FLB: Дерипаска и Махмудов скинулись на «крышу» в бедственном положении
"“Михаил Черной получит $400 млн от Олега Дерипаски (№14 в списке Forbes, состояние в $8,8 млрд) и Искандера Махмудова (№16 в списке Forbes, состояние в $8,2 млрд). Владелец «Базового элемента» выплатит деньги в рамках мирового соглашения, которое заключил с Черным в Высоком суде Лондона. Президент Уральской горно-металлургической компании заплатит за то, что Черной никогда не будет с ним судиться, - пишет 19 октября русскоязычная версия журнала Forbes.
Михаил Черной в Лондонском суде требовал от Дерипаски компенсации за 20%-ную долю в «Русале», которую он якобы передал бизнесмену для продажи «третьим лицам», но получил лишь $250 млн аванса. Глава «Базэла» утверждал, что они не были бизнес-партнерами: Черной был просто криминальной «крышей», за что и получал деньги.
В конце сентября, стороны подписали мировое соглашение, которое официально не стали комментировать. Но два источника, знакомых с обоими бизнесменами, рассказали «Ведомостям», что по условиям соглашения Дерипаска в течение шести лет выплатит Черному около $200 млн. Посредником на переговорах выступил еще один бывший партнер Черного — основной владелец УГМК и «Кузбассразрезугля» Искандер Махмудов. Он тоже подписал соглашение с Черным на тех же условиях: $200 млн в течение шести лет. В обмен на это Черной обязался никогда не инициировать судебные разбирательства против Дерипаски и Махмудова.
Напомним, Черной утверждал, что помог Дерипаске построить «алюминиевую империю». В 2000 году при учреждении «Русского алюминия» («Русал») он якобы доверил Дерипаске провести сделку при условии, что сам получит 20% акций компании. В 2001 году Дерипаска подписал соглашение, обязавшее его выплатить Черному $250 млн за его долю, а через четыре-шесть лет продать долю третьим лицам, возвратив партнеру разницу между ценой сделки и выплаченными ранее деньгами. Дерипаска в ответ заявлял, что никогда не вел с Черным никакого бизнеса: тот был для него просто криминальной «крышей», за что и получил свои $250 млн.
Процесс Черной — Дерипаска обещал стать не менее зрелищным, чем тяжба Бориса Березовского с Романом Абрамовичем, которая закончилась победой последнего. Владелец «Базэла» собирался вызвать в Лондонский суд в качестве свидетеля Юрия Кочурина, который считается правой рукой красноярского криминального авторитета Владимира Татаренкова. Черной приглашал лидера подольской ОПГ Сергея Попова и Жанну Малевскую — вдову «бригадира» измайловской ОПГ Антона Малевского. Дерипаска также хотел пригласить в суд советника президента РФ Владимира Шевченко, нескольких бывших губернаторов, британского финансиста Натаниэля Ротшильда и кинорежиссера Никиту Михалкова».
В начале октября в публикации “Тель-Авив утихомирил “крышу” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «разбирательство по делу «Михаил Черной против Олега Дерипаски» готовилось не только в Высоком суде Лондона, но еще и в Израиле — по другому иску Черного. И одновременно с заключением мирового соглашения в Великобритании Черной, как стало известно Forbes, отозвал на прошлой неделе свой иск из окружного суда Тель-Авива, - пишет сайт русскоязычной версии журнала Forbes.
Если в английском суде Черной пытался доказать, что был партнером Дерипаски (№14 в российском списке Forbes, состояние $8,8 млрд) в создании алюминиевой империи, и требовал оплаты за свою часть бизнеса (совладелец UC Rusal отрицал партнерство и утверждал, что Черной выполнял роль криминальной «крыши»), то в Израиле беглый олигарх выдвинул уголовные обвинения.
Он и его секретарь Елена Сакир обвинили Дерипаску, а также группу его «соучастников» (в состав группы входили несколько израильтян, россиян и англичанин, среди ответчиков были Алексей Дробашенко, бывший руководитель пиар-службы компании Дерипаски «Базэл», Андрей Калитин, журналист, автор книги «Время Ч» об алюминиевых войнах, израильские частные детективы, специалисты по связям с общественностью и политические активисты) в шпионаже против Черного, дабы использовать добытые материалы в лондонском процессе, а также лишить Черного израильского гражданства и подготовить основания для его депортации из страны. В частности, истцы утверждали, что домашний телефон Сакир систематически прослушивался, а за самим Черным велась слежка.
Кроме того, Черной считал, что с той же целью Дерипаска организовал против него на Западе кампанию «черного пиара». В СМИ как Израиля, так и других стран появлялись направленные против Черного публикации. Ответчики, по мнению Черного, не гнушались даже распространением в Израиле оскорбительных уличных граффити. Нанесенный ущерб Черной оценил в 10 млн шекелей ($2,6 млн).
Одновременно с рассмотрением иска в суде расследование по изложенным Черным фактам вела израильская прокуратура.
В изложении сайта IzRus, основанном на материалах прокуратуры, заказчиком выступал Дробашенко, пиаровцы держали с ним связь и организовывали распространение компромата, а детективы его собирали. В ноябре 2007 года в домах четверых из них полиция провела обыски и обнаружила «улики, свидетельствовавшие о незаконном прослушивании». Они были задержаны, а в январе 2010 года мировой суд Тель-Авива утвердил мировую сделку прокуратуры с одним из частных детективов, который признал, что занимался незаконным сбором личной информации. Суд приговорил его к 14 месяцам лишения свободы (8 — условно).
Предварительные слушания по иску Черного начались в Тель-Авиве 3 сентября. Судья Гай Бренер рекомендовал сторонам выбрать медиатора и прийти к внесудебному соглашению. Однако сразу добиться этого не удалось.
В качестве доказательств адвокат Черного представил в суд, например, распечатки электронной переписки ответчиков, которые в 2007 году якобы «обнаружил у себя на столе» Авигдор Либерман, друг Черного, бывший тогда министром стратегического планирования Израиля (точно так же один из ответчиков «неожиданно» нашел в кабинете израильского парламента офшорные банковские проводки платежей, которыми Черной якобы подкупал Либермана).
На следующем заседании адвокат одного из ответчиков, внес предложение исключить из улик около двадцати электронных писем (описывавших взаимодействие группы) с условием, что ни одна сторона не будет утверждать, что эти письма были у него украдены. Адвокаты Дерипаски и Калитина якобы настаивали на использовании этих доказательств. Однако, когда суд собрался в следующий раз, из Лондона пришло известие, что Черной и Дерипаска заключили мировое соглашение, и адвокат Черного сообщил: его клиент отзывает и этот иск.
Представители Черного и Дерипаски отказали редакции Forbes в любых комментариях относительно условий мирового соглашения. Получить комментарии Дробашенко не удалось, а Калитин отказался говорить с Forbes».
В середине февраля в публикации “Дерипаска оставит Черного без показаний” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «в прошлом месяце в Москве сотрудниками Следственного департамента МВД РФ был задержан глава кипрской аудиторской компании One World Джордж Филиппидес. Он прибыл в Россию по делу своих клиентов – экс-президента Банка Москвы Андрея Бородина и его бывшего первого зама Дмитрия Акулинина. В прошлом известные своими связями с опальным мэром столицы Юрием Лужковым, после его смещения они оказались фигурантами громкого дела о мошенничестве.
Филиппидес был задержан прямо в гостиничном номере. Как сообщали российские СМИ, у него были изъяты мобильный телефон, компьютер и оригиналы привезенных документов. После семичасового допроса он был освобожден и получил разрешение вернуться на Кипр. По данным РИА Новости, в Следственном департаменте МВД подтвердили, что Филиппидес подвергся допросу. Согласно официальной версии, он проходит в качестве свидетеля по делу Бородина и Акулинина.
Однако по информации источника в аппарате замминистра внутренних дел Валерия Кожокаря, возглавляющего Следственный департамент, это подразделение МВД было вынуждено задержать иностранного гражданина совсем по иным причинам. Главная цель задержания Филиппидеса заключалась в его дискредитации в глазах судебных инстанций Великобритании. Причина проста: в апреле киприот должен выступить в Лондонском суде одним из главных свидетелей против российского миллиардера Олега Дерипаски, приближенного к Кремлю и женатого на дочери экс-руководителя администрации президента РФ Валентина Юмашева. Теперь Филиппидес оказался скомпрометирован якобы своей причастностью к громкому делу о мошенничестве в России, в рамках расследования которого был даже задержан.
Один из бывших подчиненных экс-заместителя директора ФСБ Валерия Печенкина, ныне занимающего пост заместителя гендиректора Группы компаний "Базовый элемент", которая управляет активами Дерипаски, признал, что ему известны случаи применения подобных методов в отношении лиц, способных нанести ущерб интересам "хозяина". Таким образом, оказывается давление на свидетелей, готовых выступить на процессе в Лондоне против Дерипаски, с целью их нейтрализации.
В апреле в Лондоне будет начато рассмотрение иска, поданного гражданином Израиля Михаилом Черным. Он требует признать за ним право собственности на 20% акций компании "Русский алюминий", или же выплатить ему компенсацию стоимости этого пакета. Общая сумма иска превышает 4 млрд долларов. В январе 2012 года газета The Times писала, что в случае поражения на этом судебном процессе Дерипаске придется расстаться с "большей частью" акций алюминиевой компании РусАл.
Принимая к рассмотрению иск Черного, 3 июля 2008 года судья Кристофер Кларк постановил, что в России существует "возможность заказного убийства, ареста по сфабрикованным обвинениям и недостаточно справедливого судебного разбирательства". В этой связи Кларк отметил "тесные связи Дерипаски с российским государством". Тем самым, Лондонский суд спрогнозировал, что, задействуя административный ресурс, ответчик способен оказывать воздействие на ход судебного процесса. Кстати, Апелляционный суд Великобритании признал правомочность постановления Кларка.
В ноябре 2009 года израильская газета "Ха-арец" сообщила, что из-за этого иска Дерипаска и его советники развернули кампанию по дискредитации Черного в странах ЕС и в Израиле. Кроме нанесения ущерба его репутации, они рассчитывали, что одна из стран Запада объявит Черного в международный розыск и он не сможет явиться на слушания по своему иску в Лондоне.
В январе 2010 года мировой суд Тель-Авива признал, что кампания по дискредитации Михаила Черного осуществлялась по заказу Алексея Дробашенко – бывшего начальника Департамента внешних связей Группы "Базовый элемент".
По данным израильской прокуратуры, Дробашенко "преследовал целью нанесение ущерба бизнесмену Михаилу Черному". Для этого он нанял в Израиле скандально известного политтехнолога Авигдора Эскина, ранее отбывавшего срок тюремного заключения за насильственные акции против ближневосточного урегулирования. Тот, в свою очередь, нанял несколько частных детективов, например, Рафи Придана, ранее отбывавшего срок тюремного заключения по обвинению в нелегальном прослушивании телефонных разговоров известных персон. По данным израильской прокуратуры, "вследствие обращения заказчика Эскин приступил к целенаправленной PR-деятельности, направленной против Черного", а также к сбору развединформации, с помощью частных сыщиков, которая "послужила бы для нанесения ущерба Черному".
Израильтяне-фигуранты этого дела были арестованы полицией в декабре 2007 года. Несколько из них уже признали на суде свою вину и понесли наказание.
Но, пытаясь предотвратить провал и в Лондонском суде, Дерипаска приступил теперь к оказанию давления непосредственно на главных свидетелей со стороны истца. В результате этих "активных мероприятий" нет уверенности в том, что у Черного вообще останутся свидетели на этом судебном процессе», - писал Stringer