FLB: Московские власти учли «небольшое замечание ФАС» и пригласили на конкурс всех желающих
"«Департамент транспорта Москвы объявил новый конкурс на поставку 120 скоростных трамваев на 9 млрд руб. БиЮЧтобы избежать обвинений в ангажированности, чиновники пригласили к участию в тендере максимальное количество возможных поставщиковБ/иЮ. Впрочем, по мнению экспертов, фаворитом по-прежнему остается альянс Alstom и «Трансмашхолдинга» (ТМХ), - пишет 26 октября деловое издание РБК daily.
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы объявил вчера о проведении нового аукциона на поставку низкопольных трехсекционных трамваев. Прошлая попытка выбрать поставщика провалилась: двое участников торгов — Уралвагонзавод (УВЗ) и группа «Синара» — пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), что, по их мнению, техзадание было написано под конкретную модель трамвая, разработанную компанией Alstom (участвовал в конкурсе в партнерстве с ТМХ).
Антимонопольщики нашли претензии конкурсантов необоснованными, но все-таки предписали провести повторный конкурс. Госзаказчику посоветовали уточнить требования к конструкции трамвая и снизить стартовую стоимость с 9,2 млрд до 9 млрд руб.
На этот раз чиновники подстраховались. «Техническое задание полностью согласовано со всеми потенциальными участниками конкурса», — подчеркивается в сообщении департамента транспорта.
Кроме того, сдвинулись сроки поставки. Если изначально 24 трамвая должно было быть поставлено уже до конца 2013 года, а еще 96 единиц — в течение 2014 года (всего 120 штук), теперь «в соответствии с предложениями потенциальных поставщиков» установлены следующие объемы поставки: 70 единиц в 2014 году и 50 — в течение 2015-го.
«Подробная информация об условиях тендера на сайте zakupki.gov.ru», — говорится в сообщении департамента транспорта. Тем не менее на сайте госзакупок информации о тендере не появилось. «Мы никакого объявления не делали, потому что нам даже заявки не поступало», — заявили РБК daily в тендерном комитете Москвы. Поэтому многие существенные условия конкурса, в том числе стартовая цена, остаются неизвестны. Примечательно, что в сентябре, наоборот, на сайте госзакупок «стихийно» появилась документация к повторному тендеру, но вскоре была удалена.
Принять участие в тендере департамент транспорта предложил «Синаре», Bombardier (в прошлый раз участвовал в конкурсе совместно с УВЗ ), Alstom, Усть-Катавскому вагоностроительному заводу (УКВЗ), а также хорватской Koncar-КЕВ, испанской CAF и польской Pesa. Впрочем, конкурс открытый, поучаствовать могут все желающие.
«Наши планы не поменялись, мы участвуем», — заявили РБК daily в Alstom. В «Синаре» также подтвердили, что компании есть что предложить и она пойдет на конкурс. «У нас есть желание участвовать и возможность выиграть, но говорить о чем-либо можно будет только после публикации всех условий тендера», — заявили в УВЗ. Остальные опрошенные РБК daily потенциальные участники (ТМХ, УКВЗ, Koncar) тоже взяли паузу до официального объявления условий тендера.
«В прошлый раз лидером гонки был Alstom. И в этот раз, по моему мнению, у них больше шансов», — считает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». Модель, предлагаемая Alstom, фактически готова, компании не придется тратить деньги и время на разработку, рассуждает аналитик, поэтому она сможет предложить более выгодные условия по цене и срокам. «Московские власти устранили небольшие замечания ФАС, однако в целом условия конкурса остались без изменений, и им по-прежнему соответствует Alstom», — согласен Михаил Крылов из «Альпари».
В конце августа в публикации «Фарс трамвайный» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «власти Москвы хотят погасить скандал, разгоревшийся вокруг торгов на поставку трамваев стоимостью 9,2 млрд руб. В преддверии повторного аукциона, который будет объявлен в начале сентября, столичный департамент транспорта решил собрать потенциальных участников и ознакомить их с уточненным техническим заданием, подготовленным по требованию Федеральной антимонопольной службы. Отмене предыдущего тендера способствовали жалобы тандема Bombardier с Уральским вагоностроительным заводом (УВЗ) и «Синары», заподозривших городских чиновников в попытке отдать крупный заказ конкретному поставщику.
В среду департамент транспорта Москвы совместно с отделом по развитию конкуренции и частно-государственного партнерства городского департамента экономической политики проведут встречу с потенциальными участниками конкурса на поставку скоростных трамваев. На мероприятие приглашены четыре компании, подававшие заявки на участие в предыдущих торгах. Это «Синара — транспортные машины», Bombardier, «Альстом» и «Торговый дом Усть-Катавский вагоностроительный завод». Причем от Bombardier, который совместно с УВЗ подал наиболее жесткую жалобу в ФАС, фактически обвинив главу департамента транспорта Максима Ликсутова в протекционизме, чиновники рассчитывают увидеть сразу трех представителей.
В Москве ждут, в частности, вице-президента по маркетингу и продажам г-на Берже. «Департаменту международных связей дано поручение помочь с оформлением визы и другими формальностями», — говорит представитель транспортного ведомства. Кроме того, на встречу приглашены компании, которые интересовались московским аукционом, но, ознакомившись с первым вариантом техзадания, не подали заявки. Это испанская CAF (поставляет трамваи для крупных городов Испании, а также в Эдинбург и Анталию) и хорватская KONCAR, известная преимущественно на Балканах.
«Все производители уже получили уточненное техзадание. На встрече предполагается обсудить его параметры и сроки проведения повторного тендера, чтобы расширить число допущенных участников», — говорит собеседник издания. Кроме того, компании смогут провести презентации своих предложений.
Напомним, что ранее на объявленный департаментом транспорта аукцион поступило четыре заявки, однако два производителя — «Синара» и консорциум Bombardier с УВЗ — не были допущены к торгам. Оба претендента жаловались в ФАС, и хотя их претензии не были удовлетворены, антимонопольная служба все-таки отменила оскандалившийся конкурс, обнаружив мелкие нарушения ФЗ «О госзакупках». Госзаказчику было предписано уточнить требования к конструкции трамвая и снизить стартовую стоимость лота с 9,2 млрд до 9 млрд руб.
В департаменте транспорта отмечают, что новое техзадание учитывает не только предписания ФАС, но и замечания производителей: «Теперь никто не сможет говорить, что условия написаны под конкретную модель трамвая», — уверены в нем (Bombardier и УВЗ в своей жалобе утверждали, что всем требованиям чиновников соответствует только одна модель — Citadis Istanbul 301 X производства Alstom)» , - пиcало деловое издание РБК daily.
В середине августа в публикации «9 млрд не доехали до конечной» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «столичные власти так и не успели подвести итоги скандального тендера на закупку скоростных трамваев на 9,2 млрд руб. Федеральная антимонопольная служба, получив жалобы двух не допущенных к торгам участников — «Синары» и альянса Уралвагонзавода с Bombardier, предписала правительству Москвы изменить тендерную документацию и провести новые торги. При этом максимальную цену контракта поручено снизить до 9 млрд руб», - писала деловая газета РБК daily.
Накануне в публикации «Трамваи довезут Максима Ликсутова до суда» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «закупка Москвой скоростных трамваев на 9,2 млрд руб. приобретает все более скандальный оттенок. Вслед за Уралвагонзаводом свои претензии к процедуре проведения торгов высказала группа «Синара» Дмитрия Пумпянского. Компания направила в ФАС жалобу с требованием приостановить размещение заказа на поставку трамваев.
Тендер на поставку Москве 120 низкопольных трехсекционных трамваев был объявлен 10 июля. Желающие принять участие в аукционе должны были представить документацию, максимально удовлетворяющую требованиям заказчика. Так, трамваи должны развивать скорость до 75 км/ч (для сравнения, средняя скорость московских трамваев — 11 км/ч), длина каждого вагона должна быть 25—30 м, вместимость — 175—255 человек, срок службы — 30 лет. Кроме того, каждый вагон должен иметь не менее четырех дверей. Максимальная цена заказа была установлена на уровне 9,2 млрд руб., поставки трамваев должны начаться в конце 2013 года.
В результате заявки на участие в аукционе подали «Трансмашхолдинг» (ТМХ) вместе с Alstom, Bombardier и Уралвагонзавод, группа «Синара», а также Усть-Катавский вагоностроительный завод.
Уже после подачи заявки альянс Bombardier и Уралвагонзавода пожаловался в ФАС на несправедливые условия торгов, указав на то, что техническое задание написано специально под разработанный Alstom трамвай Citadis Istanbul 301 X. Впрочем, антимонопольщики посчитали жалобу необоснованной. Тогда же глава департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что считает жалобу УВЗ и Bombardier безосновательной, поскольку «техзадание предполагает разработку совершенно новой модификации трамвая, которая не использовалась до этого в других городах».
Торги начались 10 августа. К участию в аукционе не были допущены альянс УВЗ и Bombardier, а также группа «Синара». В итоге за заказ бьются Alstom и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Кто победил в аукционе, московские чиновники обещают объявить в ближайшие дни. Пока завершился этап рассмотрения первых частей заявок, поясняют представители транспортного департамента.
Между тем, как стало известно РБК daily, конкурс и вовсе может быть отменен. Как оказалось, «обиженная» группа «Синара» уже направила жалобу в ФАС с требованием приостановить размещение заказа. В письме (копия имеется в распоряжении РБК daily) за подписью гендиректора «Синара — Транспортные машины» (СТМ) г-на Емельянова указывается, что департамент транспорта Москвы незаконно отказал компании в допуске к аукциону. В жалобе утверждается, что заявка «Синары» не только соответствует значениям, установленным требованиями, но и заявлена с улучшенными показателями. «Учитывая, что предметом аукциона заявлена поставка продукции индивидуального изготовления, аналога которой в России не существует, и принимая во внимание, что технические требования к продукции противоречат требованиям ГОСТа, полагаю, что отказ в допуске к аукциону был незаконным», — аргументирует свою позицию глава СТМ. Официальный комментарий от «Синары» вчера РБК daily получить не удалось.
Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев подтвердил РБК daily факт поступления в службу соответствующей жалобы и отметил, что она будет рассмотрена завтра.
Но даже если ФАС не согласится с доводами «Синары», итоги конкурса могут быть оспорены в суде. Ранее представители Уралвагонзавода говорили РБК daily, что пойдут в суд в случае победы в тендере Alstom и ТМХ. В компании также подчеркнули, что считают целесообразным, чтобы столь крупный контракт реализовывали сразу несколько компаний», - сообщала газета РБК daily.