“Решение о форме приватизации Архангельского тралового флота (АТФ) наконец принято. Как сообщил источник в правительственной комиссии по иностранным инвестициям, сделка должна состояться в 2013 году и пройти на условиях аукциона. При этом претендент должен будет подписать соглашение о сохранении среднесписочной численности работников в течение двух лет после сделки. Кроме того, компании, победившей в аукционе, будет запрещено привлекать к управлению Архангельским траловым флотом (АТФ) иностранных граждан и лиц, не имеющих права доступа к гостайне, - пишут 24 декабря “Известия”.
Основными претендентами на АТФ назывались такие компании, как ООО «Вирма» (учредитель ООО «Северо-Западная рыбопромышленная компания — Мурманск») и ООО «ЮСП Северные инвестиции» (владелец — кипрская компания UCP Sea Resources Ltd). Этим компаниям ФАС ранее уже одобрила ходатайства о приобретении актива.
Между тем, по словам источника, правительственная комиссия уже поручила ФАС подписать соглашение об обеспечении выполнения обязательств по покупке АТФ с другими претендентами — ОАО «ГК«Русское море» и его стопроцентной дочкой — ЗАО «Русская рыбная компания». Обе компании летом этого года ходатайствовали о покупке АТФ, но по началу не получили одобрения антимонопольной службы, из-за отсутствия согласия на сделку правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Оно понадобилось из-за структуры компаний — 60,9% акций «Русское море» с 2011 года принадлежит кипрской RSEA Holdings Limited, которая в свою очередь принадлежит совладельцу нефтетрейдера Gunvor и НОВАТЭК Геннадию Тимченко и основателю «Русского моря» Максиму Воробьеву.
В конце ноября комиссия наконец разрешила «Русскому морю» и Русской рыбной компании участвовать в приватизации АТФ.
В «Русском море» ответили, что пока не получали уведомление об условиях сделки, но требования о моратории на сокращение численности персонала и запрет привлекать к управлению флотом иностранных граждан считают адекватными. В пресс-службе ГК пояснили, что решение ходатайствовать о покупке АТФ через дочку группы было принято, чтобы повысить шансы на одобрение сделки. Дело в том, что Русская рыбная компания имеет больший оборот по сравнению с «Русским морем», и если бы проводился конкурс с условием, что оборот компании должен составлять более 1 млрд рублей, «Русское море» не смогло бы участвовать в нем.
Cейчас эти опасения напрасны, так как правительство приняло решение о проведении аукциона, а не конкурса. Споры о форме проведения сделки велись уже не первый месяц. Основными оппонентами были Министерство экономического развития, выступавшее за аукцион, и Росрыболовство, настаивавшее на конкурсе. По мнению ведомства Андрея Крайнего, конкурс можно обставить рядом условий для победителей, касающихся в том числе инвестиций, невывода флота из Архангельска и сохранения социальной составляющей и рабочих мест. В Росрыболовстве категорически возражали против продажи АТФ через аукцион. Эта позиция так же высказывалась трудовым коллективом АТФ и Администрацией Архангельской области, которые опасались, что такая сделка может привести к массовым увольнениям сотрудников АТФ.
— В случае аукциона через два года после покупки новый собственник АТФ выведет флот в Мурманск, что гораздо рентабельнее с точки зрения промысла и логистики, но тем самым он отрежет всю социалку в виде устаревшего холодильника и перерабатывающих мощностей, оставив без работы 350 семей. Поэтому для государства целесообразнее было бы провести конкурс, по условиях которого собственник возьмет на себя обременения в виде той инфраструктуры и тех рабочих мест, которые сейчас находятся в Архангельске, — объясняли свою позицию в «Росрыболовстве».
Источник в правительстве, знающий ситуацию, прокомментировал выбор аукциона тем, что это более прозрачный механизм, нежели конкурс. Кроме того, он гораздо более выгоден государству с финансовой точки зрения — на аукционе побеждает тот, кто предлагает больше денег.
— По-моему, удалось достичь компромиcса: с одной стороны, это аукцион, который действительно может принести государству максимум прибыли, но с другой — условия по сохранению флота тоже остается, — говорит собеседник.
— Сейчас сложилась такая ситуация, что нужно так или иначе приватизировать флот, поскольку продажа АТФ уже напоминает историю с кошкой: можно по частям пилить хвост, а можно сразу. Процесс затянулся так сильно, что уже не является полезным для флота, поэтому считаю решение об аукционе нормальным, — говорит заместитель главы Росрыболовства Александр Савельев».
28 ноября в публикации “Тимченко “потралили” на случай войны” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “Федеральная службе безопасности одобрила участие Русской рыбной компании Геннадия Тимченко в приватизации Архангельского тралового флота (АТФ). По мнению ФСБ, угрозы государственной безопасности сделка не несет.
Соответствующее заключение подготовило силовое ведомство, рассказал источник в правительстве. Вице-премьер Аркадий Дворкович подтвердил «Известиям», что вопрос участия компаний с зарубежным капиталом в покупке АТФ будет рассматриваться правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями в среду, 28 ноября.
ЗАО «Русская рыбная компания» — стопроцентная «дочка» ОАО «ГК «Русское море». В июле Федеральная антимонопольная служба сообщила, что не может удовлетворить ходатайство группы «Русское море» о покупке 100% Архангельского флота, поскольку такая сделка требует согласования по закону об иностранных инвестициях. Дело в том, что рыболовецкая отрасль относится к стратегическим — иностранным компаниям нельзя владеть квотами на добычу водных биоресурсов. Помехой стала структура собственности группы — с 2011 года 60,9% акций «Русского моря» принадлежит кипрской RSEA Holdings Limited (Кипр), которая принадлежит на паритетной основе совладельцу нефтетрейдера Gunvor и газовой НОВАТЭК Геннадию Тимченко и основателю «Русского моря» Максиму Воробьеву. С такой же проблемой столкнулась и Русская рыбная компания. Обе сделки требуют одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям и всех заинтересованных ведомств.
Источник в правительстве рассказал «Известиям», что ФСБ и Минсельхоз не возражают против участия «Русского моря» и Русской рыбной компании в приватизации АТФ. Правда, оба ведомства рекомендуют правительственной комиссии возложить на заявителей определенные обязательства, в частности обязать сохранить целостность флота и не допустить сокращения численности работников.
Кроме того, Минсельхоз ждет от нового собственника АТФ действий по сохранению добычи низкорентабельных видов рыб, а также запрещает перепрофилировать грузовые терминалы в Архангельске и менять место базирования (на порт Мурманск). Минсельхоз не хочет, чтобы остановились предприятия береговой переработки в Архангельске. В Минсельхозе на захотели комментировать свое решение.
ФСБ в большей степени волнует вопрос возникновения угроз безопасности государства, там считают необходимым обязать нового владельца выполнять работы по поддержанию мобилизационных мощностей.
— На случай войны у всех больших государственных предприятий есть мобилизационные мощности. У шинников это специальные станки, на которых делают шины для БТР и танков, у моряков — корабли, которые могут использоваться в качестве военных судов. АТФ поставляет достаточно большое количество рыбы военным, морякам, соответственно, у флота стоит оборудование, на котором можно делать консервы для военных нужд, — предполагает сотрудник «Русского моря».
Кроме того, ФСБ ждет от компании-заявителя бизнес-плана по развитию флота в части объемов добычи в будущем, обновления оборудования и окупаемости.
— В чем подозревают СЗРК [Северо-Западный рыбопромышленный консорциум] или мурманчан [Мурманский траловый флот]? В том, что они пустят корабли в металлолом, возьмут флот себе и начнут своими кораблями всё ловить. У нас в отличие от СЗРК нет своих кораблей и инфраструктуры, а их интересуют только квоты, — говорит источник в «Русском море».
Заместитель главы Росрыболовства Александр Савельев сказал «Известиям», что его ведомство также активно выступает за сохранение инфраструктуры, рабочих мест, перерабатывающих фабрик, то есть всего того, что не позволит компании сразу после приобретения уехать в Мурманск, который является незамерзающим портом.
В пресс-службе «Русского моря» ответили, что предъявленные ведомствами требования адекватны. Но сообщать свое окончательное мнение до решения правительства не стали.
АТФ на 100% принадлежит государству и был внесен в план приватизации госимущества на 2012 год. Стоимость АТФ, по разным оценкам, может составлять от 1 млрд рублей (с учетом долгов, социальных обязательств и других возможных обременений) до более чем 4 млрд рублей (с учетом имеющихся у компании крупных квот на вылов рыбы). Банком-агентом по подготовке приватизации АТФ Росимущество назначило Газпромбанк, который в мае предлагал три варианта приватизации — конкурс с предквалификацией, аукцион и продажу единственному покупателю. В СЗРК тогда заподозрили, что на стадии предквалификации участников конкурса Газпромбанк хочет отсеять всех претендентов, кроме «Русского моря». Окончательного решения по срокам приватизации и форме (аукцион или конкурс) еще не принято.
АТФ, основанный в 1920 году, является старейшим флотом на севере России. В его состав входит 20 рыболовецких судов и береговая инфраструктура — склады-холодильники, рыбоперерабатывающий завод. Основной вид деятельности — добыча трески, сельди, скумбрии и мойвы. Чистая прибыль компании в 2011 году составила 138 млн рублей (в 2010 году компания зафиксировала убыток 7,1 млн рублей). Выручка в 2011 году составила 3,2 млрд рублей, что на 20% превысило уровень предыдущего года», - писали «Известия».
Также на эту тему: “Геннадий Тимченко сбывает консервы”, «Резиденту разрешили потралить на Родине».
|