«В Екатеринбурге в июле прошлого года была арестована группа лиц во главе с подполковником Леонидом Хабаровым, которую подозревают в подготовке вооруженного восстания. В областном суде состоялось предварительное заседание по делу, на котором адвокаты «мятежников» обратились с ходатайством рассмотреть их дело коллегией присяжных. Если это произойдет, то существует большая вероятность, что обвиняемых оправдают – настолько абсурдны предъявленные им обвинения. Правда, самому «вождю» революции снисхождение не грозит, - сообщает сегодня интернет-сайт «Свободная пресса».
По версии следствия, «мятежники» состояли в рядах незарегистрированного общественного движения «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», которое и возглавлял Квачков. Последний известен, кроме как мастер диверсий, тем, что обвинялся в покушении на Анатолия Чубайса. После оправдания по этому делу полковника задержали вновь, обвинив его в подготовке государственного переворота.
Это же инкриминируется и его уральским последователям. 2 августа 2011 года — в день ВДВ — подпольщики намеревались поднять на Среднем Урале восстание. Операция носила кодовое название «Рассвет». Местом действия был выбран Екатеринбург. Мобильные группы из бывших и действующих военнослужащих должны были убить руководителей МВД, МЧС и ФСБ РФ по Свердловской области, для создания паники планировалось произвести подрывы линий электропередачи. После захвата власти в регионе предполагалось создать армию и двинуть ее в поход на Москву. Успех мятежа на Урале должен был спровоцировать возникновение аналогичных очагов по всей России. Однако благодаря спецслужбам заговор был раскрыт.
В результате обысков по их месту жительства и работы оперативники нашли оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и литературу экстремистского характера. Следствие возбудило уголовное дело по факту покушения на организацию вооруженного мятежа и вербовки или вовлечения лиц в террористическую деятельность. В качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу в СИЗО № 1 Екатеринбурга. Однако когда появилась более подробная информация, новость из разряда «безумие и отвага», перешла в раздел «тотального абсурда». В частности стало известно, что у задержанных были найдены 6 тысяч патронов. Впечатлил и бюджет «восстания» - ни много ни мало, 50 тысяч рублей.
— Это только на человека, крайне далекого от военного дела, такое количество патронов может произвести впечатление, — считает участник первой Чеченской войны, екатеринбургский журналист Дмитрий Васильев. — Часовому при заступлении на пост в пункте постоянной дислокации обычно полагается два магазина — соответственно 60 патронов. Это для того чтобы отразить первичную атаку на объект и поднять тревогу. То есть изъятого у «мятежников» количества хватит на 100 комплектов. В случае ведения масштабных боевых действий это ничто. Поэтому в Чечне мы традиционно носили сдвоенные изолентой два магазина в автомате, четыре в «лифчике» плюс гранаты. При столкновении в условиях города этого запаса хватало минут на 20—30. Поэтому «в обозе» всегда были «цинки» с тысячами патронов. Непонятно, как предполагаемые боевики без тяжелого пехотного вооружения — гранатометов, станковых пулеметов — собирались поражать, например, омоновские БТРы, не говоря уже о танках в случае переброски на подавление восстания армейских частей.
— При обыске у него были обнаружены и изъяты коллекция ножей и боеприпасы от различных видов стрелкового оружия, многие из которых сейчас и найти сложно, они не состоят на вооружении, — рассказал сын Леонида Хабарова Дмитрий, сам, кстати, офицер Российской армии. — И это в представлении следователей есть арсенал? Кроме того, в деле присутствует старая солдатская аптечка, в которой есть промедол — наркотическое вещество. Аптечку отцу положил на носилки после тяжелого ранения хирург в Афганистане, она осталась как память. К тому же срок годности лекарства уже давно истек. Под экстремистской литературой подразумеваются книги Владимира Квачкова, которые судом пока к таковым не отнесены, произведения продаются в свободном доступе. Никаких листовок с призывами к свержению власти не было, многочисленных отрядов боевиков — тоже. И вот на основании этих абсурдных доказательств боевому заслуженному офицеру предъявляют такие серьезные обвинения.
Полковник в отставке Леонид Хабаров был в Советской армии личностью легендарной. Именно его десантно-штурмовой батальон первым из частей Ограниченного контингента вошел в декабре 1979 года в Афганистан и без потерь захватил перевал Саланг, соединявший соседнюю страну с СССР. Был ранен, пока лечился, заочно закончил Академию имени Фрунзе, вновь вернулся в Афганистан, где снова получил тяжелое ранение. По окончанию службы Леонид Хабаров отвечал за военную подготовку в Уральском политехническом институте (сейчас — Федеральный университет). Из обычной военной кафедры он создал Институт военно-технического образования и безопасности, и якобы идеи восстания полковник распространял среди своих студентов.
— Идею бессмысленного бунта он не поддерживал, — отмечает ветеран Афганской войны, член правления СРО «Союз десантников России» УрФУ Геннадий Кунявский. — Наоборот, Леонид Васильевич считает: не дай Бог, если в стране прольется кровь.
Остальные задержанные тоже слабо «тянут» на «карбонариев». Сергей Катников занимается мебельным бизнесом, Владислав Ладейщиков бывший опер уголовного розыска, Виктор Кралин — доктор наук, заслуженный изобретатель России, работавший в Сельскохозяйственной академии.
Родственники и друзья арестованных также считают всю эту историю абсурдной. В прошлом году они даже пытались организовать автопробег, чтобы отвезти открытое письмо к тогдашнему Президенту РФ Дмитрию Медведеву с требованием отпустить «мятежников». Но списанная бронированная разведывательная дозорная машина, на которой собирались ехать «ходоки», дважды сломалась.
В мае Свердловский областной суд вынес приговор первому «мятежнику», пошедшему на сделку со следствием Владиславу Ладейщикову, и приговорил его к шести годам условного лишения свободы с испытательным сроком на три года. В качестве смягчающих обстоятельств ему зачли активное содействие и наличие на иждивении маленького ребенка. Экс-милиционер единственный, кто полностью признал свою вину и дал показания на других членов «ополчения». Остальные подсудимые свою вину отрицают.
Мягкость приговора также вызвало удивление, ведь Ладейщикову вменялось совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 205.1 УК РФ («Угроза совершения террористического акта») и частью 2 статьи 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт и хранение боеприпасов и взрывных устройств»).
- Изначально было ясно, что никакого восстания не было, - считает уральский политолог Федор Крашенинников. – Отставные военные собирались, выпивали, ругали власть и говорили, как бы этих негодяев стоит наказать. Об этом узнали силовики и решили заработать себе звезды на погоны».
В публикации «Ополчение судилось «под влиянием эмоций» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Свердловский областной суд приговорил к условному сроку предпринимателя Сергея Катникова, члена уральской ячейки движения "Народное ополчение имени Минина и Пожарского", лидером которого считается полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков, - пишет сегодня «Коммерсант». - В ближайшее время в Свердловском облсуде будет рассмотрено дело еще одного "ополченца": на скамье подсудимых должен оказаться один из лидеров уральской ячейки Александр Ермаков. Однако еще во время следствия судебно-медицинская экспертиза признала его душевнобольным. Поэтому по существу пока его дело рассматриваться не будет — облсуд решит лишь вопрос о его принудительном лечении.
Катников обвинялся в подготовке вооруженного переворота и в итоге, как и ранее осужденный "ополченец" Владислав Ладейщиков, пошел на сделку со следствием и дал показания и против себя, и против других членов "ополчения". Правда, за несколько дней до процесса подсудимый пытался аннулировать сделку со следствием, но вчера он заявил судье, что сделал это под "влиянием эмоций".
Обвинительное заключение почти полностью дублировало обвинение другому рядовому члену "ополчения" — Владиславу Ладейщикову, который получил на днях шесть лет лишения свободы условно.
По всем обвинениям Сергей Катников полностью признал вину. В прениях сторон гособвинитель Марина Щибрик попросила назначить подсудимому шесть лет колонии общего режима. "Для себя ничего не прошу. Лишь для других участников дела прошу суд проявить снисхождение",— тихо попросил Сергей Катников. Через четыре часа суд огласил приговор, назначив ему 5,5 года условного срока и штраф в 100 тыс. рублей. Он был отпущен из зала суда. Представители прокуратуры пояснили, что рассмотрят вопрос об обжаловании после получения мотивировочной части приговора».
Как рассказывало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Репетиция «дела Квачкова»: «В среду в Свердловском областном суде стартовал процесс по делу отставного полковника Леонида Хабарова и его сторонников, которых обвиняют в попытке свержения власти в Екатеринбурге. По версии следствия, члены общественного движения «Народное ополчение имени Минина и Пожарского» ставили своей целью убийство руководителей силовых структур региона, подрыв линий электропередачи и ТЭЦ. После захвата власти на Урале предполагалось выдвинуться к столице.
Возглавлял группировку ветеран войны в Афганистане 64-летний полковник в отставке Леонид Хабаров. На скамье подсудимых также — бывший старший оперуполномоченный угрозыска Владислав Ладейщиков, коммерсант Сергей Катников, доктор наук Виктор Кралин, предприниматель Александр Ермаков.
Ладейщиков согласился сотрудничать со следствием, и в среду в особом порядке рассматривалось именно его дело. По его словам, в июне 2011 года Леонид Хабаров нелегально приобрел оружие. Оно было доставлено на три базы, одна из которых, под кодовым названием «Сирень», располагалась в доме подсудимого. По некоторым данным, у Владислава Ладейщикова было изъято около 6 тысяч патронов. Все состоявшие в группировке проходили специальную тактическую подготовку. У каждого из «ополченцев» существовало кодовое имя, в частности, Ладейщиков назвал себя Термитом.
В планы екатеринбургской ячейки «Народного ополчения» входило уничтожение существующей власти в столице Урала. Помочь должны были прибывшие под видом строителей в Екатеринбург боевики. К обязательному уничтожению были намечены начальники ГУ МВД РФ по Свердловской области, областного управления МЧС и ФСБ. Начало спецоперации «Рассвет» было назначено на 2 августа 2011 года. После захвата власти должна была произойти общая мобилизация и выдвижение в сторону столицы страны.
В деле немало странностей. Как утверждает следствие, на организацию мятежа в Екатеринбурге подпольщики планировали потратить... 50 тысяч рублей. Кроме того, среди всего изъятого оружия пригодным для стрельбы оказался только один пистолет. План мятежа разрабатывал предприниматель Александр Ермаков, а ему был поставлен диагноз «вялотекущая шизофрения с маниакально-депрессивным синдромом». В общем, кампания веселая. Видимо, екатеринбургское дело станет прелюдией к делу лидера «Народного ополчения» Владимира Квачкова».
В декабре 2008 года в публикации «Квачкова повели к финишу» Агентство федеральных сообщений рассказывало: «завершено расследование уголовного дела в отношении полковника ГРУ в отставке Владимира Квачкова. Как рассказала защитник экс-полковника Оксана Михалкина, расследование проводило следственное подразделение ФСБ.
- Квачкову предъявлено обвинение в окончательной редакции по двум статьям УК - покушение на организацию вооруженного мятежа и содействие террористической деятельности. Это же обвинение ему было предъявлено и ранее. На следующей неделе мы, как ожидается, выйдем на ознакомление с материалами уголовного дела, - отметила адвокат».
«Полковник в отставке Владимир Квачков, бывший офицер Главного разведуправления Генштаба Воооруженных сил РФ. Вместе с другими фигурантам уголовного дела обвинялся в покушении на бывшего главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса в 2005 году.. На пути кортежа Чубайса в Московской области было взорвано взрывное устройство, а затем последовал обстрел автомобилей из автоматического оружия. Ни сам Чубайс, ни его охранники не пострадали.
Верховный суд России дважды признавал законным оправдательные приговоры Квачкову и его «подельникам».
Последний оправдательный вердикт был вынесен 20 августа 2010 года. Присяжные признали, что само покушение имело место, но обвиняемые к нему не причастны.
Однако в декабре 2010 года Лефортовский суд Москвы санкционировал еще один арест отставного полковника по новому делу. Оно было возбуждено в день задержания Квачкова. Следствие предъявило Квачкову обвинение по части 1 статьи 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности) и по части 3 статьи 30 УК РФ, статьи 279 УК РФ (покушение на вооруженный мятеж). За наиболее тяжкое из преступлений закон предусматривает до 20 лет лишения свободы».
В июле этого года года психиатры провели экспертизу состояния бывшего полковника. Он был признан вменяемым.
В конце того же месяца ФСБ сообщило о задержании в Екатеринбурге нескольких сторонников Квачкова. При обысках у них нашли оружие, боеприпасы, взрывчатку, экстремистскую литературу.
По версии следствия бывший военный разведчик подговаривал молодежь, а также офицеров, попавших под сокращение в Тольятти, Самаре и Владимире, объединяться в боевые группы, которые затем должны были напасть на региональные воинские части, запастись оружием и пойти на Москву.
Уже в конце сентября в СМИ появилось сообщение о задержании преподавателя военной кафедры из Екатеринбурга Леонида Хабарова. По словам адвоката Квачкова Михалкиной, ему было предъявлено аналогичное ее подзащитному обвинение, и он был взят под стражу. Связан ли он с подозреваемым полковником ГРУ, не уточняется.
Квачков вину не признает. Его защита полагает, что обвинения голословны, а в материалах дела нет никаких серьезных фактов. Суть предъявленных ему обвинений заключается в подготовке группы, вооруженной арбалетами, к свержению власти.
В составе группы якобы были члены возглавляемой им тольяттинской организации "Народный фронт освобождения России". Михалкина считает, что "при этом формально новое обвинение не расширено, просто добавлено больше слов".
По ее словам, уже на будущей неделе защита и сам Квачков планируют приступить к ознакомлению с материалами дела, которое на данный момент насчитывает порядка 40 томов. Но если следствие не будет ограничивать ее клиента во времени при ознакомления с судебными документами, они будут переданы в суд уже весной 2012 года».
|