FLB: Свердловский облсуд посадил соратников Квачкова не за подготовку воооруженного мятежа
"«Вчера Свердловский областной суд вынес приговор уральским сторонникам отставного полковника ГРУ Владимира Квачкова, осужденного в феврале с.г. к 13 годам колонии строгого режима за подготовку вооруженного мятежа. Герой войны в Афганистане и бывший директор Института военно-технического образования Уральского федерального университета полковник Леонид Хабаров получил 4,5 года колонии общего режима. Столько же – предприниматель Виктор Кралин. Дворник женского Ново-Тихвинского монастыря Александр Ладейщиков был приговорен к двум годам лишения свободы условно, - пишет 27 февраля «Независимая газета».
Все трое были задержаны в конце июля 2011 года по обвинению в содействии террористической деятельности и незаконном хранении оружия и боеприпасов (ст. 205 ч.1 и ст. 222 УК РФ).
Леонид Хабаров и Виктор Кралин все это время провели в СИЗО № 1 Екатеринбурга. По версии ФСБ, они и Александр Ладейщиков были сторонниками Владимира Квачкова и входили в состав общественного движения «Народное ополчение имени Минина и Пожарского». Летом 2011 года силовики сообщали о найденных в ходе обысков оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и экстремистской литературе.
По версии ФСБ, «квачковцы», как называют сегодня осужденных, готовили вооруженный переворот в рамках операции «Рассвет». Состояться он должен был в Екатеринбурге 2 августа 2011 года. Мятежники якобы планировали ликвидировать руководителей силовых ведомств Свердловской области, духовных лидеров, подорвать ЛЭП, захватить административные здания и транспортные развязки. Окопавшись в Екатеринбурге, мятежники планировали пойти на Москву”.
“Хабарова вместе с остальными участниками екатеринбургской ячейки «Народного ополчения Минина и Пожарского», «начальником штаба» которого называет себя Владимир Квачков, недавно приговоренный к 13 годам за подготовку мятежа, задержали сотрудники УФСБ по Свердловской области 19 июля 2011 года. Хабаров на тот момент являлся сотрудником Уральского федерального университета и руководил Институтом военно-технического образования и безопасности. Вместе с ним были задержаны коммерсант, занимавшийся мебельным бизнесом, Сергей Катников, бывший старший оперуполномоченный угрозыска ОРЧ Владислав Ладейщиков, его отец Александр Ладейщиков, работавший в женском монастыре разнорабочим, заслуженный изобретатель России Виктор Кралин и предполагаемый руководитель «боевой группы» Александр Ермаков, которому был поставлен диагноз «вялотекущая шизофрения с маниакально-депрессивным синдромом»», - напомнила Газета.Ру.
“Свердловский областной суд не усмотрел в действиях уральских сторонников отставного полковника ГРУ Владимира Квачкова подготовки к вооруженному мятежу, - ишет в среду “Коммерсант”.
Согласно решению суда, обвинение было построено лишь на показаниях двух агентов ФСБ и душевнобольного. Тем не менее идейный лидер заговорщиков экс-полковник ВДВ Леонид Хабаров и его ближайший сподвижник, заслуженный изобретатель России Виктор Кралин, были признаны виновными в вовлечении в террористическую деятельность и незаконном обороте оружия, но получили всего по четыре с половиной года заключения, тогда как обвинение запрашивало для них 11 и 7 лет соответственно».
“Приговор трое судей читали несколько часов и по очереди. Причем стоя, так что подняться с кресел и уже не садиться до самого конца пришлось всем, кто находился в зале. Оглашать приговор начали с обвинений, - сообщала ранее “Комсомольская правда”.
Судья снял с Хабарова и Кралина основные, самые тяжкие обвинения в подготовке к вооруженному перевороту. После этого называть полковника ВДВ вместе с изобретателем фильтров для воды парой «уральских мятежников» можно в кавычках.
- У суда нет достаточных доказательств того, что Леонид Хабаров руководил боевой ячейкой, раздавал команды и открыто призывал к вооруженному мятежу, - заявил председательствующий громкому делу судья Денис Меледин.
В итоге Леонида Хабарова приговорили к… четырем с половиной годам колонии строгого режима (прокуратура, на минуточку, просила 11 лет). Наказание назначили за «содействие в террористической деятельности», то есть ту же вербовку бойцов для Ермакова и сумку с оружием. Виктор Кралин получил ровно столько же - четыре года и шесть месяцев за колючкой. Такой срок ему назначили за финансирование террористической деятельности (то есть Ермакова) и поездки на стрельбище с пистолетом, переделанным из травматического в боевой.
Суд не стал лишать ни Хабарова, ни Кралина званий и наград. Также отказался и от штрафов, на которых настаивала прокуратура.
- Я не согласен с приговором и не виновен! - успел выкрикнуть Леонид Хабаров перед тем, как прессу удалили из зала».
«После оглашения приговора с прессой отказались общаться получивший условный срок Ладейщиков и государственный обвинитель, посоветовавшая обращаться в пресс-службу, - отметило агентство «Ура.Ру».
Сторонники Хабарова были общительнее: «Ему 65 лет, у него дважды травма позвоночника, практически здоровья нет, правая рука бездействует. После контузии почти не слышит. А теперь скажите – это жестокое наказание для него или нет? Никаким организатором военного переворота Хабаров не является и никогда не стремился к этому. Переворот с таким оружием не делается. Не надо быть военным, чтобы понять это. Литературных слов не хватает, только идиоматические выражения, а их нельзя», - заявил один из его знакомых. Он также добавил, что это «заказной процесс» для устрашения военных, которые должны молчать в любом случае.
Адвокат Хабарова - Владимир Кочетов - отметил, что из приговора суда следует, что организатором мятежа выступал Ермаков, который был направлен на принудительное лечение. «Мы считаем, что приговор в большей части основан на свидетельствах, мыслях и высказываниях Ермакова, которые опосредованно переданы суду свидетелями обвинения. Сам Ермаков не мог быть допрошен в качестве свидетеля в силу заболеваний. Какой-либо аудио- и видеофиксации встреч Ермакова и Хабарова в деле нет. Поэтому мы считаем, что прямых доказательств террористической деятельности в отношении Хабарова не имеется», - отметил адвокат. Он также уточнил, что приговор будет обжалован в Верховном суде РФ.
Сын Леонида Хабарова Дмитрий заявил, что решение суда должно строиться на фактах, а не на ссылках на невменяемого человека. «Да, есть такое, как хранение боеприпасов – но это коллекция боеприпасов. При этом часть коллекции не пригодна к стрельбе. Умысел использовать эту коллекцию на свержение строя – это в большей степени выдумка следователей», - заявил Дмитрий Хабаров.
Добавим, что на обжалование приговора у сторон есть 10 суток».
17 января в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Рассвет» под диктовку шизофреника» говорилось: «невнятность обвинений и доказательной базы уже никого не удивляет, процесс изначально называют шизофреническим, т.к. линия обвинения строится на словах человека, признанного душевнобольным. Рассмотрение дела откровенно затягивается. Заседания идут с большими перерывами и длятся по нескольку часов в день. За полтора года в СИЗО инвалид IIгруппы полковник Хабаров несколько раз тяжело болел. Однако суд решил оставить его под стражей до вынесения приговора.
Все трое «мятежников»: пенсионер Ладейщиков, заслуженный изобретатель России Виктор Кралин и полковник ВДВ Хабаров уже допрошены. Внятных доказательств причастности первого коменданта Саланга Леонида Хабарова к «подготовке вооруженного мятежа в Екатеринбурге с целью свержения конституционного строя РФ» так никто и не увидел.
Перед началом допроса Хабаров обратился к тройке судей: «Судите нас не по понятиям, а по Закону». Вину полковник категорически отрицал и требовал прекратить незаконное уголовное преследование. Причиной своей опалы он считает участие во Всероссийском офицерском собрании и последующее участие в движении «Народное ополчение им. Минина и Пожарского», которое возглавлял полковник Квачков. Последний был арестован еще в декабре 2010-го и обвинен в «подготовке мятежа». Спустя полтора года, в июле 2011-го, в Екатеринбурге «предотвратили» еще один «мятеж», тогда же арестовали полковника Хабарова. С другими обвиняемыми, Ладейщиковым и Кралиным, полковник Хабаров виделся мельком.
Напомню, суть обвинения сводится к версии, что 2 августа 2011 года в Екатеринбурге должен был «произойти государственный переворот» под кодовым названием «Рассвет». «Сподвижники Квачкова» из «Народного ополчения Минина и Пожарского» ранним утром планировали взорвать ТЭЦ, уничтожить руководителей МВД, ФСБ, МСЧ, лидеров еврейской, армянской и других диаспор, а потом дождаться помощи из других регионов и пойти на Москву. Роль лидера была отведена Александру Ермакову, но у него диагностировали шизофрению, и главным обвиняемым стал бывший начальник Института военно-технического образования и безопасности УрФУ Леонид Хабаров. Финансировать «мятеж» якобы собирался изобретатель Виктор Кралин. По версии следствия, он должен был продать патенты на свои изобретения и договориться о финансировании «уральского мятежа» с послом Венесуэлы в Беларуси.
План «Рассвет» был написан под диктовку шизофреника Ермакова бывшим офицером Олегом Горбачевым, которого Леонид Хабаров открыто называет провокатором.
Во время допроса главного обвиняемого в деле о «мятеже» зал был полон. Когда герой афганской войны из клетки пытался доказать, что «он не верблюд», у боевых друзей и бывших подчиненных Хабарова сжимались кулаки, а с уст слетали крепкие выражения. Судьям было откровенно скучно слушать речь полковника, а гособвинитель — старший лейтенант — раскачивался на стуле. Вопросов ни у судей, ни у прокурора к боевому полковнику практически не было.
Несмотря на явный абсурд, на открытые действия в защиту полковника Хабарова решаются немногие. В большинстве своем общественные и ветеранские движения молчат. Еще в сентябре 2011 года родственники и друзья полковника совершили автопробег Екатеринбург — Москва. Автоколонна с флагами «За полковника Хабарова» доехала до приемной президента РФ, и сын полковника, Дмитрий Хабаров, зарегистрировал коллективное письмо — обращение к руководству страны с просьбой обратить внимание на ситуацию и изменить меру пресечения инвалиду II группы офицеру Хабарову. В ответ пришли формальные отписки. Обращение спустили вниз, и оно вернулось в прокуратуру Свердловской области.
В ноябре 2012 года десантники 100 ОРР (отдельной разведывательной роты), которые в середине 70-х служили под командованием Хабарова, совершили восхождение на святую гору Афон в Греции, посвятив покорение вершины Дню военной разведки и освобождению своего командира. Один из покорителей горы Афон, ныне адвокат Московской коллегии адвокатов Сергей Кухаренко обратился к президенту:«В нашем правосудии процветает обвинительный уклон. Для того чтобы его убрать, Президенту необходимо снять трубку и позвонить Председателю Верховного суда, поэтому, товарищ Верховный главнокомандующий, я прошу Вас, снимите трубку и позвоните».
А пока этого не произошло, суд продолжил рассмотрение дела в 2013 году. На заседании 15 января обвинение изучало очередное вещественное доказательство — рабочую тетрадь полковника Хабарова. В ней обращения к администрации Екатеринбурга и листовки в защиту полковника Квачкова.
«Выступали мы на разрешенных администрацией митингах, эти листовки там раздавали. Какие проблемы?» – спросил подсудимый Хабаров.
Все остальные вещественные доказательства «мятежа», представленные обвинением во время слушаний, были аналогичными: коробки из-под сотовых телефонов, карта Свердловской области, блокноты и тетрадки. Так же адвокатам «уральских мятежников» была предъявлена армейская аптечка с промедолом, изъятая во время обыска дома у отставного полковника. Обвинение считает аптечку незаконным приобретением, хранением и приготовлением к сбыту наркотических веществ. К сведению: промедол — препарат от болевого шока, который выдают солдатам и офицерам во время боевых действий.
Хабаров уже неоднократно пояснял, что еще в 1980 году, когда он был тяжело ранен в Афганистане, аптечку ему дал врач, и она хранилась как память о войне. Однако следствие продолжает утверждать, что шприц-тюбики — это наркотик, который Хабаров собирался сбыть. Заметим, что срок хранения промедола всего три года, срок годности препарата истек 20 лет назад. Тем не менее приглашенный эксперт отчиталась: «Гидрохлорид промедола присутствует, но срок годности с помощью экспертизы мы определить не можем».
На заседание в качестве свидетеля был приглашен бывший сокамерник Кралина, который, по словам изобретателя, оказывал на него психологическое давление и убеждал написать явку с повинной в августе 2011 года. Кралин считает, что свидетель был специально подсажен в камеру. В вызове в суд свидетелей, которые могли бы подтвердить факт давления, Кралину было отказано”, - писала Каринэ Кирогосьян в “Новой газете”.