«Руководитель скандальной школы Марина Савченко, запретившая девочкам-мусульманкам носить хиджабы, ушла с работы и покинула село, - сообщает Life news.
Скандал в школе села Кара-Тюбе разгорелся после того, как несколько школьниц из мусульманских семей на протяжении недели не ходили на уроки. Причиной этого стал приказ директора образовательного учреждения, запрещающий ношение хиджабов.
Конфликт был исчерпан, но руководителю школы пришлось уйти из образовательного учреждения.
- Директор школы № 12 села Кара-Тюбе больше не работает там, - подтвердила Life news заместитель начальника отдела образования Нефтекумского района Татьяна Касьмина.
Марина Савченко пояснила Life news, что уволилась отнюдь не из-за скандала с хиджабами.
- Я действительно уволилась, но это связано с личными проблемами, а не с запретом платков, - рассказала Савченко.
По словам местных жителей, бывший директор школы после ухода стала получать угрозы. Женщина быстро продала дом и переехала в Ставрополь, где продолжила педагогическую деятельность.
За скандалом с хиджабами последовала реакция от краевого правительства. Чиновники приняли 31 октября постановление о школьной форме.
На основании этого документа каждая школа до 20 декабря должна определиться с единой формой одежды для всех учеников».
23 октября в публикации «Муэдзин школы имени Аркадия Гайдара» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «буквально на передовой борьбы за общенациональное единство России оказалась сельская учительница в Ставропольском крае, которая взяла на себя мужество запретить приходить в школу маленьким девочкам в мусульманских платках-хиджабах, скрывающих волосы, уши, шею и плечи.
Народный сход села Кара-Тюбе в присутствии министра образования края, муфтия и правоверных отцов пятерых школьниц постановил: на уроки девочки будут ходить не в хиджабах, а в обычных платках.
Напряжение вроде спало, но написанные как под копирку пять заявлений родителей о нарушении их прав из районного суда никто не забрал, - сообщил сайт телепрограммы «Вести».
"Заявители ссылаются на конституцию РФ, на устав школы, в том числе и на уголовное законодательство. За все время таких прецедентов не было", — говорит председатель Нефтекумского районного суда Олег Дыкань. Жизнь духовная и жизнь светская сошлись в школе имени Аркадия Гайдара. Примета времени и наглядный пример, как стремительно меняется уклад на востоке Ставропольского края. В хиджабах здесь ходит примерно треть местных взрослых женщин. Но вот детей в хиджабах учителя школы имени Гайдара впервые увидели в этом сентябре.
Покрывать голову женщины Кавказа привыкли с незапамятных времен. Платок, правда, надевали только после свадьбы, ну а таких нарядов, как хиджаб, еще лет пять назад здесь не было и в помине.
"В исламской культуре хиждаб как и другие виды сокрытия женского тела – это символ веры, по большому счету, потому что Мухаммед повелел женщинам носить платок, и поэтому, как повиновение, она носит этот платок. Применение к нашему региону — это все-таки попытка навязать другую модель поведения нашим народам", — считает ведущий научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Звездана Доде.
Скандал в Кара-Тюбе вышел громкий: приехали комиссии чиновников, журналисты из Москвы. Местные казаки, правда, таким переменам в классах и на улицах уже не удивляются. Горский колорит уверенно и без спроса входит в их повседневную жизнь.
Лезгины, даргинцы, ногайцы и аварцы на востоке Ставрополья были всегда. Но впервые живущим на этих землях народам приходится сражаться друг с другом за жизненное пространство. Рождаемость в том же Дагестане высокая, а безработица бьет все рекорды. Вот и отправляются горцы на запад в поисках лучшей жизни. Там, где раньше росла пшеница и овощи, теперь пасут овец. Начинаются нелегальные стройки — на новом месте приезжие обживаются быстро.
41 тысяча гектар — спорные земли, судьбу которых решает суд. Русские втихаря отстреливают чужих овец, кавказцы демонстрируют силу — драки "стенка на стенку" со стрельбой и поножовщиной пресечь получается не всегда. Напора приезжих местные не выдерживают — продают дома и уезжают со Ставрополья целыми семьями, улицами, поселками. Искать защиты у властей на местах — дело долгое, нервное, а иногда и просто бесполезное. С жалобами на мирские проблемы обиженные жители приходят к властям духовным.
"Конфликты, которые возникают у приехавших с местными жителями, к сожалению, тоже не всегда правильно регулируются местными сотрудниками органов внутренних дел. Я слышал такие случаи, когда, например, приехавшим людям с Северного Кавказа за вознаграждения давали условные сроки, а вот уже к казакам часто применяли такие статьи уголовного кодекса, по которым 8-10 лет они сидели за решеткой", — говорит митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
И вот еще одно село становится похожим на аул. В сельпо хиджабы лежат на прилавке среди хлеба, спичек и других товаров "повседневного спроса". Мечетей на Ставрополье уже не хватает. В молельные превращаются даже жилые дома. "На джума-намаз здесь не помещаются. Мы строим. Где-то около двух тысяч собираются на джума-намаз", — говорит заместитель муфтия Ставропольского края Вахид Хаджи Накохов.
В курортном Пятигорске обнаружили, что некогда частный дом разросся до целого религиозного центра. На пятничный намаз верующие идут через огороды. Недавно самовольно поставили минарет, скоро откроют медресе.
"Вопрос в тех течениях и направлении ислама, которое начинают заходить на Ставрополье. Казаки и русские поднялись против строительства мечети не потому, что это против ислама, привыкли жить всю жизнь. Местные не могут разобраться, а кому эти мечети принадлежат, кто, какого течения ислама — традиционного, ваххабиты уже зашли туда или салафиты, как мы называем", — рассказывает лидер общественно-политического движения "Русское единство Кавказа" Сергей Попов.
Облачив в хиджабы своих женщин и детей-школьников, правоверные отцы из села Кара-Тюбе напирают на свободу вероисповедания. А педагоги опасаются, что если так пойдет дальше, созывать детей на уроки в школе имени Гайдара будет не привычный звонок, а песнопения муэдзина».
Накануне в публикации «Провокация» в хиджабе» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края поставила точку в конфликте вокруг сельской школы в Кара-Тюбе, директор которой запретила девочкам-мусульманкам приходить на занятия в платках-хиджабах. Прокуроры провели проверку и установили, что в России светское образование, поэтому ношение религиозной одежды в школе противоречит Конституции. Однако пятеро педагогов все же понесут наказание — именно за то, что изначально не пресекли «исламизацию» школы.
Как заявили «Известиям» в прокуратуре Нефтекумского района Ставрополья, из-за поднявшейся вокруг обычной сельской школы шумихи принять решение было непросто. В результате на общем совещании руководства районной прокуратуры было решено поддержать позицию директора школы № 12 села Кара-Тюбе Марины Савченко.
— В соответствии с Конституцией и законом «Об образовании» образовательный процесс в России носит светский характер, — заявил «Известиям» источник в руководстве Нефтекумской прокуратуры. — Также ношение хиджабов противоречит и школьному уставу.
Несмотря на это, прокуратура решила наказать виновников этой противоречивой ситуации. Ими стали два классных руководителя, два замдиректора школы, а также социальный педагог. Они были «признаны виновными» в том, что недостаточным образом контролировали ситуацию и заблаговременно не пресекли появление детей в хиджабах 1 сентября.
— Согласно постановлению прокуратуры, директор Марина Савченко должна привлечь этих педагогов к дисциплинарной ответственности, — заявили «Известиям» в прокуратуре.
Сама директор школы Марина Савченко хотя и рада, что прокуратура района встала на ее сторону, однако не собирается наказывать учителей.
— Я не буду привлекать их к дисциплинарной ответственности, это дело всей школы, и нельзя искать в этой ситуации стрелочников, — сообщила «Известиям» директор. — Я объяснила свою позицию прокурору, и он согласился, что наказывать педагогов нельзя. Они ничего не могли поделать, потому что дети уже 1 сентября пришли в хиджабах.
Один из родителей девочек-мусульманок Равиль Кайбалиев отказался общаться с «Известиями» и комментировать решение прокуратуры.
— Глядя на все эти репортажи СМИ в последние дни, я понял одно — надо держаться от вас подальше, — сказал он и повесил трубку.
Напомним, спорная ситуация в школе № 12 в селе Кара-Тюбе, в которой учатся дети из Степановского и Нефтекумского районов Ставрополья, возникла еще неделю назад. Тогда руководство школы настоятельно предложило родителям девочек, которые пришли в школу в хиджабах, снять их или хотя бы сменить на обычные платки. Директор ссылалась на устав учебного заведения, в котором прописаны единые правила к внешнему виду учеников. Однако вместо этого мусульмане забрали детей домой и написали жалобу в прокуратуру.
В результате Минобразования встало на сторону учителя, не увидев в ее требованиях ничего незаконного, в то время как Павел Астахов в беседе с «Известиями» заявил, что руководство школы перегнуло палку и нарушило права детей на свободу вероисповедания»», - пишут сегодня «Известия».
“Русские националисты мобилизовались в защиту Марины Савченко, директора средней школы № 12 в селе Кара-Тюбе Ставропольского края, запретившей пускать на занятия учениц в мусульманских платках-хиджабах. А после полученных Савченко угроз «Конгресс русских общин» (КРО) пошлет на помощь Савченко дружины, состоящие из казаков. Учрежденный КРО Русский правозащитный центр уже выделил учительнице двух бесплатных адвокатов. Об этом «Известиям» сообщил 22 октября глава Центра, адвокат Александр Киселев.
— Обиженные родители мусульманских девочек подали на нее в суд. После этого иска в дело вмешалось в КРО и Русский правозащитный центр. Я выступаю как первый адвокат, а второй — это Виталий Горностаев. Он сам из Ставрополья и лучше знает менталитет местного населения. Мы обеспечиваем правовую часть, а руководитель регионального отделения КРО Михаил Середенко по совместительству является начальником штаба добровольческой дружины по обеспечению межнационального согласия, — поделился с «Известиями» защитник директора. — Его задача не в том, чтобы выставить казаков, которые будет с шашками защищать учительницу. Разговор идет о предотвращении каких-то провокаций. Мы уверены, что такого не произойдет. Наша задача — помочь простой русской учительнице выполнять свою работу.
Глава Русского правозащитного центра напомнил, что Ставрополье все-таки многоконфессиональный регион, и не исключил, что угрозы Савченко — провокации. При этом, по личному мнению адвоката, строгим последователям исламских традиций лучше посылать своих детей учиться в медресе.
— На мой взгляд, это (угрозы Савченко) провокация, хотя, может, и недальновидность или умысел, — рассуждает Киселев. — Видите, с одной стороны омбудсмен Павел Астахов предложил защитить права мусульман, с другой стороны, главный муфтий Ставрополья посоветовал быть толерантнее и заменить хиджабы косынками. Это подчеркивает, что ситуация кем-то нагнетается искусственно.
Адвокат напомнил: когда поднялась шумиха вокруг запрет хиджабов, никто не подумал о самой Марине Владимировне.
— С одной стороны, Савченко подвергалась давлению мусульманской общественности, утверждала, что был звонок из Дагестана: «Ты кто такая, чтобы решать за наших детей». С другой стороны, она директор и обязана поддерживать школу как хозяйственник и человек, следящий за тем, чтобы школа выпускала нормальные кадры, которые смогут жить в этом обществе. Ну и, естественно, она обязана как директор делать всё, чтобы устав школы соблюдался. Наше государство светское, как указал президент, — подчеркивает Киселев. — И, соответственно, школа в светском государстве — тоже светская. Действия директора ни в коем случае не были направлены на то, чтобы поделить детей на мусульман и православных.
По его мнению, действия учителя были направлены на обеспечение этой светскости.
- Ведь она предлагала очень хороший вариант, на мой взгляд, когда дети приходятся в хиджабах в школу и переодеваются в косынки. И в этих косынках ходят на занятия, а выходят, опять надев хиджаб. Для этого даже предоставлялось специальное помещение. Но это не устроило общественность, - рассказывает он.
Сама Марина Савченко сообщила «Известиям», что уже беседовала с адвокатами и ей перестали поступать угрозы.
— Обстановка нормальная, угроз нет. Это было только в самом начале. Давления не испытываю. Я очень надеюсь, что всё будет хорошо. Мы с родителями девочек в пятницу встречались в муниципалитете. Там присутствовали старейшины села, муфтий Ставропольского края, министр краевого образования. Вроде бы пришли к компромиссу, посмотрим, как будут девочки приходить в школу, хотя думаю, что суда нам не избежать и адвокаты будут полезны, - соглашается она.
По словам Савченко, на встрече были представители казачества, предлагавшие ей охрану.
— Но она мне не нужна, я от нее отказалась, — отметила директор.
Савченко выразила мнение, что охрана из казаков будет только "нагнетать обстановку"».
Ранее СМИ сообщили, что против ношения хиджабов в шеолах выступил ставропольский губернатор Валерий Зеренков.
“Губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков призвал не превращать школу в площадку для демонстрации религиозных обычаев. Таким образом он прокомментировал случившийся в местной школе конфликт, когда учениц отказались пускать на уроки в хиджабах, - сообщала 20 октября Лента.Ру.
Как сообщается на сайте губернатора, на совещании в субботу, 20 октября, Зеренков потребовал принять комплекс профилактических мер, чтобы подобные конфликты не повторялись. "Образование в нашей светской стране должно оставаться светским", - подчеркнул глава края.
Валерий Зеренков дал поручение своим подчиненным проверить уставы учебных заведений и разработать нормативно-правовой акт, который бы регулировал требования к одежде учащихся. "Одежда учащихся должна соответствовать светскому характеру школ - так установлено законом, и это должно быть видно в школьных уставах... В одном крае должны быть единые правила", - заметил он.
Губернатор потребовал усилить разъяснительную работу с родителями учеников, чтобы они понимали разницу между светской и религиозной школой. Также он призвал правоохранительные органы и в дальнейшем оперативно реагировать на факты нарушения положений Конституции и федерального законодательства, которые закрепляют светский характер образования. "Экстремизм воюет не только оружием, но и идеологией. И есть желающие, чтобы такими темами, как хиджабы в школах, дестабилизировать у нас ситуацию. Мы должны своевременно реагировать", - резюмировал Зеренков”.
Читайте также на эту тему: “Вопрос формы”, “Аудитория хиджаба”, «Аудитория намаза».
|