Зять Пузиков взял автопарк тестя на банковскую гарантию
FLB: Безотзывная гарантия банка «Санкт-Петербург» на 1 млрд рублей по сомнительной сделке Миноборпоны может стать основанием для нового уголовного дела
"«В уголовном деле о многомиллиардных махинациях с автопарком Генштаба, к которым, согласно документам, может быть причастен экс-министр обороны Анатолий Сердюков, появились новые детали. Банк «Санкт-Петербург», акционером которого является зять экс-министра обороны Валерий Пузиков, предоставил гарантию на 1 млрд рублей под госконтракт на обслуживание 560 автомобилей Минобороны. Эксперты считают, что таким образом финансист пытается спасти Сердюкова от уголовного преследования, а сомнительную сделку — от расторжения, - пишут 9апреля «Известия».
Летом прошлого года следователи вскрыли аферу с передачей в аутсорсинг автопарка Генштаба, когда военные за 10 млрд фактически сами у себя арендовали по завышенной цене 560 автомашин: от люксовых иномарок до грузовиков «КамАЗ». Цена годового ухода за одной машиной составила более 6 млн рублей. Тогда же было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц — наказание до 10 лет лишения свободы»).
— Контракт на 10 млрд рублей по обеспечению автотранспортом воинских формирований в 2011–2013 годах был заключен войсковой частью № 83466 (автобаза Генштаба) с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России», — рассказал источник в правоохранительных органах. — При этом для получения контракта ФГУП предоставило поддельную безотзывную банковскую гарантию на 1 млрд рублей от Московского филиала Тверского коммерческого банка КБЦ.
Однако в октябре 2012 года, когда уже шло расследование уголовного дела, к сделке неожиданно подключился еще один участник — банк «Санкт-Петербург».
— ФГУП подал в арбитражный суд иск к Московскому филиалу Тверского коммерческого банка КБЦ о признании гарантии и соглашения о ее выдаче недействительными, а одновременно с этим направил в войсковую часть письмо с требованием включить в контракт другую безотзывную банковскую гарантию на 1 млрд рублей от банка «Санкт-Петербург», — сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах.
Банк «Санкт-Петербург» — один из крупнейших региональных банков России. Согласно данным рейтинга банков «Интерфакс», по итогам 2011 года он занимал 16-е место по размеру активов (321,1 млрд рублей), 18-е — по капиталу (31,9 млрд рублей) и 16-е — по объемам размещенных в нем средств частных лиц (84,9 млрд рублей). По данным на 14 марта 2013 года, в число акционеров банка входит зять экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков. Он владеет 4,55% акций банка через компанию «ООО «Инвестпроект».
Источник «Известий» считает, что именно Пузиков сумел пробить выделение миллиардной гарантии под скандальный контракт.
— Таким образом Пузиков пытается спасти контракт от расторжения, а себя вместе с Сердюковым — от уголовного преследования, — пояснил собеседник. — Сам Пузиков до 2010 года возглавлял этот ФГУП, а Сердюков лично курировал всю сделку и даже поставил свою подпись под допсоглашением, когда его отказались подписывать даже подчиненные экс-министра.
Сам Валерий Пузиков оказался недоступен для комментариев «Известиям».
В банке «Санкт-Петербург» «Известиям» подтвердили, что Валерий Пузиков является одним из совладельцев банка. Однако прокомментировать выдачу банковской гарантии ФГУПу, замешанному в уголовном деле и махинациях с автотранспортом Минобороны, отказались.
Адвокат Сергей Яшенко из коллегии «Град» считает, что замена одной безотзывной банковской гарантии на другую — это попытка перевести уголовную ответственность на гражданско-правовые рельсы.
— Это действие можно рассматривать как попытку так называемого деятельного раскаяния, и если при этом ущерба от сделки нет, то и попытаться переквалифицировать статью на более мягкую, — объясняет Яшенко. — Но мне кажется, появление новой банковской гарантии вряд ли повлияет на само уголовное дело, поскольку преступление является оконченным в момент его совершения, то есть когда предъявляли эту фальшивку.
Адвокат Владимир Сергеев полагает, что новая гарантия — еще и попытка избежать гражданских имущественных исков, которые могут быть предъявлены против кого-то из участников этой сделки.
По мнению адвоката Артура Рамазанова, появление еще одной банковской гарантии может стать поводом к проверке, а потом и к возбуждению нового уголовного дела — против тех участников тендерной комиссии, которые принимали решение о выборе победителя.
— По идее тендер тот надо отменять, поскольку налицо как минимум недобросовестность при его проведении, — замечает Рамазанов. — А следствие уже будет решать, по какой статье возбуждать новое уголовное дело: или по признакам злоупотребления полномочиями, или за подкуп.
С Рамазановым согласен и вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
— Если у компании не было на момент заключения контракта банковской гарантии, то контракт должен быть расторгнут, — поясняет Абзалов, отмечая, что получить банковскую гарантию довольно сложно. — Гарантия — это фактически страховка от убытков, которую выдает банк.
По данным «Известий», в деле о махинациях с автопарком Минобороны фигурируют три контракта. Два из них относятся к началу правления Анатолия Сердюкова в Минобороны. В 2009 году военные заключили контракт на «оказание услуг по автотранспортному обеспечению» формирований, дислоцируемых в Москве и 20-километровой зоне за ее пределами» с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Федеральной налоговой службы», которым в то время руководил муж сестры Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков. Сумма госконтракта, рассчитанного до 2010 года, составила около 400 млн рублей. За несколько дней до его окончания с тем же Пузиковым был заключен аналогичный контракт, но уже на 3,5 млрд рублей до конца 2012 года. Между тем сама автобаза в 2010 году стала филиалом войсковой части № 83466, а предприятие Пузикова переименовано в «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Министерства обороны».
«Известия» попытались связаться с командиром в/ч №83466 Александром Грабко и руководителем петербургского инжтехцентра Валерием Седовым, но оба от комментариев отказались. В ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Москве и Московской области» «Известиям» подтвердили, что финансирование контракта шло через них, но саму сделку, как и липовую банковскую гарантию, и сам тендер, проверяли чиновники Минобороны.
Кстати, еще месяц назад представители СКР заявили о том, что военные следователи приглашали на допрос по делу о махинациях с автобазой Генштаба Анатолия Сердюкова, но он отказался что-то прояснить, сославшись на 51-ю статью Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя».
2 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Сердюкову подготовили автомобили с торпедами» говорилось: «Сердюкова также могут допросить по делу о махинациях с автопарком Генштаба.
Речь идёт о многомиллиардных контрактах с компанией «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» на обслуживание более 500-т автомобилей: от люксовых машин до «КамАЗов». Их военные фактически арендовали сами у себя за 6 миллионов рублей в год, - писал «Московский комсомолец».
Как показала проверка, договор с предприятием был заключён с многочисленными нарушениями, а цены существенно завышены. Всю сделку курировал лично бывший министр обороны, отмечают источники издания».
“Экс-министр обороны Анатолий Сердюков и его зять Валерий Пузиков могут стать фигурантами еще одного уголовного дела о махинациях с автопарком Генштаба. Речь идет о многомиллиардных контрактах с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» на обслуживание 560 автомобилей: от люксовых иномарок до «КамАЗов», которые военные фактически арендовали сами у себя за 6 млн рублей в год каждый. Причем афера с передачей техники на аутсорсинг проходила при непосредственном участии Анатолия Сердюкова и его родственника.
Как рассказали источники в правоохранительных органах, уголовное дело по махинациям с автопарком Генштаба было возбуждено летом прошлого года. Поводом послужила проверка обстоятельств заключения контракта на 10 млрд рублей по обеспечению автотранспортом в 2011–2013 годах воинских формирований с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России».
— Контракт был заключен с многочисленными нарушениями, а цены в нем существенно завышены, — поясняет собеседник «Известий». — Годовое обслуживание только одного автомобиля обходится государству в 6,1 млн рублей. За эти деньги можно приобрести две новые элитные иномарки или с десяток машин среднего класса.
Контракт со стороны военных подписывал начальник войсковой части № 83466, на балансе которой находился автопарк Генштаба, с филиалами в 24 городах, Александр Грабко, а со стороны ФГУПа — его гендиректор Валерий Седов. При этом для получении контракта ФГУП предоставило поддельную безотзывную банковскую гарантию на 1 млрд рублей от Тверского коммерческого банка. Сейчас по этому поводу ведется отдельное расследование.
— Однако всю сделку курировал лично Анатолий Сердюков, — уверяет источник в правоохранительных органах. — Спустя восемь месяцев после заключения контракта он лично подписал приказ о расформировании всех 24 филиалов войсковой части (имеется в распоряжении «Известий»). Получилось, что все машины вначале были безвозмездно переданы в пользование ФГУПу, а потом, по сути дела, взяты в аренду.
Более того, Анатолий Сердюков также поставил свою подпись под допсоглашением к скандальному контракту на оказание услуг по автотранспортному обеспечению, после того как его отказались подписывать подчиненные (копия имеется в распоряжении «Известий»).
При этом, по данным источника, транспортные налоги и страховки фактически за всю технику, принадлежавшую Минобороны (553 машины), продолжало и продолжает платить военное ведомство. У самого ФГУПа на момент подписания контракта было всего несколько машин: два BMW, три представительских Mercedes, внедорожник Porshe Cayenne, два FIAT и три «бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства».
По данным «Известий», это лишь один из сомнительных договоров. Всего же в деле фигурируют три контракта. Первые два относятся еще к началу «правления» Анатолия Сердюкова в Минобороны. Обслуживание автотранспорта было отнесено к непрофильным задачам военнослужащих. И уже в начале 2009 года размещенная в столице «Автобаза МО» (автобаза Генштаба) заключила контракт на «оказание услуг по автотранспортному обеспечению органов военного управления МО, дислоцируемых в Москве и 20-километровой зоне за ее пределами».
Причем договор был заключен отнюдь с не с московским предприятием, а с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Федеральной налоговой службы», которым в то время руководил муж сестры Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков. Сумма госконтракта, рассчитанного до 2010 года, составила около 400 млн рублей. За несколько дней до его окончания с тем же Пузиковым был заключен аналогичный контракт, но уже на 3,5 млрд рублей до конца 2012 года. Между тем сама автобаза в 2010 году стала филиалом войсковой части № 83466, а предприятие Пузикова, которое позже возглавил Седов, переименовано в Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Министерства обороны.
Между тем, как рассказали «Известиям» источники в Минобороны, юристы и бухгалтеры войсковой части № 83466 предупреждали руководство о завышении цен на контракты и нарушениях норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного. По самым скромным подсчетам, военные должны были понести 12 млн рублей убытка только от налогообложения и оплаты страховок. Общие же возможные потери от кабального обслуживания транспорта специалисты даже не могли спрогнозировать.
«Известия» попытались связаться как с Александром Грабко, так и с руководством Санкт-Петербургского инженерно-технического центра, но обе стороны от комментариев отказались. Кстати, еще месяц назад представители Следственного комитета России (СКР) заявляли о том, что военные следователи приглашали на допрос по делу о махинациях с автобазой Генштаба Анатолия Сердюкова, но он отказался что-то прояснить, сославшись 51-ю статью Конституции. Однако впоследствии экс-министр сам явился для допроса в СКР.
Адвокат Анатолия Сердюкова Генрих Падва отказался пояснить «Известиям», давал ли его подзащитный показания относительно госконтрактов на автотранспортное обеспечение», - писали «Известия».