Миражи “Барвиха-Вилладж” развеяны в пользу Росбанка
FLB: Московский арбитраж обанкротил "Миэль-недвижимость" из-за невозвращенного кредита
"“Арбитражный суд Москвы признал банкротом ЗАО "ЗМН" (ранее ЗАО "Миэль-недвижимость"), которое входит в инвестиционно-девелоперский холдинг "Миэль", - сообщили 26 декабря агентству РАПСИ в суде.
Суд утвердил конкурсным управляющим ЗАО "ЗМН" Анну Мариничеву. Рассмотрение отчета конкурсного управляющего суд назначил на 7 июня.
Арбитражный суд Москвы в марте ввел процедуру наблюдения в отношении ЗАО "Миэль-Недвижимость". Заявителем по делу о банкротстве выступил Росбанк. Временным управляющим компании тогда был назначен Алексей Петухов.
В сентябре 2011 года суд зарегистрировал заявления Росбанка о банкротстве целого ряда структур холдинга "Миэль" - ЗАО "Барвиха-Вилладж", ЗАО "Миэль-Недвижимость", ЗАО "Миэль-Инвестиции в загородную недвижимость", ООО "Миэль ЗС" и ЗАО "Золотая Миля". Росбанк требовал взыскать задолженность по кредиту на сумму 20 миллионов долларов со сроком возврата в мае 2011 года, выданному в 2007 году ЗАО "Барвиха-Вилладж". Остальные компании холдинга выступили поручителями по кредиту. Поскольку заемщик не соблюдал график возврата кредита и уплаты процентов, Росбанк обратился с требованием о досрочном погашении кредита. Арбитраж Москвы взыскал с пяти компаний холдинга "Миэль" в пользу Росбанка около 24,5 миллиона долларов.
В настоящее время в арбитражном суде Москвы рассматриваются ряд дел по банкротству структур "Миэля".
Холдинг "Миэль" был основан в октябре 1990 года, а в 1993 году преобразован в агентство недвижимости. В настоящее время "Миэль" занимается риелторским, инвестиционным и девелоперским бизнесом и включает в себя более десяти компаний, в том числе "Миэль-Недвижимость", "Миэль-Аренда", "Миэль-Брокеридж", "Миэль - Загородная недвижимость", "Миэль-Новостройки" и "Миэль - Коммерческая недвижимость". С 2003 года холдинг инвестировал в строительство жилья площадью 770 тысяч квадратных метров более 40 миллиардов рублей.
Дочерняя структура "Миэля" "Барвиха-Вилладж" занимается реализацией одноименного поселка в Одинцовском районе Подмосковья.
Строительство поселка, рассчитанного на 100 таунхаусов, было приостановлено в 2008-2009 годах в связи с финансовым кризисом. Из-за этого в отношении топ-менеджеров "Миэля" по заявлению одного из покупателей поселка были заведены уголовные дела по нескольким статьям, в том числе по признакам статьи "мошенничество в особо крупном размере".
Покупатель утверждал, что в марте 2007 года перечислил "Миэль - Инвестиции в загородную недвижимость" ("МИЗН") 1,29 миллиона долларов за два дома в поселке, но деньги и землю до сих пор не получил. В мае сотрудники ГСУ ГУМВД по Москве провели в нескольких столичных офисах "Миэля" обыски, связанные с "Барвиха-Вилладж". Тогда же стало известно, что Григорий Куликов, которому принадлежит 75% холдинга, уехал в Латвию - по его словам, по делам, связанным с зарубежным проектом "Миэля"».
22 июня в публикации «Миражи «Барвиха Вилладж» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «на вчерашний день было назначено заседание Арбитражного суда Москвы, где, как ожидалось, должны были быть обнародованы документы, которые подтвердили бы преднамеренность банкротства компаний холдинга "Миэль". Информации о ходе процесса пока нет, но документов по делу "Барвиха Вилладж" и так больше чем достаточно. Они открывают все новые стороны этого непростого дела.
Одно из главных действующих лиц конфликта, Григорий Куликов, должность которого (по материалам официального сайта компании) - председатель Совета директоров холдинга "Миэль". В известном интервью журналу "Форбс" он заявил следующее: "Стройка замерла где-то к лету 2009 года. По банальной причине - из-за развития кризисных явлений. В дальнейшем со всеми банками-кредиторами мы договорились: либо реструктурировать долги, либо их погасить, либо рассчитаться какими-то активами". Кроме того, в том же интервью г-н Куликов утверждает, что Росбанк прямо виноват в том, что стройка была заморожена: "еще в 2008 году Росбанк принял решение о дополнительном финансировании строительства поселка в размере 10 млн долларов. И этих средств было бы вполне достаточно для продолжения строительства и успешной реализации проекта. С 2009 года Росбанк отказался от этого финансирования, чем, к сожалению, и завел ситуацию в тупик. "Миэль" предпринимал и предпринимает значительные усилия по урегулированию ситуации, в том числе и вложением дополнительных средств в проект".
При внимательном изучении вопроса эти заявления уехавшего в Латвию девелопера могут показаться сомнительными. Начать можно с того, что на сайте miel.ru действительно указан некий холдинг "Миэль", руководство которым осуществляет совет директоров в следующем составе: Верникова А.В., Лопухина А.В., Плаксенкова Е.А., Терехова А.Г., а председателем совета является г-н Куликов. Функциями этого органа управления является текущее руководство деятельностью компаний, входящих в холдинг. Вот только никакого холдинга "Миэль", по данным системы СПАРК и ЕГРЮЛ, автору статьи найти не удалось.
Более логично было бы называть Куликова совладельцем группы компаний "Миэль", как это и делают "Форбс" и еще ряд центральных изданий, касавшихся этой темы. Но и тут есть некоторая юридическая загвоздка. Сам г-н Куликов каких-либо должностей в группе компаний "Миэль" не занимает, документов не подписывает (во всяком случае, увидеть их не удалось) и, не исключено, владеет своим детищем, существующем с 1991 года, через подставных лиц. По документам они - директоры и соучредители различных компаний.
По "странному" стечению обстоятельств, ни под одним документом, которыми располагает редакция и которые имеют отношение к нашей истории, также нет подписей "мифического" совета директоров. В наличии - автографы людей, в разное время бывших директорами и "владельцами" компаний группы "Миэль" - Бабенко, Кумана, Владиславлева, Симоновой, Бушина и других.
А теперь вспомним суть конфликта. Итак, ряд граждан обратились в МВД с жалобой на руководство компании "Миэль" и некоторых его менеджеров. По данным заявителей, не раз озвученным в прессе, они заплатили компании за дома в "Барвиха Вилладж" в первой половине 2007 года, подписав соответствующие договоры инвестирования. Заплатили много. Каждый инвестор внес полную стоимость не готового еще дома, что составляло на тот момент более 1 млн долларов. Эти средства пошли в ЗАО "Миэль-Инвестиции в загородную недвижимость" (МИЗН). По словам инвесторов, при заключении этих договоров "Миэль" ставил обязательным условием заключение договора на благоустройство территории вокруг дома.
Благоустройство тоже стоило денег. Нужно было выложить чуть ли не 300 тыс. долларов за озеленение двух соток земли! Эти средства вносились наличными в компанию-"призрак" - ООО "Гранд-Инвест". Как пояснял через журналистов экс-гендиректор МИЗНа Орбант, проживающий в Израиле, мол, "строительству не обойтись без "черной кассы".
Доверчивые инвесторы платили, получая на руки в офисе "Миэля" приходные ордера от компании "Гранд-Инвест". А потом вдруг вспомнили, что работников этой фирмы в общем-то не видели, а деньги передавали непосредственно сотрудникам "Миэля", которые и подписывали приходные ордера от имени этого "призрака". Неплохая схема.
Прошло почти пять лет, а поселок до сих пор построен едва ли на треть, причем это не значит, что там есть готовые дома, оплаченные инвесторами. Просто по всему участку бушует разной степени недострой.
В 2011 году, когда скандал между "Миэлем" и инвесторами перешел в стадию "боевых действий", возник ряд вопросов, вполне конкретных, но, увы, остающихся без ответа. Например, имела ли вообще компания право по действующему законодательству продавать эти дома? Имел ли МИЗН во время сбора денег в собственности эти земельные участки? Получил ли он разрешения на строительство? Что с проектной документацией? Были ли договоры с инвесторами представлены в Росреестр для регистрации?
Появились, разумеется, и неясности по срокам исполнения, прописанным в договорах. В частности, благоустройство участков (ландшафтные работы) должно было быть закончено в 2008 году, а окончание строительства домов датировалось 2009 годом. Простая логика подсказывает: договоры благоустройства земельных участков, под видом которых формировалась "черная касса", были фиктивными изначально. Ведь сначала строят дома, а после зарывают ямы, чистят территорию и прячут коммуникации .
Конечно, людей, выложивших по миллиону долларов за возможность жить на Рублевке, должны были насторожить все эти детали. Не насторожили. Может быть, потому, что компания г-на Куликова скрыла от них важнейшую информацию. Журналисты выяснили, что участок под "Барвихой" был в мае 2007 года заложен Росбанку за 20 млн долл., но покупателям документы показывали без какой-либо отметки об обременении. Причем запрет на межевание земельного участка, то есть на продажу земли инвесторам, ранее оплатившим ее стоимость, был существенным условием кредитного договора. Так же, как и запрет на привлечение в дело физлиц.
Теперь поговорим о деньгах. По разным оценкам, компаниями холдинга под руководством Куликова было собрано порядка 80 миллионов долларов. Что это означает? Только то, что "Миэль", получив 100% предоплату от 39 инвесторов и кредит от Росбанка, имел возможность построить не 39 домов, а хоть 100. Эксперты рынка считают, что в результате "Миэль" получил бы прибыль как минимум в виде 61 готового дома плюс еще 20 млн долларов. И при этих колоссальных деньгах Куликов и его менеджеры не кинулись спешно строить поселок. Зачем? Ведь деньги получены, а земля под ним все равно заложена?
Проследить с максимальной точностью их движение практически невозможно, по крайней мере, трудно. По мнению экспертов, вложения в существующий недострой (об этом, кстати, было рассказано в одной из программ ЦТ), составили не более 5 млн долларов. То есть вложив 5 млн долларов в строительство, холдинг "Миэль" каким-то образом "растворил" оставшиеся 75 миллионов. Интересно, обсуждал ли этот вопрос "совет директоров" во главе с Куликовым при утверждении финансовых отчетов? Вполне можно предположить, что и сбор денег с инвесторов, и кредит в банке были продуманы как афера, завершением которой стало банкротство МИЗНа.
Банкротство - вещь непростая. Поэтому "специалисты" по теневым схемам "Миэля" наверняка осознавали: возникнут проблемы с крупнейшим кредитором в лице Росбанка. Пытаясь спасти свои средства, Росбанк не мог не инициировать банкротства МИЗНа. Но тут же на сцену вышло ООО "Мир финансовых технологий" (МФТ), заявившее в апреле 2012 года в арбитражный суд требования о включении в состав кредиторов МИЗНа. Долги перед МФТ вытекали не из хозяйственных сделок, а из появившихся у него векселей, которые МИЗН выдал нескольким компаниям в 2007 году. Требования с учетом процентов, конечно, росли.
Это схему специалисты называют "накачиванием своего кредитора". При успехе такой "кредитор" берет банкротство под контроль и назначает собственного арбитражного управляющего. Тот, в свою очередь, закрывает глаза на вывод активов и другие действия заинтересованных лиц.
Участи банкрота не избежала и одна из самых преуспевающих компаний "Миэля" - ЗАО "Золотая миля". В 2009- 11 годах "Золотая миля" раздала 11 компаниям, входящим в холдинг "Миэль", займы на общую сумму почти 286 млн руб. А в августе 2011 года компания уступила свои права требования займов, то есть попросту продала их, некому ООО "ТехКомИнтел" за...7,4 млн руб.! То есть в 38 раз дешевле стоимости этих долгов. Переуступка прав произошла, по странному стечению обстоятельств, за месяц до того, как Росбанк потребовал банкротства "Золотой мили".
Кстати, в тот же период одна из компаний холдинга решила выплатить г-ну Куликову весьма большую сумму в виде дивидендов. У обманутых инвесторов законно возникает вопрос: как все эти действия соотносятся с утверждением Куликова об остановке строительства ввиду отказа Росбанка выделить дополнительные 10 млн долларов? Это нюанс.
А вот еще один. Как уже говорилось, МИЗН в конце 2007 года выдал векселя (в дальнейшем оказавшиеся у МФТ), поручителем по которым выступила "Золотая миля". В связи с неоплатой МИЗНом этих векселей МФТ обратилась в суд о взыскании 760 млн руб. с ЗАО "Золотая миля". Суд удовлетворил это требование.
Однако эксперты предполагают, что по странному или какому-либо другому стечению обстоятельств задолженность, установленная судом перед МФТ, по-прежнему числится на балансе "Золотой мили"! Путем таких вот схем Росбанку от имевшей реальные активы "Золотой мили" достались одни убытки. А тем временем МФТ отчаянно пытается войти в реестр кредиторов и назначить своего арбитражного управляющего, чтобы влиять на дальнейший ход банкротства.
Поскольку все события происходили с 2007-го по 2011 год, действующие лица успели сменить должности. Лишь по повторению фамилий из числа учредителей и гендиректоров можно выяснить, что та или иная компания, просуществовавшая год-другой, только, чтобы "освоить" взятый у "Миэля" многомиллионный кредит, имела к г-ну Куликову прямое отношение. И как эти действия холдинга "Миэль" соотносятся с утверждениями Куликова о "клиентском рэкете"?
Видимо, под "клиентским рэкетом" Куликов понимает требования людей вернуть переданные ему более 5 лет назад деньги, за которые люди ничего не получили взамен. Особый интерес вызывает и тот факт, что одновременно с МФТ свои требования о включении в состав кредиторов МИЗНа предъявил и сам г-н Куликов. Видимо, он считает себя пострадавшим от собственного бизнеса?
Обычно, подобные действия по опустошению компании иначе как преднамеренным банкротством назвать нельзя. Так, например, ЗАО "Миэль-Недвижимость" в 2008-2009 годах выдал ЗАО "Геосити" займы на общую сумму 194 млн рублей. Как "работать" с этими деньгами? Просто! Ликвидировать "Геосити", причем инициировать добровольную ликвидацию. В этой процедуре, как предполагается, участвовал Роман Куман (экс-директор отделения "Миэль" на Дмитровке), который одновременно являлся и директором и акционером компании. После завершения процедуры ликвидации долг "Геосити" был списан.
Если не вдаваться в юридические или следственные подробности, то даже в самом первом приближении за период с 2007-го по 2011 год юристы и прочие "спецы" из окружения Куликова, наверное, все же сумели провернуть - буквально "под носом" у банков-кредиторов и физлиц-дольщиков - еще немало подобных схем. Цели при этом, если судить по характеру документов, преследовались разные. Кроме одной: изыскать средства для завершения проекта "Барвиха Вилладж". Кстати, ликвидация фирм занимает полгода, так что подоплека всех эти фиктивных долговых отношений уж точно была понятна близкому окружению Куликова.
Остается непонятным, насколько осознанно в этих схемах были задействованы многочисленные директора компаний? А ведь только у одной - "Миэль-Загородная недвижимость" - за это время их сменилось несколько! Можно ли здесь говорить об умысле некоторых сотрудников Куликова, кстати, как и самого "главы холдинга"? Главное, что стремления завершить строительство любой ценой здесь не найти даже с лупой.
Возникает и другой вопрос: кто будет отвечать за выведение средств и банкротство компаний, в результате которого ни банку, ни дольщикам "Барвихи" не осталось практически ничего? Куликов никаких документов не подписывал и юридически процессом не руководил. Так что, отвечать за это будут, наверное, его сотрудники, часть которых явно не понимала, на что шла, подписывая странные бумаги с преференциями "родственным" компаниям.
Кстати, Куликов уже прозрачно намекнул на такую возможность все в том же интервью: "Иногда бывает и такое, что сотрудник компании в помещении компании дает клиентам какие-то левые документы, и взрослые люди, достаточно обеспеченные и, казалось бы, достаточно умные, непонятно по какой причине либо этому сотруднику делают какие-то платежи на какие-то компании, либо, может быть, отдают какие-то деньги. К сожалению, в нашей истории был такой случай несколько лет назад, когда один из менеджеров другого нашего подразделения совершал такие действия. Причем вел переговоры с клиентами в помещении компании, предлагал клиентам объекты компании, а средства просил перечислить на подставную фирму. Это дело было расследовано, человек найден и отбывает наказание по приговору суда".
Кто же выгодоприобретатель в истории с "Барвихой Вилладж" и "Золотой милей"? Дивиденды получил Куликов, активы исчезли, а отвечать будет кто? Менеджеры, чьи подписи стоят на документах? Или кто-то еще?» - писала «Российская газета» в федеральном выпуске №5812 (139).