Новый мэр Сергей Собянин сразу и без обиняков дал понять чиновникам правительства Москвы, что они лишатся должностей, если не выполнят данные им поручения. «Чтобы не было никаких поборов, неформальных платежей через «левые» конторы, и экспертные организаци. По первому же сигналу будут приниматься решения, в том числе и кадровые», - заявил недавно Собянин на заседании московского правительства. При этом на лицах немолодых чиновников читалось плохо скрываемое безнадежное отчаяние. В Тюменской области при Собянине была выстроена система равноудаленности от всех финансово-промышленных групп. Все решения принимались, исходя из целесообразности и полезности для региона, а не на основе человеческой близости или личной преданности. «Новый мэр будет решать городские проблемы жестко и конкретно, как он решал их, будучи губернатором Тюменской области. Все его подчиненные тогда трепетали от ужаса, что они не «дотянут» решение того или иного вопроса, не говоря о том, чтоб кто-то рискнул брать взятки. И как ни странно звучит, но это правда!» - заметила Ольга Чернокоз, главный редактор федерального журнала «Регионы России: национальные приоритеты», членом Редакционного совета которого является Сергей Собянин. Судя по тому, что Собянин, переезжая из Тюмени в Москву на пост главы администрации президента РФ, взял с собой лишь пару человек, он не сторонник клановых связей. Собянин – человек системы, а не личных привязанностей. Наблюдения экспертов подтверждаются последними кадровыми решениями нового мэра. Во-первых, Собянин отправил в отставку руководителя департамента земельных ресурсов (ДЗР) Москвы Виктора Дамурчиева. На его место назначена Галина Браздникова, ранее занимавшая пост первого заместителя руководителя ДЗР. Как предполагают эксперты, она может оказаться временным исполнителем роли бывшего руководителя. Виктор Дамурчиев входил в число чиновников-аутсайдеров, которые вряд ли будут переназначены на свои должности новым мэром Москвы, во многом по той причине, что Дамурчиев был известен как верный исполнитель воли бывшего мэра. Его бывшая первый заместитель, Галина Браздникова, занимает этот пост с 2000 года, в том числе она курировала финансовую деятельность Департамента и руководила Территориальным объединением регулирования земплепользования (ТОРЗ) по Центральному административному округу. Рокировка в Департаменте земельных ресурсов Москвы прошла на фоне перестановок, которые Сергей Собянин произвел 26 октября в столичном правительстве. В частности, со своего поста был смещен глава комплекса земельно-имущественных отношений Владимир Силкин. Его также заменила женщина— это молодой специалист, бывшая заместитель главы Росимущества юрист Наталья Сергунина. По мнению председателя одного из первых по времени создания ТСЖ в городе Петра Тюленева, Виктор Дамурчиев — это «безграмотный руководитель, как и его команда». ТСЖ под руководством Петра Тюленева уже пятый год подряд добивается выделения земли в собственность, ведет оживленную переписку с земельным департаментом, а также судится с ним в Тушинском суде Москвы на предмет выделения товариществу положенной по закону земли. «Мы писали руководству депратамента довольно дерзкие письма, в которых опровергали приведенную Виктором Дамурчиевым информацию о том, что в столице существуют ТСЖ, которые смогли отмежевать и оформить землю в свою собственность. А в ответ получали непрофессиональные письма не по существу»,— заявил Петр Тюленев. Дамурчиев – абсолютно „лужковский кадр“, имеющий с ним кроме дружеских отношений еще и внешнее сходство. За 13 лет „руления“ в Москомземе (МЗК) и ДЗР, в которые уложились бурный рост московского рынка недвижимости с дальнейшим его резких крахом, он выстроил строго вертикальную систему управления ведомством, решения в которой принимались только на самом верху. Очень много скандальных историй связано в последние годы с тем, что ДЗР не оформляли земли в законном порядке. Усугубляли ситуацию и московские законы о земле, которые в ряде норм противоречили (и пока продолжают противоречить) федеральному законодательству. Но и Галина Браздникова ничем положительным себя не зарекомендовала: «это имя известно очень узкому кругу лиц, с радостными событиями не связано, и, как правило, у многих вызывает только горестное восприятие», — говорит эксперт Виктор Солдатенков, бывший начальник юридического управления Москомзема. «Можно предположить, что это временная фигура, пока назначенная на данный пост за неимением иной кандидатуры. Поэтому не исключено, что мы можем ожидать от нового мэра следующих кадровых шагов. Не исключено, что Сергею Собянину придется провести в московском аппарате большую кадровую чистку вплоть до ведущего специалиста. При этом надо обратить внимание на кадровый резерв, который находится ближе к федеральному центру, а не к сформировавшейся московской опухоли, которую нужно оперировать хирургическим путем»,— резюмирует Виктор Солдатенков. Странным образом кадровые перестановки, совершенные новым мэром, не затронули руководителя Комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимира Макарова, подсудимого чиновника. В декабре 2008 года на него было заведено уголовное дело по обвинению в превышении должностных полномочий за предоставление в 50-процентной скидки сроком на пять лет рекламным компаниям "Мосгорреклама", "Столица-М" и "Единый город-1". Своими действиями, по версии следствия, Макаров нанес ущерб городской казне на 131 млн руб. Чиновник был задержан вечером 17 августа 2009 года,. Макарову официально было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий по статье 286 часть 3 пункт «в» Уголовного кодекса РФ. Он провел в следственной тюрьме полгода, освобожден под личное поручительство председателя Мосгордумы Владимира Платонова и снова руководит Комитетом по рекламе. 28 июня 2010 года Макарову было предъявлено обвинение в окончательной редакции. Органы прокуратуры согласились с квалификацией действий чиновника по ч. 1 ст. 286 УК, санкция по которой предусматривает лишение свободы сроком до 4 лет. Материалы уголовного дела против руководителя Москомрекламы собраны в 270 томов. Кроме того, к различным срокам лишения свободы уже приговорен ряд других чиновников этого ведомства. Ситуация с Макаровым поставила следствие в двусмысленное положение, так как при Лужкове мэрия отказывалась признать себя потерпевшей в результате действий главы комитета по рекламе.
Парадоксальным можно назвать кадровое решение Собянина оставить в мэрии начальника Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александра Левченко, который подозревается в хищении 130 млн бюджетных рублей, выделенных по программе «Народный гараж». (Недавно, кстати, как сообщили в Следственном комитете при прокуратуре РФ (СКП), Левченко попытался «надавить» на следствие). С «Народным гаражом» в столице не заладилось с самого начала: сразу заговорили о том, что реализация московской целевой программы строительства гаражей-стоянок может затянуться еще на несколько лет. Ответственным за это чиновникам в правительстве Москвы хотелось бы преподнести долгострой как объективно обусловленный. Но москвичи не верят словам столичных чиновников, указывая на то, что вместо обещанных 58 тыс. машиномест построили только 953, а стоимость такой стоянки выросла с первоначальных 60 тыс. рублей до 350 тыс. рублей Вот и еще достоянием гласности стала информация о том, что кураторы «Народного гаража» подозреваются в хищении бюджетных миллионов. В середине декабря 2009 года СКП по городу Москве возбудило уголовное дело против столичных чиновников — бывших первых замов руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Александра Левченко (в 2008 году он возглавил департамент дорожно-мостового и инженерного строительства) и Константина Королевского — по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ. Оба курировали городскую программу «Народный гараж». В рамках подготовки к строительным работам необходимо было провести анализ обременений земельных участков, на которых должны возводиться многоэтажные гаражи. Проведение экспертизы департамент градостроительной политики доверил некоему ЗАО «Управление экспериментальной застройки — Паркинг», с которым летом 2006 года заключил госконтракт на общую сумму 13 млн. 200 тыс. рублей — по 96 тыс. рублей за каждый участок. Подписывал договор Александр Левченко, а контролировал исполнение Константин Королевский, который, как выяснилось, до 2006 года являлся одним из учредителей этого самого ЗАО. Конечно, выбор исполнителя работ сам по себе должен был насторожить не столько коллег чиновников, сколько правоохранительные органы. Но работы были выполнены точно в срок — до 25 декабря 2006 года — и в полном объеме. А вот далее начались странные вещи. Каким-то загадочным образом, в нарушение федерального законодательства, был продлен еще на год срок исполнения работ по контракту, увеличилась их стоимость из расчета 750 тыс. рублей за участок и соответственно из бюджета города выделены дополнительные средства. По версии следствия, Левченко и Королевский организовали согласование и подписание актов приема якобы выполненных работ по различным московским адресам на общую сумму свыше 109 млн. 400 тыс. рублей. В результате чего эти деньги были сначала перечислены ЗАО, а потом переведены на счета иностранных оффшоров. Следствие также проверяет информацию о принимавших участие в экспертных работах субподрядных организаций, зарегистрированных по утерянным и похищенным паспортам граждан РФ. Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин прямо заявил, что подозрения следователей вовсе не связаны с программой «Народный гараж». Нужно учитывать, что Левченко на протяжении многих лет являлся членом совета директоров ОАО «Мосинжстрой» — одной из ведущих строительных компаний в городе. А в состав компании входило ОАО «Горнопроходческих работ № 1» (ГПР-1), к рейдерскому захвату которого Левченко, как писали СМИ, имел непосредственное отношение. (До перехода на госслужбу Левченко руководил СУ-19, структурным подразделении ОАО «ГПР-1», позднее приватизированным «Мосинжстроем».) Под его непосредственным руководством строились торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд», подземная часть «Москва-СИТИ», несколько пешеходных переходов в районе Садового кольца, подземная автостоянка-паркинг на Театральной площади и другие значимые объекты в центре столицы, за подряд на которые из года в год бьются на конкурсах различные строительные организации. Но в декабре 2009-го Левченко неожиданно заявил, что денег на строительство новых дорожных объектов в 2010 году нет.
|