FLB: Экс-чиновник, обвиненный в хищении бюджетных денег при строительстве «дешевых» гаражей, избегает встречи со следствием в психиатрической клинике
"“В рамках скандального уголовного дела о хищении 130 млн рублей при реализации московской городской программы «Народный гараж» Следственный комитет по Москве предъявил обвинение в мошенничестве Владимиру Шапошникову, одному из бывших руководителей ГУП «Управление гаражного строительства», некогда выступавшего заказчиком строительства дешевых гаражных комплексов для москвичей. По версии следствия, в период, когда мэром столицы был Юрий Лужков, Шапошников участвовал в хищении бюджетных средств вместе с бизнесменами и другими бывшими чиновниками правительства Москвы, оплачивая строительство гаражей по завышенным ценам. Сам чиновник пока избегает следователей и сейчас находится на обследовании в психиатрической клинике, - пишут 6 июня “Известия”.
Владимир Шапошников стал фигурантом уголовного дела, по которому также ранее были предъявлены обвинения бывшим кураторам программы «Народный гараж» — первому замглавы департамента градостроительной политики Москвы Константину Королевскому и руководителю департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александру Левченко. По версии следствия, Королевский с 2006 года превратил программу «Народный гараж» в свой бизнес и несколько лет «выкачивал» бюджетные деньги в том числе и через ГУП «Управление гаражного строительства» (УГС) Москвы, которое выступало техническим заказчиком проекта.
Напомним, что идея строительства «народных гаражей» появилась в столичной мэрии в 2003 году. Тогда в городе насчитывалось более 3,5 млн автомобилей, для которых решили организовать 1,5 млн мест в многоуровневых паркингах.
Реализация программы застопорилась с самого начала. Первоначально правительство Москвы обещало, что стоимость одного парковочного места не превысит $2 тыс., но эта цена оказалась нерентабельной. В 2008 году Королевский заявил, что гаражи отныне будут продавать не дешевле 300 тыс. рублей. Однако гаражи никто не строил, поэтому даже за эти деньги купить их было невозможно.
По версии следствия, выделенные на программу «Народный гараж» 130 млн рублей были похищены, поэтому в ноябре 2009 года против чиновников было возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
Источники издания в правоохранительных органах пояснили, что схема хищения средств была следующей: Королевский брал в долю знакомых бизнесменов, помогая им выигрывать тендеры на строительство гаражных комплексов, с которыми затем УГС заключало договоры.
— По неформальному соглашению с чиновниками бизнесмены по документам завышали стоимость работ и материалов, а также заключали дополнительные договоры, заведомо невыгодные для заказчика, — приводят версию хищения следователи.
Например, в 2007 году госзаказ на 13 млн рублей на экспертную оценку земельных участков под строительство гаражей выиграло управление экспериментальной застройки «Паркинг». Согласно контракту, обследование одного участка экспертами компании обходилось бюджету в 95 тыс. рублей. Контракт был выполнен.
В августе 2009 года МВД проверило расходование бюджетных средств и обнаружило, что «Паркинг» без тендера получил аналогичный госзаказ уже на 130 млн рублей. По версии следствия, Левченко и Королевский подписали с компанией допсоглашение. Согласно новому контракту, обследование каждого участка обошлось бюджету в 1,5 млн рублей — в 15 раз дороже.
Как считают следователи, выделенные на программу «Народный гараж» 130 млн рублей были похищены, поэтому в ноябре 2009 года против чиновников было возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
Первоначально следствие считало, что в аферу были вовлечены десятки должностных лиц, включая руководство ГУП УГС — Владимира Шапошникова и Юрия Гуна, а также другие высокопоставленные чиновники из правительства Москвы. Следствие утверждает, что они стали жертвой «преступного замысла Королевского». Теперь в правоохранительных органах уверены в том, что Шапошников также участвовал в махинациях, подделывая документы. Ему уже предъявлены обвинения по ст. 159 УК («Мошенничество»).
Однако он пока остается недоступен для следствия. В последнее время Шапошников фактически постоянно находится на обследовании или лечении в различных столичных клиниках и предоставляет следователям справки о том, что он не может участвовать в допросах по состоянию здоровья.
— Сейчас Шапошников находится в одной из столичных психиатрических клиник, где проходит обследование, — рассказали изданию источники в правоохранительных органах.
В ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения» Москвы, которое сейчас курирует столичную программу «Народный гараж», «Известиям» пояснили, что Шапошников и другие бывшие руководители ГУП УГС у них не работают, а сама организация не имеет никакого отношения к аферам с бюджетными средствами».
21 ноября 2010 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Парадоксы кадровой чистки» говорилось: «с «Народным гаражом» в столице не заладилось с самого начала: сразу заговорили о том, что реализация московской целевой программы строительства гаражей-стоянок может затянуться еще на несколько лет. Ответственным за это чиновникам в правительстве Москвы хотелось бы преподнести долгострой как объективно обусловленный. Но москвичи не верят словам столичных чиновников, указывая на то, что вместо обещанных 58 тыс. машиномест построили только 953, а стоимость такой стоянки выросла с первоначальных 60 тыс. рублей до 350 тыс. рублей. Вот и еще достоянием гласности стала информация о том, что кураторы «Народного гаража» подозреваются в хищении бюджетных миллионов.
В середине декабря 2009 года СКП по городу Москве возбудило уголовное дело против столичных чиновников — бывших первых замов руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Александра Левченко (в 2008 году он возглавил департамент дорожно-мостового и инженерного строительства) и Константина Королевского — по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ. Оба курировали городскую программу «Народный гараж».
В рамках подготовки к строительным работам необходимо было провести анализ обременений земельных участков, на которых должны возводиться многоэтажные гаражи. Проведение экспертизы департамент градостроительной политики доверил некоему ЗАО «Управление экспериментальной застройки — Паркинг», с которым летом 2006 года заключил госконтракт на общую сумму 13 млн. 200 тыс. рублей — по 96 тыс. рублей за каждый участок. Подписывал договор Александр Левченко, а контролировал исполнение Константин Королевский, который, как выяснилось, до 2006 года являлся одним из учредителей этого самого ЗАО.
Конечно, выбор исполнителя работ сам по себе должен был насторожить не столько коллег чиновников, сколько правоохранительные органы. Но работы были выполнены точно в срок — до 25 декабря 2006 года — и в полном объеме. А вот далее начались странные вещи. Каким-то загадочным образом, в нарушение федерального законодательства, был продлен еще на год срок исполнения работ по контракту, увеличилась их стоимость из расчета 750 тыс. рублей за участок и соответственно из бюджета города выделены дополнительные средства.
По версии следствия, Левченко и Королевский организовали согласование и подписание актов приема якобы выполненных работ по различным московским адресам на общую сумму свыше 109 млн. 400 тыс. рублей. В результате чего эти деньги были сначала перечислены ЗАО, а потом переведены на счета иностранных оффшоров. Следствие также проверяет информацию о принимавших участие в экспертных работах субподрядных организаций, зарегистрированных по утерянным и похищенным паспортам граждан РФ.
Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин прямо заявил, что подозрения следователей вовсе не связаны с программой «Народный гараж». Нужно учитывать, что Левченко на протяжении многих лет являлся членом совета директоров ОАО «Мосинжстрой» — одной из ведущих строительных компаний в городе. А в состав компании входило ОАО «Горнопроходческих работ № 1» (ГПР-1), к рейдерскому захвату которого Левченко, как писали СМИ, имел непосредственное отношение. (До перехода на госслужбу Левченко руководил СУ-19, структурным подразделении ОАО «ГПР-1», позднее приватизированным «Мосинжстроем».) Под его непосредственным руководством строились торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд», подземная часть «Москва-СИТИ», несколько пешеходных переходов в районе Садового кольца, подземная автостоянка-паркинг на Театральной площади и другие значимые объекты в центре столицы, за подряд на которые из года в год бьются на конкурсах различные строительные организации.
Но в декабре 2009-го Левченко неожиданно заявил, что денег на строительство новых дорожных объектов в 2010 году нет», писала Анна Прохоренко на FLB."