FLB: Вскроет ли расследование скандального дела Finmeccanica махинации при закупках техники в Минобороны РФ?
"«Итальянский машиностроительный холдинг Finmeccanica, партнер "Оборонпрома" и "Гражданских самолетов Сухого", с 2010 года находится в центре расследования дела о коррупции. Оно уже привело к ряду отставок и арестов. Новое развитие дело получило в октябре 2012-го, когда был арестован Паоло Поццессере - старший советник Finmeccanica по связям с Россией, а бывший менеджер компании рассказал о связях с бразильским правительством и откатах в полмиллиарда евро, - сообщает Лента.Ру.
Finmeccanica - вторая по величине машиностроительная корпорация Италии. Она специализируется на производстве вертолетов, летательных аппаратов, оборонных систем и электроники. Паоло Поццессере (Paolo Pozzessere) с сентября 2011 года и до своего ареста 23 октября 2012-го отвечал в компании за связи с Россией. Однако обвинения относятся к тому периоду, когда он еще был финансовым директором Finmeccanica. Поццессере арестовали в рамках расследования дела о коррупции при поставке вертолетов в Панаму. Их - по соглашению с итальянским правительством - должны были осуществить в 2010 году три дочерних компании Finmeccanica (AgustaWestland, Selex и Telespazio) при содействии панамской компании Agafia. По данным следствия, для заключения сделки центральноамериканская сторона требовала заплатить 18 миллионов евро откатов (10 процентов от суммы всего заказа) президенту Панамы Рикардо Мартинелли (Ricardo Martinelli) и другим политикам.
Finmeccanica вскоре после ареста своего советника по связям с Россией выпустила официальное заявление. В нем, конечно же, информация об откатах в связи с панамскими контрактами решительно опровергалась.
Панама - не единственный партнер Finmeccanica, требовавший, по данным итальянской прокуратуры, серьезных откатов. На следующий день после ареста Поццессере в итальянских СМИ появились показания одного из бывших менеджеров Finmeccanica Лоренцо Боргоньи (Lorenzo Borgogni). По его словам, в 2009 году Поццессере рассказывал о "канале" между Италией и Бразилией, который позволил бы облегчить заключение контрактов. В частности, благодаря связям с министерством обороны латиноамериканской страны у Finmeccanica и другого итальянского холдинга, Fincantieri, появилась возможность заключить два контракта - на 2,5 миллиарда евро каждый - на поставку 11 военных фрегатов в Бразилию.
Для этого, однако, надо было заплатить откат в размере 11 процентов от сделки - 550 миллионов евро от обоих холдингов. Деньги должны были разделить между собой тогдашние министр обороны Бразилии Нельсон Жобим (Nelson Jobim), министр экономического развития Италии Клаудио Скайола (Claudio Scajola) и итальянский же депутат Массимо Николуччи (Massimo Nicolucci). Руководство Finmeccanica в лице председателя холдинга Пьера Франческо Гваргвальини (Pier Francesco Guarguaglini) заявило, что готово платить не больше трех процентов. Заключила ли в итоге сделку Finmeccanica или кто-то из ее дочерних компаний, Боргоньи не в курсе. А вот Fincantieri, по его сведениям, контракт таки получил.
Еще одна страна, фигурирующая в расследовании октября 2012 года, - это Индонезия. В июле 2011 года, пишет Corriere della Sera, состоялся телефонный разговор между Поццессере и Сильвио Берлускони (на тот момент - все еще премьер-министром Италии). Берлускони рассказал о возможности заключить с ВМС Индонезии контракт на 600 миллионов евро на поставку самолетов. В этом, по словам политика, вызвалась помочь местная фирма Iached Limited, с председателем которой общался итальянский сенатор Эстебан Казелли (Esteban Caselli).
Сделка не состоялась, но индонезийская сторона пожаловалась на то, что Казелли требовал денег за организацию встречи с представителями Finmeccanica. Поццессере лично рассказывать об этом Берлускони не хотел и попросил сделать это журналиста и предпринимателя Вальтера Лавитолу (Valter Lavitola), человека со славой чуть ли не главного афериста страны. Лавитола с весны 2012 находится под арестом по подозрению в шантаже Берлускони. Помимо этого, он является подозреваемым в деле о взятках панамским чиновникам, включая президента Мартинелли, которое привело в 2010 году к расторжению контракта на поставку радаров.
Упоминаются в связи с делом Finmeccanica и Индия, и сама Италия, и Россия - не последний партнер холдинга.
В России Finmeccanica вместе с "Гражданскими самолетами Сухого" производит лайнер Sukhoi Superjet 100, вместе с "Рособоронэкспортом" - разрабатывает патрульный самолет а вместе с "Вертолетами России" - создает легкий вертолет и производит двухдвигательные AW139. Именно в связи с вертолетами Россия и всплыла в деле Finmeccanica.
Итальянское интернет-издание Lettera43 напрямую утверждает, что силы следователей сконцентрировались на России. Однако на деле пока что, помимо ареста советника по связям с Россией, да и то не в связи с его работой в России, речь идет только об одном телефонном разговоре. 16 апреля 2011 года исполнительный директор AgustaWestland (дочерняя компания Finmeccanica, занимающаяся вертолетами) Бруно Спаньолини (Bruno Spagnolini) разговаривал по телефону с Марко Аккой (Marco Acca), ответственным за военные продажи компании. Спаньолини попросил Акку, когда тот говорит о вертолетах, ни в коем случае не упоминать Владимира Путина, на тот момент премьер-министра РФ"Вы можете сказать, что на них летают тысячи глав государств... но чтобы никто не упоминал Путина или что-то в этом роде..." - напутствовал Акку Спаньолини. Таково было пожелание президента Finmeccanica Джузеппе Орси (Giuseppe Orsi).
Почти за год до этого, в июне 2010-го, тот же Спаньолини рассказывал о поставках вертолетов в Россию итальянскому Sole24Ore. "Правда ли, что, как пишет российская пресса, Путин может выбрать вертолет AW139 для своего пользования?" - спросила у Спаньолини журналистка издания. "Мы на это надеемся. Вертолеты были проданы российскому оператору, я бы не удивился, если в итоге они послужили бы именно этой цели", - ответил менеджер.
Дружба с итальянскими и иностранными чиновниками позволяла Finmeccanica, полагает следствие, заключать выгодные контракты: в той же истории с Бразилией все началось с теплых отношений между бразильским министром Жобимом и итальянским Скайолой. В случае с Россией, очевидно, речь может идти о пресловутой дружбе Берлускони с Путиным. Еще в 2010 году в интервью российскому изданию BFM вице-президент Finmeccanica Джузеппе Антонио Фортунато отвечал на вопросы журналистов о тесных связях между двумя странами. "Я не могу сказать, что эта дружба никак не влияет. Она нам помогает: есть прямой канал решения проблем итальянского бизнеса", - сказал Фортунато. Он, впрочем, отметил, что все итальянские премьеры дружили с Россией и при Берлускони у итальянского холдинга прибыль "не намного выше", чем раньше. Но, тем не менее, все равно выше.
Для итальянских СМИ Россия с Путиным и его дружбой с Берлускони - лишь один из многочисленных эпизодов в скандальных расследованиях, отставках и арестах, связанных с Finmeccanica. Слухи про дело о коррупции в отношении холдинга появились еще в мае 2010 года, однако тогда прокуратура их опровергла. В июле того же года произошел первый арест: Лоренцо Колу (Lorenzo Cola), советника президента компании Гваргвальини и его жены Марины Грасси (Marina Grassi), обвинили в отмывании денег. Спустя год, в июле 2011-го, супруги Гваргвальини официально получили статус подозреваемых в коррупции. В ноябре были арестованы исполнительный директор холдинга Гвидо Пульези (Guido Pugliesi) и несколько менеджеров, и вскоре после этого президентом и исполнительным директором стал Джузеппе Орси. В апреле 2012 года и он попал под подозрение в коррупции.
Всего по делу Finmeccanica проходят более десятка различных итальянских политиков, и после ареста Поццессере и обвинений в адрес бывшего министра Скайолы общественность и журналисты стали пенять премьер-министру на то, что он никак не комментирует происходящее. Однако правительство в его нынешнем виде существует лишь с ноября 2011 года, тогда как обвинения относятся к более раннему периоду. Не удивительно поэтому, что кабинет Марио Монти хранит молчание. Лишь президент Италии Джорджо Наполитано в связи с делом Finmeccanica счел нужным сказать: "Расследование еще не закончено, и я не могу выражать свое мнение о его возможном итоге". Наполитано, впрочем, не преминул при этом добавить, что если преступления были совершены - то они непременно должны быть наказаны».
Масштабы расследования махинаций при закупке техники в России гораздо скромнее, но тоже впечатляют. Агентство федеральных расследований FLB рассказывает об этом сегодня в публикации «С обысков на аудиенцию».
И, к слову сказать, российская пресса неоднократно писала о заключенных Миноброны контрактах, которые вызывают много вопросов и подозрений.
К примеру, в середине сентября в публикации «Ржавеют вместо того чтобы летать» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: “пять легких вертолетов европейской компании Eurocopter, приобретенные в 2011 году по личному распоряжению министра обороны России Анатолия Сердюкова, оказались невостребованными в Вооруженных силах. Все пять вертолетов уже два месяца стоят на аэродроме Чкаловский, при этом никаких полетов и тренировок военными летчиками не проводится. И такая ситуация продлится до тех пор, пока руководство Минобороны не определится, как будет использовать машины.
— Все пять поставленных в июне вертолетов Eurocopter до сих пор никак не оформлены и не зарегистрированы. Никаких полетов не проводится. Это пока просто груда металла. Они находятся на хранении в 929-м ГЛИЦ (Государственный летно-испытательный центр) Минобороны и стоят на аэродроме Чкаловский в Подмосковье, — рассказал собеседник «Известий» в российских ВВС.
В 929-м ГЛИЦе «Известиям» объяснили, что вертолеты находятся в ведении МТО (материально-техническое обеспечение) ВВС, «они просто стоят на приколе» и дальнейшая их судьба пока не известна. В настоящий момент специалисты военного ведомства заняты переводом летно-эксплуатационных инструкций для вертолетов, которые представлены на английском и французском языках.
В компании Eurocopter «Известиям» пояснили, что не вправе разглашать условия контракта с Минобороны, однако подчеркнули, что полеты на их вертолетах в России невозможны без предварительного обучения в одном из центров Eurocopter — в России или во Франции.
— Без такой подготовки летчики не могут осуществлять полеты на наших вертолетах, — пояснил представитель компании, отказавшись при этом уточнить, проходили ли такую подготовку летчики ВВС России.
Официальный представитель ВВС Владимир Дриг отказался комментировать ситуацию с вертолетами, потребовав письменный запрос.
Три легких однодвигательных AS350B3 Ecureuil и два двухдвигательных AS355NP Fennec были переданы Минобороны в июле 2012 года для оценочных испытаний. Предполагалось, что затем эти машины, которые исполнены в VIP-компоновке, будут использоваться для перевозки руководителей Минобороны, а также высшего командного состава Вооруженных сил. Причем AS355NP Fennec получат российское вооружение и будут перевозить военачальников на учениях и в зонах боевых действий.
В начале года военное ведомство объявило тендер на закупку 45 вертолетов такого класса, однако в марте он был признан несостоявшимся. Участники тендера официально не назывались, но компания Eurocopter именно с этими машинами называлась как наиболее вероятный победитель.
Бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов отметил в беседе с корреспондентом «Известий», что машины такого класса мог бы поставить Минобороны и российский авиапром.
— Европейские машины — хорошие для своего класса. Но у нас есть машины не хуже именно для таких целей (перевозка командного состава). Например, «Ансат» или модернизированный Ми-2 с новыми двигателями, — заявил он.
Транспортный вертолет AS350B3 разработан французской компанией Aerospatiale (ныне Eurocopter). Выпускается с 1977 года. Стоимость — $1,4 млн. AS355NP Fennec — военный вариант модернизации вертолетов семейства Ecureuil. Вооружение — 20-миллиметровая пушка Giat M621, два 7,62-миллиметровых пулемета (или один 12,7-миллиметровый), противотанковые управляемые ракеты. Выпускается с 1990 года. Стоимость — от $2,9 млн до $3,6 млн в зависимости от компоновки», - писали тогда «Известия».
Примерно то же самое происходит и с другими закупками, осуществленными по личному распоряжению министра обороны.
В середине июня в публикации «Мебельное банкротство Минобороны» Агентство федеральных расследований FLB рассказало: «британская компания, в которой министр обороны РФ Сердюков поручил закупать мебель для новых российских кораблей, оказалась банкротом.
Согласно отчетам, подготовленным конкурсными управляющими компании Strongbox Marine Furniture Саймоном Джейсоном Бонни и Питером Хьюгс-Холландом, компания стала неплатежеспособной и ее активы были проданы.
«В 2011 году состояние денежной массы компании ухудшилось настолько, что к началу января 2012 года компания оказалась неспособной платить своим сотрудникам и кредиторам. Дела и активы компании были проданы», — сообщается в документе.
В отчете говорится, что в начале 2011 года компания приступила к выполнению основного контракта по производству мебели для кораблей ВМС Великобритании, однако из-за производственных задержек «оказалась не в состоянии изготовить необходимое количество продукции, чтобы получить достаточную прибыль для оплаты купленных в рассрочку станков и оборудования».
В отчете также сообщается, что активы выкупила фирма с похожим названием — Strongbox Accommodation Furniture Limited. С представителями этих фирм «Известиям» связаться не удалось — руководство на момент выхода публикации так и не предоставило ответов на вопросы».
Эксперт сайта flot.com Дмитрий Глухов рассказал «Известиям», что «гендиректором компании Strongbox Accommodation Furniture Limited, скупившей дела и активы обанкроченной Strongbox Marine Furniture, является гражданин России Эдуард Иванов, по совместительству — один из руководителей официального дилера британской компании в России: ООО «Морские комплексные системы».
По словам Глухова, желание Минобороны размещать заказы в обанкроченной иностранной компании, возглавляемой русским директором, выглядит более чем сомнительно.
— Нет ли здесь желания обогатиться благодаря личным контактам за счет госзаказа? — выразил опасения Глухов.
Кроме того, он сообщил, что от одного из судостроительных предприятий была получена информация, что цена на мебель по прайсу английской компании в два раза больше, чем соответствующая строчка в бюджете корабля.
— Выходит, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) должна выклянчивать дополнительно десятки миллионов евро, если учесть все корабли, [мебель на] которые заказал флот. В масштабах миллиардов Минобороны это, вероятно, не очень много, но для отдельных лиц какие-то миллионы худо-бедно куда-то прокапают. Это всё может закончиться скандалом или «пшиком», — заметил эксперт.
При этом, отметил эксперт, уже никто не помнит, кто и почему предложил оснастить все боевые корабли ВМФ металлической мебелью.
Сейчас в связи с информацией о банкротстве протеже Сердюкова судостроительные заводы будут искать других поставщиков.
— Для предприятий рекомендация Минобороны не является истиной в последней инстанции. Конечно, Минобороны может рекомендовать предприятиям поставить на корабли какую-то конкретную мебель от конкретного производителя, однако, если выяснится, что другой производитель делает такую же дешевле и лучше, то мебель будет закуплена у него, — пояснили «Известиям» в ОСК.
Там подтвердили, что указание Сердюкова сотрудничать с Strongbox Marine Furniture руководство холдинга получило еще в ноябре 2011 года, однако ни один контракт с этой компанией до сих пор не подписан.
В Минобороны от комментариев на эту тему отказались.
Сами судостроители не скрывают радости, что попытка навязать им зарубежного поставщика потерпела крах. В центре судоремонта «Звездочка» «Известиям» сообщили, что будут строить мебель сами.
— Зачем нам какая-то английская фирма, когда у нас есть свое производство? — заявил «Известиям» представитель «Звездочки».
Примерно такая же позиция на заводах «Янтарь», «Северная верфь» и «Адмиралтейские верфи».
Как сообщали «Известия» в ноябре 2011 года, министр обороны России Анатолий Сердюков принял решение оснастить российские боевые корабли стальной мебелью британской фирмы Strongbox Marine Furniture, которой комплектуют корабли королевских военно-морских сил Великобритании. Этим решением Сердюков автоматически отстранил от производства судовой мебели отечественные предприятия.
Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов, который сейчас возглавляет думский комитет по обороне, тогда резко раскритиковал решение министра, заявив, что «наши делают не хуже»».
Как рассказывало в публикации «Сердюков - поставщик Ее величества» Агентство федеральных расследований FLB, «корабли российских ВМС оснастят по-британски: мебель для наших фрегатов поставит петербургская фирма "Морские комплексные системы" - дилер британской Strongbox Marine Furniture, которая комплектует военные корабли Ее Величества, сообщает "Центральный военно-морской портал". Решение о работе с британцами принял министр обороны Анатолий Сердюков, известный своим богатым опытом в мебельном бизнесе.
Оборонное ведомство вообще серьезно подходит к вопросу меблировки. Так, в дизайн-проекте служебного самолета главы Минобороны продумано все до мелочей. Как стало известно минувшим летом, Ту-154, подготавливаемый сейчас для Сердюкова, отличается роскошеством интерьеров. Там будут и мягкая мебель из бежевой кожи, и деревянный шпон из клена "Птичий глаз" и корня тополя, и глянцевое лаковое покрытие.
Работать красиво министр предпочитает не только в воздухе, но и на земле. В прошлом году Минобороны заказало 125 предметов мебели на сумму 18,3 млн рублей, притом для нескольких кабинетов высших чинов. В документации, размещенной на сайте госзакупок, были указаны специфические требования к желаемой мебели. Как то: деревянные детали из бука, вишни и хвойных пород, обивка из натуральной кожи буйвола, золотое тиснение.
Критики не устают язвить по поводу истоков такой требовательности Минобороны к интерьерам, вспоминая начало карьеры Сердюкова. Известно, что он в 1985 году начал работу в мебельном бизнесе. За 15 лет он прошел путь от заведующего секцией в одном из магазинов "Ленмебельторга" до генерального директора петербургской компании "Мебель-Маркет".
Теперь, видимо, Минобороны решило использовать свои "дизайнерские" знания на благо подчиненных, оборудовав корабли ВМФ на европейском уровне. В фирме Strongbox Marine Furniture рассказали, что для каждого судна будет разработан индивидуальный проект внутреннего убранства: "Даже корабли одного проекта серьезно различаются внутри. Хотя типовые варианты размещения похожи".
В помещениях для матросов будут установлены двухъярусные кровати с ортопедическими матрасами, шкафы для личных вещей, складные столы и стулья, закрепленные на палубе. Офицерские каюты будут одноместными, с диваном, санузлом и письменным рабочим столом. Кроме личных кают на кораблях будут оборудованы кают-компании, кубрики, камбузы и другие помещения. Все палубы оборудуют многослойным "наливным полом", который специально укрепят в местах монтирования ракетных установок и артиллерийских комплексов.
Британскую отделку кораблей и в России называют одной из лучших в мире. "Российские моряки наконец будут служить в нормальных условиях, а не как сейчас, когда унитазы забиваются, двери у шкафов отваливаются, койки продавливаются, - заявил действующий морской офицер, капитан первого ранга Константин Новокрещенов. - Чем мы хуже британцев, в конце концов. Если наши оборонщики не могут нормальный шкаф сделать, почему мы должны страдать? Надо брать только лучшее, если такая возможность есть".
Впрочем, не все рады инициативе начальства. "Анатолию Эдуардовичу следует осознать, что мебель сейчас - не самое главное. В первую очередь нужно думать об обороне страны и особенно о ракетном вооружении, а не принимать бездумные решения о закупках мебели за рубежом, наши делают не хуже", - едва сдерживая эмоции, заявил бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов. Он пояснил, что, пока был командующим, лично проверял качество мебели на российских предприятиях и может уверенно заявить, что российская промышленность способна создавать надежное оборудование для кораблей, в том числе мебель и санитарно-бытовые устройства: "Нужно только поддержать ее, вложить в нее средства и получать результат".
Согласно информации Центрального военно-морского портала, среди кораблей, на которых будет установлена продукция британской фирмы, - фрегаты проекта 22350 "Адмирал Горшков", проекта 11356 "Адмирал Эссен", корветы проекта 20380/20385, МРК проекта 21631, МАК проекта 21630.
Конкурентом британцев в конкурсе госзакупок был российский мебельный производитель из города Отрадное группа компаний "Гесер и Арис". Там уже заявили, что на Минобороны не в обиде: "Наша мебель тоже востребована на военных судах, в том числе пограничных. 50% нашего бизнеса также составляет гражданское судостроение. Нас рассудит время»."