«Столичные власти так и не успели подвести итоги скандального тендера на закупку скоростных трамваев на 9,2 млрд руб. Федеральная антимонопольная служба, получив жалобы двух не допущенных к торгам участников — «Синары» и альянса Уралвагонзавода с Bombardier, предписала правительству Москвы изменить тендерную документацию и провести новые торги. При этом максимальную цену контракта поручено снизить до 9 млрд руб», - пишет сегодня деловая газета РБК daily.
Накануне в публикации «Трамваи довезут Максима Ликсутова до суда» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «закупка Москвой скоростных трамваев на 9,2 млрд руб. приобретает все более скандальный оттенок. Вслед за Уралвагонзаводом свои претензии к процедуре проведения торгов высказала группа «Синара» Дмитрия Пумпянского. Компания направила в ФАС жалобу с требованием приостановить размещение заказа на поставку трамваев, - сообщает сегодня РБК daily.
Тендер на поставку Москве 120 низкопольных трехсекционных трамваев был объявлен 10 июля. Желающие принять участие в аукционе должны были представить документацию, максимально удовлетворяющую требованиям заказчика. Так, трамваи должны развивать скорость до 75 км/ч (для сравнения, средняя скорость московских трамваев — 11 км/ч), длина каждого вагона должна быть 25—30 м, вместимость — 175—255 человек, срок службы — 30 лет. Кроме того, каждый вагон должен иметь не менее четырех дверей. Максимальная цена заказа была установлена на уровне 9,2 млрд руб., поставки трамваев должны начаться в конце 2013 года.
В результате заявки на участие в аукционе подали «Трансмашхолдинг» (ТМХ) вместе с Alstom, Bombardier и Уралвагонзавод, группа «Синара», а также Усть-Катавский вагоностроительный завод.
Уже после подачи заявки альянс Bombardier и Уралвагонзавода пожаловался в ФАС на несправедливые условия торгов, указав на то, что техническое задание написано специально под разработанный Alstom трамвай Citadis Istanbul 301 X. Впрочем, антимонопольщики посчитали жалобу необоснованной. Тогда же глава департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что считает жалобу УВЗ и Bombardier безосновательной, поскольку «техзадание предполагает разработку совершенно новой модификации трамвая, которая не использовалась до этого в других городах».
Торги начались 10 августа. К участию в аукционе не были допущены альянс УВЗ и Bombardier, а также группа «Синара». В итоге за заказ бьются Alstom и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Кто победил в аукционе, московские чиновники обещают объявить в ближайшие дни. Пока завершился этап рассмотрения первых частей заявок, поясняют представители транспортного департамента.
Между тем, как стало известно РБК daily, конкурс и вовсе может быть отменен. Как оказалось, «обиженная» группа «Синара» уже направила жалобу в ФАС с требованием приостановить размещение заказа. В письме (копия имеется в распоряжении РБК daily) за подписью гендиректора «Синара — Транспортные машины» (СТМ) г-на Емельянова указывается, что департамент транспорта Москвы незаконно отказал компании в допуске к аукциону. В жалобе утверждается, что заявка «Синары» не только соответствует значениям, установленным требованиями, но и заявлена с улучшенными показателями. «Учитывая, что предметом аукциона заявлена поставка продукции индивидуального изготовления, аналога которой в России не существует, и принимая во внимание, что технические требования к продукции противоречат требованиям ГОСТа, полагаю, что отказ в допуске к аукциону был незаконным», — аргументирует свою позицию глава СТМ. Официальный комментарий от «Синары» вчера РБК daily получить не удалось.
Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев подтвердил РБК daily факт поступления в службу соответствующей жалобы и отметил, что она будет рассмотрена завтра.
Но даже если ФАС не согласится с доводами «Синары», итоги конкурса могут быть оспорены в суде. Ранее представители Уралвагонзавода говорили РБК daily, что пойдут в суд в случае победы в тендере Alstom и ТМХ. В компании также подчеркнули, что считают целесообразным, чтобы столь крупный контракт реализовывали сразу несколько компаний».
На прошлой неделе в публикации «Уралвагонзавод» Москву не повезет» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) признала необоснованными жалобы Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" (Екатеринбургский УВЗ) и " Уралтрансмаш", - сообщил сатй ФАС РФ.
"Уралвагонзавод" и "Уралтрансмаш" подали в ФАС России жалобы на "неправомерные действия" Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы (заказчик). Заказчик проводил электронный аукцион на поставку для города Москвы 120 низкопольных трамваев в 2013-2014 гг (24 трамвая в 2013 году и 96 — в 2014 году).
По мнению "Уралвагонзавод" и "Уралтрансмаш", документация об аукционе противоречит № 94 ФЗ "О размещении заказов …" и "существенно ограничивает число участников заказа", так как содержит ряд требований, которым в совокупности в настоящий момент соответствует единственная существующая модель трамвая, а именно Citadis Istanbul 301 X производства Alstom (нарушение п1.ч.1 ст.41.6.).
В результате рассмотрения жалоб комиссия ФАС России установила, что доводы заявителей не нашли подтверждения, поскольку предметом аукциона является поставка трамваев, в настоящее время не имеющих действующих аналогов, и которые должны быть произведены по заказу заказчика в соответствии с утвержденным техническим заданием.
Таким образом, заказчик при проведении аукциона действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов».
«УВЗ с решением ФАС не согласен. «В том случае, если итоги тендера будут для нас неудовлетворительными, что на данный момент вполне предсказуемо, мы обратимся в суд», – отметил в разговоре с ИА «Актуально» заместитель гендиректора корпорации Семен Млодик:.
Дмитрий Черняков, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» считает, что если УВЗ обжалует итоги аукциона в суде, то «перспективы у такого иска, без сомнения, есть», но доказать свою правоту корпорации будет сложно. «Для этого нужно провести большое количество технических экспертиз»,— считает юрист.
«Обострив ситуацию вокруг конкурса с трамваями, УВЗ, по сути, нарушил негласные правила игры. Теперь корпорация может не получить не только этот заказ, но и последующие»,— сказал агентству представитель Атона Михаил Пак».
«УВЗ рассчитывает в ближайшем будущем на крупные муниципальные заказы на трамваи и вагоны метро, - пишет сегодня «Коммерсант».
В июле корпорация подписала соглашения с канадской Bombardier о совместном производстве этой техники. При этом в Москве на рынке вагонов метро традиционно прочны позиции "Трансмашхолдинга", куда входит "Метровагонмаш". Кроме того, холдинг с Alstom еще в начале года представили свой трамвай городским властям. УВЗ в своей жалобе в ФАС особо подчеркивал, что приказ о проведении конкурса на трамваи был утвержден главой московского департамента транспорта Максимом Ликсутовым "почти сразу после прекращения" его членства в совете директоров "Трансмашхолдинга" и передачи контроля над пакетом акций в холдинге "другим акционерам".
По данным источников "Ъ" на рынке, в ближайшие пять лет Москва может закупить "от 300 до 1000 трамваев". Конкурс на поставку 120 трамваев был объявлен 10 июля. 24 трамвая должны быть поставлены к концу 2013 года и 96 — в 2014 году. Начальная цена контракта составляет 9,2 млрд руб. Заявки подали "Трансмашхолдинг" с Alstom, "Уралтрансмаш", группа "Синара" и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Открытый аукцион в электронной форме должен состояться 10 августа».
Подробнее о Максиме Ликсутове, Искандере Махмудове, «Трансмашхолдинге» и скоростных трамваях для Москвы читайте в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Максиму Ликсутову не оставили выбора», «Московская транспортная загогулина» и «Многообещающий молодой бизнесмен застрял в московских пробках».
|