FLB: Противники ношения в школах мусульманских головных платков кивают на Конституцию, сторонники твердят о дискриминации
"«В Ставропольском краевом суде мусульмане оспаривают постановление местных властей, запрещающих носить хиджабы в школах. Обе стороны ссылаются на Конституцию: ставропольские власти — на положение о светском характере образования, мусульмане — на положение о свободе вероисповедания. Процесс может повлиять на нормы внешнего вида мусульманок в школах многих российских регионов, - пишет 7 мая деловое издание РБК daily.
Вчера в Ставропольском краевом суде состоялись предварительные слушания по иску родителей нескольких сельских девочек, которым в прошлом году запретили посещать школу в мусульманском платке. Мусульмане собрали около 80 тыс. подписей в поддержку истцов. Адвокат Муса Плиев, представляющий их интересы, рассказывает, что истцы попытаются доказать, что запрет нарушает их конституционное право на свободу вероисповедания.
Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов говорит, что ношение платка — хиджаба — является также и традиционной одеждой для многих народов России. Адвокаты работают над проблемой совместно с Советом муфтиев. Ранее был решен вопрос о возможности для мусульманок фотографироваться в платке на паспорт и другие документы. Г-н Аббясов подчеркивает, что, помимо Ставрополья, в других регионах пока не пытались запретить ношение платка в школах.
Член президентского совета по правам человека Максим Шевченко отметил РБК daily, что предложит рассмотреть этот случай правозащитному совету. Он считает его примером дискриминации верующих. По его словам, до конфликта вокруг хиджабов девочки, чьи родители обратились в суд, прекрасно учились.
На предварительных слушаниях была озвучена позиция ответчиков, которая также отсылает к Конституции: ставропольская администрация напоминает о светском характере школьного образования в России. Рассмотрение спора по существу начнется в конце марта. В пресс-службе краевой администрации РБК daily пояснили, что .
Председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов напоминает, что в законе об образовании (вступающем в силу 1 сентября 2013 года) есть норма, согласно которой стандарты внешнего вида учеников будут определяться на региональном уровне. Г-н Нилов отмечает опасность возникновения конфликтов в подростковой среде на почве сильных различий в одежде учащихся.
Лидер Национал-демократической партии Константин Крылов оправдывает краевые власти, запрещающие хиджабы в школах, ссылаясь на то, что их действия отражают мнение значительной части населения региона с достаточно сложной межнациональной обстановкой».
20 декабря 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Форма вытеснения хиджаба» говорилось: «школьники Ставропольского края с 20 декабря обязаны носить школьную форму классического образца. Регламентом вводится прямой запрет на использование религиозной одежды, символики и атрибутики.
«Мы действуем в рамках закона об образовании. Говорить о единой форме не совсем верно. Для школьников постановлением правительства края, которое было принято 31 октября, рекомендована примерная форма, в которой оговорены основные условия: виды одежды, запреты определенного характера. На основании этого примерного положения каждая школа до 20 декабря вносит изменения в свой устав и устанавливает свою форму», — пояснила министр образования региона Ирина Кувалдина.
По ее словам, за введение формы проголосовали 68% опрошенных. Родители, которые не одобряют нововведение, могут перевести ребенка на другую форму обучения.
В постановлении отмечается, что одежда должна быть классического образца. Одежда для девочек должна быть без заниженной талии, без декольте и открытого пупка. Девочкам можно носить классические брюки. Также допускается ношение джемперов, свитеров и пуловеров в холодное время года.
Ранее ставропольский краевой муфтият сообщил о жалобах родителей некоторых школьниц на то, что их дочерей с 3 октября не пускают в школу в хиджабах. При этом они утверждают, что с начала учебного года девочки посещали занятия в платках и ранее руководство школы не предъявляло к ним претензий. До этого с аналогичной жалобой обращались жители Арзгирского и Степного районов Ставропольского края.
После начала скандала на Ставрополье президент Владимир Путин предложил регионам задуматься о возвращении единой школьной формы” , - сообщала Газета.Ру, - сообщала Газета.Ру.
22 октября 2012 года в публикации «Провокация» в хиджабе» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края поставила точку в конфликте вокруг сельской школы в Кара-Тюбе, директор которой запретила девочкам-мусульманкам приходить на занятия в платках-хиджабах. Прокуроры провели проверку и установили, что в России светское образование, поэтому ношение религиозной одежды в школе противоречит Конституции. Однако пятеро педагогов все же понесут наказание — именно за то, что изначально не пресекли «исламизацию» школы.
Как заявили в прокуратуре Нефтекумского района Ставрополья, из-за поднявшейся вокруг обычной сельской школы шумихи принять решение было непросто. В результате на общем совещании руководства районной прокуратуры было решено поддержать позицию директора школы № 12 села Кара-Тюбе Марины Савченко.
— В соответствии с Конституцией и законом «Об образовании» образовательный процесс в России носит светский характер, — заявил «Известиям» источник в руководстве Нефтекумской прокуратуры. — Также ношение хиджабов противоречит и школьному уставу.
Несмотря на это, прокуратура решила наказать виновников этой противоречивой ситуации. Ими стали два классных руководителя, два замдиректора школы, а также социальный педагог. Они были «признаны виновными» в том, что недостаточным образом контролировали ситуацию и заблаговременно не пресекли появление детей в хиджабах 1 сентября.
— Согласно постановлению прокуратуры, директор Марина Савченко должна привлечь этих педагогов к дисциплинарной ответственности, — заявили «Известиям» в прокуратуре.
Сама директор школы Марина Савченко хотя и рада, что прокуратура района встала на ее сторону, однако не собирается наказывать учителей.
— Я не буду привлекать их к дисциплинарной ответственности, это дело всей школы, и нельзя искать в этой ситуации стрелочников, — сообщила «Известиям» директор. — Я объяснила свою позицию прокурору, и он согласился, что наказывать педагогов нельзя. Они ничего не могли поделать, потому что дети уже 1 сентября пришли в хиджабах.
Один из родителей девочек-мусульманок Равиль Кайбалиев отказался общаться с «Известиями» и комментировать решение прокуратуры.
— Глядя на все эти репортажи СМИ в последние дни, я понял одно — надо держаться от вас подальше, — сказал он и повесил трубку» , - писали «Известия».
19 октября в публикации Агентства федеральных расследований FLB “Вопрос формы” говорилось: «после разгоревшегося на Ставрополье конфликта, вызванного решением директора одного из учебных учреждений запретить ученицам-мусульманкам ходить на уроки в хиджабах, Владимир Путин предложил регионам задуматься о возвращении единой школьной формы, - сообщило РИА «Новости».
«Подумать об этом можно на региональном, а может быть, и на муниципальном уровнях. О том, чтобы вводить единую форму одежды, не обязательно как в Советском Союзе, – одна на всю страну, но в регионах вполне можно вводить такую форму одежды», – сказал Путин в четверг на встрече с представителями актива «Общероссийского народного фронта».
При этом он подчеркнул, что в данном вопросе заключается проблема не только «религиозного представительства или внешних атрибутов, есть и чисто житейские вещи».
«Наверное, не очень приятно, когда одни дети приходят одетые, мягко говоря, шикарно, а другие – совсем, мягко говоря, скромно. В таких коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта», – сказал Путин.
Президент также прокомментировал ситуацию с ношением хиджабов в российских школах.
«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе, у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить», – заявил Путин.
«У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства», – сказал он, а также предложил посмотреть на опыт европейских государств, тогда «все станет ясно».
С вопросом рассказать о его отношении к ношению хиджабов обратилась представительница Ставропольского края, где в одной из школ ученицам якобы запретили носить мусульманские платки.
Накануне в публикации “Аудитория хиджаба” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, комментируя конфликт, произошедший в ставропольской школе, где директор запретила приходить на занятия ученицам в хиджабах, заявил, что не видит в ношении мусульманского платка нарушений каких-либо норм.
«Насколько я знаю, в конкретной школе в Ставропольском крае, о которой шла речь, девочки ходили с 1 сентября с покрытой головой. Это совершенно не противоречило ни школьным правилам, ни общепринятым нормам», – заявил Ливанов на заседании Госдумы при обсуждении законопроекта об образовании в первом чтении.
При этом министр подчеркнул, что религиозные и культурные особенности семей не должны вступать в конфликт со светским характером образования в школе.
«Я абсолютно убежден, что в каждой школе есть пространство для компромисса, которое позволит обеспечить и светский характер образования, и следование тем культурным традициям, которые есть в той или иной местности, в тех или иных семьях. Я думаю, что в будущем мы, безусловно, создадим необходимые правовые условия для предотвращения профилактики таких конфликтов», – сказал министр.
Вопрос о конфликте в ставропольской школе министру задал глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. Он выступил с предложением обязать все школы, чтобы ученики носили универсальную форму, как это было в СССР, а бедным ее раздавали бесплатно.
«Таким образом мы снимем межконфессиональные противоречия, уберем классовую дифференциацию, когда некоторые в шелках, мехах и золоте ходят, а некоторые последние штаны с рубашкой донашивают», – сказал глава комитета».