В.Путина, нефтетрейдер. Бизнесмен, совладелец входящих в группу "Кинэкс" офшорных компаний-нефтетрейдеров:
финско-швейцарской International Petroleum Products (IPP; бывшая "Юралс Финляндия Лтд", входившая в СП "Юралс") и зарегистрированной на Британских Виргинских островах фирмы Gunvor International. Считается основным бенефициаром фирмы ООО "Трансойл СНГ", с 2005 года сменившего совладельцев "Кинэкс-инвеста" в списке акционеров банка "Россия"