FLB: Как полпред президента Александр Хлопонин потерпевших в деле «товарища Билалова» для МВД нашел
"«Следственному департаменту МВД пришлось преодолеть чиновничий барьер, прежде чем приступить к расследованию махинаций при строительстве олимпийских объектов в Сочи, в причастности к которым подозревают уже бывшего главу ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) Ахмеда Билалова, - пишут 26 апреля «Известия».
Следствие собрало достаточно материалов для возбуждения уголовного дела по ст. 201 УК («Злоупотребление полномочиями»), но не могло этого сделать без заявления пострадавшей стороны. Как выяснило издание, никто из представителей КСК и высокопоставленных чиновников не горел желанием писать такое заявление. Чтобы повлиять на руководство КСК, представителям МВД пришлось обращаться к полпреду президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину. Тот, в свою очередь, в апреле этого года перенаправил просьбу в Минэкономразвития.
По данным газеты, еще в конце марта 2013 года исполняющий обязанности начальника СД МВД Юрий Шинин написал официальное письмо полпреду президента в СКФО Александру Хлопонину, в котором рассказал о проблемах при расследовании махинаций в КСК. Шинин пожаловался, что несмотря на наличие документов о нарушениях в компании, которые в январе–марте выявили Генпрокуратура и Счетная палата, уголовного дела до сих пор нет. Причина задержки в том, что основанием для возбуждения уголовного дела по этой статье должно стать заявление пострадавших.
Формально пострадавшей стороной является само ОАО «КСК», однако, как сообщил Хлопонину Шинин, нынешний руководитель холдинга Алексей Садиков признавать это не хочет и заявление писать не собирается.
Следователи попросили Хлопонина решить этот вопрос с его заместителем — Максимом Быстровым, который одновременно является председателем совета директоров КСК. Полпред переадресовал просьбу полицейских своему заму, однако это ситуацию не изменило. Через несколько дней Быстров попытался переложить ответственность на правительство России.
В ответе Быстрова Хлопонину сообщалось, что почти 98-процентным пакетом акций ОАО КСК владеет ОАО «Особые экономические зоны», которое, в свою очередь, полностью принадлежит государству. От имени государства им управляет Минэкономразвития.
— Следовательно, незаконные действия руководителей ОАО «КСК» при расходовании финансовых средств причинили вред государству как основному акционеру ОАО «КСК». В связи с изложенным считаю целесообразным дать указание курирующему данный вопрос департаменту правительства о подготовке поручения Минэкономразвития совместно с МВД проработать вопрос возбуждения уголовного дела против руководства ОАО «КСК» с согласия Минэкономразвития, — объяснил Хлопонину Быстров.
Представители полпреда президента в СКФО отказались прокомментировать ситуацию вокруг КСК.
— Поскольку в настоящий момент следственные органы проводят определенные действия, то обращаться с вопросами относительно каких-либо заявлений и документов целесообразно именно к ним, — заявила изданию официальный представитель Александра Хлопонина Наталья Платонова.
Платонова также отметила, что не слышала о том, чтобы Максим Быстров подавал какие-либо заявления в МВД.
По информации источников издания, заявление Максим Быстров всё же написал, но не так быстро, как того хотелось следователям.
— События развивались так: сначала о нарушениях заявила Счетная палата. Затем Генпрокуратура вычленила из акта проверки аудиторов кусок и переслала его МВД, отметив, что в действиях руководства ОАО «КСК» усматриваются признаки состава преступления, и предписав принять процессуальное решение, — рассказал газете источник в спецслужбах. — Фактически МВД ничего не оставалось делать, как возбудить уголовное дело.
По словам собеседника, препятствий для возбуждения дела формально не было, но при отсутствии заявления или хотя бы согласия потерпевшей стороны расследование было бы фактически невозможно.
— Такое заявление всё же было получено от Максима Быстрова, — продолжает источник. — Правда, произошло это уже после возбуждения дела.
Это уже не первый случай, когда расследование многомиллионных махинаций с бюджетными средствами заходит в тупик, потому что МВД не может найти пострадавших. В некоторых случаях в ситуацию приходилось даже вмешиваться руководству страны.
Так, в феврале 2013 года на совещании правительства по вопросам развития электроэнергетического комплекса президент Владимир Путин устроил разнос руководству корпорации «РусГидро» за то, что она ничего не предпринимает для возврата похищенных у компании бюджетных средств. Президент также поручил главе МВД Владимиру Колокольцеву разобраться с аферами в «РусГидро». Полицейские, в свою очередь, пожаловались президенту на то, что у них уже давно есть данные о махинациях и хищениях в корпорации, однако ее руководство не идет с ними на сотрудничество и не горит желанием признавать себя потерпевшей стороной.
— Никто не хочет писать заявления, формально нет потерпевших! — заявил Колокольцев.
— Зайдите ко мне после заседания, — ответил главе МВД президент. — Сейчас мы найдем потерпевших.
Вскоре после этого совещания, 19 февраля 2013 года глава ОАО «РусГидро» Евгений Дод посетил МВД и привез заявление о махинациях со средствами компании».
Ранее СМИ сообщали, что «Курорты Северного Кавказа» фактически перешли под упраление сотрудников команды полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина.
«Команда полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина возьмет на себя руководство ОАО "Курорты Северного Кавказа" вместо бывшего председателя совета директоров компании Ахмеда Билалова, лишившегося должности после жесткой критики Владимира Путина, - сообщало накануне Newsru.com.
Гендиректором КСК станет человек Хлопонина - замминистра регионального развития Сергей Верещагин. Об этом рассказал "Ведомостям" глава одного из регионов Северного Кавказа. Информацию о том, что кандидатура Верещагина согласована в Кремле, подтвердили сотрудник КСК и источник, близкий к администрации президента. По данным издания, совет директоров КСК возглавит сам полпред Хлопонин.
В настоящее время обязанности гендиректора КСК временно исполняет Алексей Садиков, экс-заместитель бывшего руководителя КСК Алексея Невского. Билалов и Невский лишились всех постов в феврале после инспекции в Сочи Путина, потребовавшего объяснений от "товарища Билалова" по поводу срыва сроков строительства олимпийских объектов».
16 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Сбербанк раскрутил «Горную карусель» говорилось: «инициатором расследования уголовного дела по статье «Злоупотребление полномочиями» о махинациях с банковскими кредитами на 45,5 млн рублей, фигурантом которого может стать родной брат экс-главы «Курортов Северного Кавказа» Ахмеда Билалова Магомед Билалов, было краснодарское отделение Сбербанка России. Именно руководство банка написало заявление в полицию по факту мошенничества предыдущих собственников ОАО «Красная поляна». Сбербанк пока является в этом деле единственной потерпевшей стороной, однако оперативники считают, что жертвами махинаций также стали «Красная поляна» и ГКСУ «Фонд государственного имущества Кранодарского края».
12 апреля МВД России объявило о возбуждении второго по счету уголовного дела о нарушениях при расходовании денег на строительство объектов в Сочи, на причастность к которому проверяется один из братьев Билаловых. По версии следствия, совладелец ОАО «Красная поляна» Магомед Билалов замешан в махинациях с более чем 1,1 млрд рублей, взятых у Сбербанка на возведение спортивно-туристического комплекса «Горная карусель».
Следователи полагают, что вместо инвестирования средств в стройку гендиректор «Красной поляны» Станислав Хацкевич и финдиректор этой компании Елена Райтерер разместили деньги в Национальном банке развития бизнеса (НБРБ), принадлежащего Магомеду Билалову, под 4–7% годовых, а затем получили их через аффилированные Билалову организации обратно в виде займов, но уже под 12,5 % годовых. Таким образом, только на разнице в процентах, по данным следствия, с мая 2011 года по сентябрь 2012 года руководство «Красной поляны» незаконно получило 45,5 млн рублей.
Как пояснили в МВД, в ближайшее время планируется передать материалы уголовного дела из УВД города Сочи в центральный аппарат МВД, поэтому активных движений по нему пока не происходит. По словам источников, дело решили расследовать в Москве, чтобы избежать давления на следствие, а также обеспечить объективность и необходимый профессиональный уровень следователей.
Источники утверждают, что изначально у следствия были определенные проблемы с поиском потерпевших. Дело в том, что ст. 201 УК («Злоупотребление полномочиями») предполагает уголовное преследование лишь в случае наличия заявления от потерпевшей стороны. Такой документ у МВД появился лишь спустя два месяца после разноса, устроенного президентом России Владимиром Путиным во время инспекции олимпийских объектов 6 февраля этого года.
— В данном случае потерпевшей стороной могло стать само ОАО «Красная поляна», которое фактически в убыток себе разместило вклад в НБРБ и взяло заем уже под высокие проценты. Но было понятно, что заявление против совладельца компании (Билалову принадлежал на тот момент 41 % акций «Красной поляны») от них было ждать бессмысленно, — рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией. — Заявление принесло руководство другой потерпевшей стороны — краснодарского отделения Сбербанка.
По мнению экспертов, правоохранители несколько ошибочно трактуют Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) в той части, где речь идет о необходимости получить заявление потерпевшей стороны при возбуждении экономических дел.
— Речь идет о 23-й статье УПК, согласно которой уголовное дело за злоупотребление полномочиями возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия, — пояснил «Известиям» адвокат Сергей Жорин. — Здесь можно говорить о том, что правоохранительным органам проще скинуть с себя ответственность и заявить: нет заявления — нет дела.
По его словам, доследственная проверка может (и должна) проводиться даже по публикации в СМИ, в которой говорится о предполагаемом преступлении, и если в ходе опроса руководителя компании разрешение получено, то возбуждается уголовное дело.
Однако в МВД уверяют, что подача заявления и получение согласия в данном случае фактически одинаково труднодостижимы.
— Руководитель потерпевшей организации, давая согласие на уголовное преследование бывшего партнера, фактически тем самым соглашается и на выемку документов в своей собственной компании, — объясняет высокопоставленный собеседник «Известий». — Без финансовой документации потерпевшей стороны сложно установить вину преступивших закон, а на вмешательство в свою хозяйственную деятельность соглашаются немногие руководители.
В краснодарском отделении Сбербанка России «Известиям» не смогли оперативно прокомментировать подачу заявления в отношении руководства ОАО «Красная поляна».
Нынешнее руководство «Красной поляны» также открестилось от возбужденного дела.
— Все вопросы по нему необходимо задавать прежнему гендиректору Станиславу Хацкевичу, — заявили в компании. Сам Хацкевич от комментариев отказался.
В ГСУ «Фонд государственного имущества Кранодарского края», которое тоже, по данным следствия, понесло убытки в результате этой махинации, «Известиям» пояснили, что пока вообще не знают о возбуждении уголовного дела.
— Обыски или какие-либо другие следственные действия у нас не проводились, — сообщили в юридическом отделе госучреждения.
Как пояснили «Известиям» в МВД, в ближайшее время запланирована передача материалов уголовного дела из УВД города Сочи в центральный аппарат министерства. Поэтому пока каких-либо активных следственных действий не происходит.
Между тем накануне Генеральная прокуратура РФ передала МВД очередную порцию документов о финансовых нарушениях в ОАО «Курорты Северного Кавказа». По результатам проверки был выявлен факт хищения денег на строительстве еще одного объекта. По данным ГП, подряд на работы передавался от одной компании к другой и всякий раз субподрядчик получал несколько сотен тысяч рублей в качестве вознаграждения, притом что часть оплаченных работ была выполнена еще до заключения договоров и за меньшую сумму. Этот эпизод по данным Генпрокуратуры может послужить поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК — «Мошенничество»», - писали “Известия”.