FLB: Дело об аварии на АПЛ «Нерпа»: «Пора найти истинных виновников» - предлагает ветеран ТОФ, ставя при этом вопросы безопасности в будущих проектах
"29 апреля Тихоокеанский флотский военный суд вынес оправдательный приговор подсудимым командиру АПЛ Дмитрию Лаврентьеву и трюмному матросу Дмитрию Гробову. 26 апреля коллегия присяжных признала их невиновными по всем пунктам, а сегодня стало известно, что прокуратурой Тихоокеанского флота обжалован оправдательный приговор капитану и старшине АПЛ “Нерпа”. Сегодня же на страницах газеты «Арсеньевские Вести» по поручению Клуба подводников Амурского судостроительного завода, ветеран ТОФ, руководитель филиала Союза моряков-подводников ТОФ А.В. Василенко обнародовал свое Открытее письмо, адресованное Владимиру Путину.
Президенту Российской Федерации Верховному Главнокомандующему Вооруженных Сил России Путину В.В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Закончился повторный судебный процесс по делу об аварии на АПЛ «Нерпа». Как и в первый раз, командир АПЛ гвардии капитан первого ранга Д.Б. Лаврентьев и старшина 2 статьи контрактной службы Дмитрий Гробов оправданы.
Почти пять лет шла беспрецедентная борьба за честь и достоинство военных моряков-тихоокеанцев, которых несправедливо пыталась обвинить военная прокуратура ТОФ в превышении должностных полномочий и непрофессионализм.
Обвинение не стало учитывать и тот факт, что сдаточная команда АПЛ «Нерпа» под руководством Лаврентьева не только устранила все выявленные недостатки систем механизмов корабля, но и в сложной аварийной обстановке повела себя мужественно, слаженно, не допустив гибели корабля и всего экипажа.
Большой ценой заплатили члены сдаточной команды АПЛ «Нерпа» за конструктивные недостатки, недофинансирования, срывы сроков контракта, нарушения в проведении МВИ и МВК оборудования, допущенные при строительстве и испытании АПЛ «Нерпа».
Процесс закончился, но осталось много вопросов. Почему система «Молибден-И» не была отнесена к опытным образцам вооружения в нарушении ГОСТа и не прошла межведомственные испытания? Почему система сразу же была рекомендована для серийного производства, а внедрение доработки (по кодовому сигналу и прозрачных крышек на пусковых кнопках приборов 7МО2) было сделано слишком поздно, через два года после трагедии на «Нерпе».
Недоработки «Молибдена-И» были признаны 24 марта 2009 года решением комиссии ВМФ (№ 97). Подписали его НПО «Аврора», СПМБМ «Малахит», ЦНИИ МО РФ и другие учреждения, входящие в систему военно-промышленного комплекса России. Тем самым была обозначена проблема качества самой разработки и, мало того, ее легитимности, в плане изготовления и испытания.
Как это могло проглядеть ФСБ на стратегическом объекте? Ведь если бы ЛОХ сработал на военно-морской базе в Индии, разразился бы международный скандал, последствия которого оценить трудно. ФСБ так и не разобралась, как ядовитый газ тетрахлорэтилен попал в огнегаситель, что не исключает возможности повторения подобного. Хотя найти некоторых виновных не так уж и трудно. Но это не заинтересовало и военную прокуратуру ТОФ.
Все эти и другие факты трагедии на АПЛ «Нерпа», заслуживают, на наш взгляд, проведения объективного расследования причин гибели 20 человек, начиная от факта поставки на корабль и загрузки в систему объемного пожаротушения ядовитой смеси вместо фреона В114 и заканчивая организацией службы на корабле, приведшей к несанкционированной подачи ЛОХ в отсек!
Этим должны заниматься компетентные органы и эксперты, которые смогут проследить всю цепочку и ответственных лиц на каждом этапе происшествия, а не сводить всё к виновности конкретных двоих членов экипажа – командира и матроса.
Сделать это надо не в оправдании любой ценой «своих», а в объективном расследовании и нахождении виновников гибели 20 человек. Выводы такой комиссии будут полезны и для АПЛ проектов «Борей» и «Ясень», где устанавливаются системы «Молибден».
Когда начался процесс по делу «Нерпы», наш клуб подводников дважды обращался к Вам, Владимир Владимирович. И оба раза Вы дали нам надежду на справедливое решение суда. Так оно и вышло. Спасибо Вам за глубокое понимание трагедии на «Нерпе».
Особенно нам хочется отметить, как мужественно вёл себя командир АПЛ «Нерпа» Д.Б. Лаврентьев. Какие испытания пришлось ему вынести! Где он брал силы в этой морально-нравственной ситуации? Именно его, находящегося под подпиской о невыезде, отправляли раз за разом в море на очередные испытания этого корабля. Именно он в промежутках между выходами в море вызывался на бесконечные допросы. Индийская сторона, для которой строилась «Нерпа», была вовлечена в этот конфликт и могла бы разорвать контракт. Но она не пошла по этому пути и потребовала, чтобы именно Лаврентьев довел испытание корабля и принял участие в обучении индийских военных моряков.
Представители ВМС Индии просили руководство ВМФ РФ оставить Лаврентьева капитаном-наставником на «Нерпе» сроком на 5 лет. Они были поражены мужеством и профессионализмом российского офицера, которого на их глазах хотели обвинить. Можно только восхищаться стойкости и высокими моральными качествами офицера, командира, моряка и патриота России, каким проявил себя Дмитрий Борисович Лаврентьев.
Такие люди достойны награды Родины. Просим Вас, Владимир Владимирович, наградить гвардии капитана 1 ранга Д.Б. Лаврентьева. Это был бы достойный ответ тем, которые надеяться на новый пересмотр дела «Нерпы» и которые ушли от ответственности за трагедию на стратегическом объекте.
Просьбу о награждении Д.Б. Лаврентьева поддержат и те 2225 моряков-подводников, рабочих и ИТР судостроительных заводов, ветеранов ВМФ, которые обратились к Вам, чтобы найти истинных виновников трагической истории ВМФ России.
Военный совет Тихоокеанского флота, по сообщениям в СМИ, не изменил своего решения – ходатайствовать о награждении командира АПЛ «Нерпа» Орденом Мужества.
По поручению Клуба подводников Амурского судостроительного завода, ветеран ТОФ, руководитель филиала Союза моряков-подводников ТОФ - А.В. Василенко, Комсомольск-на-Амуре "