FLB: Государство в общей сложности потратит 90 млрд рублей на частный «оффшорный» проект «Русала» и «Русгидро»
"“Российская энергосистема пополнилась 666 МВт — такова мощность первых двух гидроагрегатов, запущенных в эксплуатацию на новой станции Ангарского гидроэнергетического каскада — Богучанской ГЭС. Эта станция стала одним из самых знаменитых гидроэнергетических долгостроев и самым ярким образчиком государственно-частного партнерства в осуществлении крупных инфраструктурных проектов последнего времени, - написал журнал “Эксперт”.
Строительство Богучанской ГЭС мощностью 3 ГВт на реке Ангара в Красноярском крае может войти в учебник по реализации в постсоветской России крупных инфраструктурных проектов, если таковой когда-нибудь будет написан. Фактически она стала последней из крупных гидроэлектростанций, которые в нашей стране начали строить во времена Советского Союза — в 1974 году. Предполагалось, что первый ток станция даст в 1992 году, однако во второй половине 1980-х годов прошлого века, когда цена на нефть на мировых рынках упала с 40 до 15 долларов за баррель, советскому правительству, конечно, стало совсем не до «Богучанки», а с распадом СССР ее строительство окончательно остановилось, при том что станция, включая самую дорогостоящую часть — плотину, уже была готова на 58%.
«Вторая жизнь» Богучанской ГЭС началась в середине прошлого десятилетия. К этому моменту совпало три фактора — рост в России потребности в электроэнергии, повторное осознание правительством необходимости комплексного развития Нижнего Приангарья и увеличивающиеся финансовые возможности государства.
Добавился и четвертый фактор — алюминиевый гигант «Русал» Олега Дерипаски, которому требовался мощный источник дешевой электроэнергии для строительства нового металлургического завода и который ради этого был готов стать соинвестором крупной ГЭС.
Поэтому с благословения федеральных властей в 2006 году «Русал» и государственный энергохолдинг «ГидроОГК» (сейчас — «Русгидро») создали Богучанское энерго-металлургическое объединение (БЭМО), которое должно было достроить Богучанскую ГЭС и построить ее основного потребителя — Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ) проектной мощностью 600 тыс. алюминия в год. Предполагалось, что затраты на БЭМО партнеры делят пополам, и прибыль — пополам. Оба объекта должны были быть введены в строй с 2010 по 2012 годы, и к концу 2008 года партнеры инвестировали в этот проект около 25 млрд рублей. Однако затем между ними начался жесткий конфликт: «Русал» из-за кризиса решил перенести достройку алюминиевого завода на более поздний срок, а топ-менеджмент «Русгидро» настаивал на том, чтобы сама ГЭС была построена в прежние сроки. При этом принцип «двух ключей», которым партнеры руководствовались при строительстве станции, вновь парализовал энергетическую стройку.
«Третья жизнь» Богучанской ГЭС фактически началась после катастрофы в августе 2009 года на крупнейшей гидроэлектростанции России — Саяно-Шушенской. «Саянка» ежегодно обеспечивала десятую часть потребностей Сибири в электроэнергии, и компенсировать эту «потерю» в ближайший десяток лет — до момента полного восстановления СШГЭС — только за счет перетоков электричества с Урала или европейской части страны было бы очень сложно. Поэтому уже в феврале 2010 года было объявлено, что в проект БЭМО вступает госкорпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ), которая дала 50 млрд рублей «Русгидро» и «Русалу» на быстрейшую достройку Богучанской ГЭС и ее главного потребителя. 28,1 млрд рублей — на станцию, остальное — на первую очередь БоАЗа.
Более того, как заявил в тот момент глава ВЭБа Владимир Дмитриев, если железнодорожники и краевые власти не смогут выполнить взятые на себя обязательства по строительству дорожной и социальной инфраструктуры в рамках этого проекта, то ВЭБ и здесь поможет деньгами. Такие вливания привели к тому, что в январе прошлого года «Русал» возобновил работы на стройплощадке первого пускового комплекса Богучанского алюминиевого завода, а «Русгидро» весной этого года начало заполнение водой Богучанского водохранилища.
Итогом всех этих действий и стало то, что вчера по команде президента Владимира Путина, поданной в режиме видеоконференции, были запущены в эксплуатацию два из девяти гидроагрегатов Богучанской ГЭС. «Создание станции стало наглядным примером успешной реализации механизмов государственно-частного партнерства», — заявил российский президент, уточнив, что объем инвестиций в проект из всех источников превысит 90 млрд рублей.
Первые два агрегата станции совокупной мощностью 666 МВт были запущены на напорном уровне воды 185 метров. На полную же мощность Богучанская ГЭС, по словам партнеров по БЭМО, должна выйти в будущем году, когда весной, в половодье, Богучанское водохранилище наполнится до проектной отметки 208 метров.
В 2013 году и «Русал», как и планировал, введет в строй первую очередь Богучанского алюминиевого завода мощностью 298 тыс. алюминия в год. «Завод обеспечит ежегодный объем потребления электроэнергии в размере 9,8 млрд кВт/ч в год при выходе на полную мощность. ЛЭП-500, которая обеспечит передачу электроэнергии на завод, уже готова, на предприятии сейчас устанавливаются 168 электролизеров первого пускового комплекса», — рассказал журналистам глава «Русала» Олег Дерипаска.
Таким образом, у Богучанской ГЭС начинается «четвертая жизнь», связанная с запуском ее в эксплуатацию и выработкой электроэнергии, а участники БЭМО и чиновники всех уровней существенно обогатили свой опыт осуществления в России крупных инфраструктурных проектов.
Федеральная власть, например, почти решилась на достройку еще одного советского долгостроя — Чебоксарского водохранилища, которое уже 30 лет гниет в Нижегородской области и республиках Чувашия и Марий Эл. Однако осуществление другого мегапроекта — строительства Южно-Якутского каскада ГЭС во главе с Канкунской гидроэлектростанцией мощностью 1,2 ГВт — пока находится под вопросом. Деньги на строительство «с нуля» каскада ГЭС мощностью 10 МВт в Южной Якутии нужны большие, а вот их комплексная окупаемость требует дополнительного времени для осмысления”.
В начале недели в публикации “Кто загнал в “оффшор” Богучанскую ГЭС” Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «вчера состоялся запуск в техническую эксплуатацию первой очереди Богучанской ГЭС. Команду на пуск станции, строительство которой началось еще в 1980 году, в режиме видеоконференции дал президент Владимир Путин. На полную мощность ГЭС заработает в 2013 году с поэтапным вводом оставшихся гидроагрегатов.
«Сооружение объектов подобного рода, безусловно, затрагивает интересы людей, особенно тех, кто проживает в регионе. Не уверен, что все социальные вопросы полностью решены, – заявил Путин. – Призываю руководителей всех уровней и руководителей компаний обратить на это внимание».
В истории строительства Богучанской ГЭС отразились почти все экономические и финансовые катаклизмы последних десятилетий – от развала СССР до нынешнего финансового кризиса. Технический проект БоГЭС был утвержден еще в 1979 году Совмином СССР. Первый кубометр бетона в тело плотины уложили весной 1982 году, а перекрытие Ангары в створе Богучанской ГЭС состоялось в 1987 году.
Первоначально завершение строительства было запланировано на 1992 год. Но пуск ГЭС переносился – сначала на 1993 год, а в 1994 году уже решением нового российского правительства пуск ГЭС был отодвинут на 1997 год. Но и этот срок оказался нереальным, и строительство станции было приостановлено.
Завершающий этап строительства начался в апреле 2005 года, когда президент Владимир Путин подписал указ о социально-экономическом развитии Красноярского края, который и предусматривал завершение строительства Богучанской ГЭС. В мае 2006 года вступило в силу соглашение между компанией «РусГидро» и «Рecfkjv» о реализации проекта Богучанского энергометаллургического объединения – БОМЭ. Этот проект включает достройку Богучанской ГЭС (мощностью 3000 МВт) и строительство Богучанского алюминиевого завода проектной мощностью 600 тыс. тонн алюминия в год” , - пишет 16 октября “Независимая газета”.
В конце августа в публикации «Частно-государственная «оффшорка» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «российская экономическая новь искрит импульсами, порождающими тектонические сдвиги колоссальных пластов экономической теории. То, что вчера казалось незыблемым и подтверждалось систематизированными построениями из зарубежного практического опыта, в наших чудодейственных реалиях приобретает новое смысловое звучание, стимулируя будущие поколения исследователей к творческому обогащению концептуального наследства. Один из таких примеров – государственно-частное партнерство (ГЧП) в преломлении Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО), - пишет в «Новых известиях» доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
Еще недавно автор по наивности полагал, что ГЧП – это система отношений между государством и частным сектором, функционирующая на основе юридически согласованного механизма трансформации прав собственности для достижения целей государственного управления и максимизации прибыли от предпринимательской деятельности. Заковыристо, но смысл таков: решение социально значимых задач осуществляется посредством предоставления бизнесу возможности заработать с непременно сопутствующим переходом прав собственности от государства в частные руки, и наоборот. Под такую имущественную пертурбацию были заточены все доселе известные модели ГЧП: сервисные, управляющие, инвестиционные контракты, лизинг, концессии, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия.
Но Россия – родина не только слонов или даже черепах, но и нового прочтения механизма ГЧП, когда за одну из моделей партнерства выдается банальное кредитование одним из крупнейших госбанков страны изначально частного коммерческого проекта. БЭМО – это завершение строительства Богучанской ГЭС на Ангаре и сооружение Богучанского алюминиевого завода («БоАЗ») компании «Русал». Кто-то возразит, что завод Дерипаски пусть и частный, но новая-то ГЭС государственная, и будет посрамлен.
Итак, вопрос первый. Знает ли руководство страны, что ОАО «Богучанская ГЭС», в задачи которого входит достройка станции, ввод ее в действие и последующая эксплуатация, – правопреемник государственного Управления строительством Богучанской ГЭС, созданного еще в 1976 году, принадлежит кипрскому офшору «Boges Limited»?
Контора эта владеет 95,4% обыкновенных акций ОАО «Богучанская ГЭС» и, как записано в корпоративных документах, имеет «возможность определять решения, принимаемые обществом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего». Соучредителями кипрского энергетического монстра с миллиардными оборотами и огромными сибирскими активами через 100-процентные дочерние офшорные «HydroOGK Power Company Limited» и «Rusal Power Company Limited»в равных долях являются «Русал» и преимущественно государственное (!) ОАО «РусГидро».
И не нужно вставать на дыбы – мол, Богучанское ГЧП направлено на развитие российской электроэнергетики. Иркутский регион – энергоизбыточный, поэтому и тарифы там самые низкие в стране. В стране немало территорий, особенно в Центральной России, где дефицит электроэнергии и мощности ощущается остро. Однако в этих районах планов по строительству алюминиевых заводов нет, потому и «энергетические» ГЧП не востребованы.
Вопрос второй. Отдают ли отчет в государственном «Внешэкономбанке», председателем наблюдательного совета которого, на минуточку, является премьер Дмитрий Медведев, что финансируют, в том числе бюджетными средствами, офшорный проект? Причем финансируют с размахом – кредитный лимит на достройку станции определен в размере 28,1 млрд. рублей (по итогам I квартала 2012 года выбрано 12,8 млрд. рублей)? Другими сокредиторами с существенно меньшими ресурсами являются «РусГидро» (сумма основного долга – 21,0 млрд. рублей), «Aluminum Group Ltd» с офшорных Британских Виргинских островов (20,1 млрд. рублей) и «материнская» «Boges Limited» (3,0 млрд. рублей). Откуда, кстати, средства у «мамки»?
Из совокупной долгосрочной кредиторской задолженности офшорного ОАО «Богучанская ГЭС» в 56,9 млрд. рублей (по данным за I квартал 2012 года), 33,8 млрд. рублей, или 59,4% приходится на государство. Остальное – «иностранные» инвестиции.
Вопрос третий. Что является обеспечением по возврату выданного структурам «Русала» долларового кредита на строительство первого пускового комплекса «БоАЗа» в эквиваленте 21,9 млрд. рублей сроком на 14 лет? Выручка за минусом издержек на реализацию? Откуда в государственном «ВЭБе» такая уверенность, что через 14 лет офшорный закредитованный «Русал» будет обладать выручкой в достаточном количестве и захочет ею поделиться?
Проблема не в том, что «крылатый металл» вдруг перестанет пользоваться спросом, а в том, что через несколько лет в ЕС (основном рынке «Русала») могут запретить ввоз «грязной», не соответствующей экологическим требованиям, продукции. «БоАЗ» оснастят модернизированными электролизерами РА-300, изготовленными по устаревшей технологии Содерберга, характеризующимися, несмотря на все усовершенствования, повышенными выбросами вредных веществ в атмосферу. Еще одна особенность РА-300: помимо высокого по сравнению с зарубежными технологиями энергопотребления (13,7 тыс. кВт.ч/т у «Русала» против 13,1–13,2 тыс. кВт.ч/т у «Rio Tinto Alcan» или «Norsk Hydro»), российское оборудование отличается меньшей производительностью, причем отрицательная разница по сравнению с зарубежными аналогами доходит до четверти.
Ранее строительство первого комплекса мощностью 147 тыс. т (так же как Богучанскую ГЭС) предполагалось закончить в 2013 году, однако сроки постоянно переносятся. Одновременно в 2006–2012 годах капитальные затраты «Русала» на сооружение первой очереди «БоАЗа» возросли с 5,7 тыс. долларов за тонну алюминиевого эквивалента на единицу мощности до 7,2 тыс. долларов за тонну, или на 26,3%. За тот же период среднемировые капзатраты увеличились всего на 9,8% и составляют в настоящее время порядка 4,5 тыс. долларов за тонну (62,5% от показателя «Русала»). Видимо, в России все дороже – и стройматериалы, и оборудование, и рабочая сила.
Проект БЭМО похож не на прорывное ГЧП, а на тривиальный увод денег у государства. Надеюсь, Счетная палата и Генпрокуратура придут к тому же мнению».
В конце марта в публикации «Богучанская ГЭС - частная собственность за госсчёт» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «в декабре 2011 года премьер-министр Владимир Путин во время встречи со своим замом Игорем Сечиным вдруг заинтересовался: а почему развитием Богучанской ГЭС занимается компания, зарегистрированная в офшорной зоне? Сечин отрапортовал, что вопрос на контроле, правоохранительные органы в курсе и даже завели несколько уголовных дел. Чуть позже пресс-секретарь «РусГидро» Елена Вишнякова объяснила, что Богучанская ГЭС оказалась в офшорной зоне не по доброй воле. Компанию буквально вынудили уйти в заграничную тень:«Когда мы начинали переговоры о возобновлении строительства БоГЭС, в отрасли не имелось свободных инвестиций для того, чтобы делать это за свой счёт. Необходимо было привлекать инвестора. Но у него оказались серьёзные требования: одним из условий сотрудничества явилась регистрация материнской компании БоГЭС и Богучанского алюминиевого завода в офшорной зоне». Этим настойчивым инвестором стала компания «Русал»».