FLB: Авианосец, проданный Индии за один доллар, нагрелся на один миллиард рублей
"«Российский авианосец "Адмирал Горшков"- "Викрамадитья" провалил испытания в Баренцевом море: у крейсера вышли из строя семь из восьми паровых котлов. Передача корабля ВМФ Индии вновь отложена, - сообщает сегодня агентство РБК.
Специалисты северодвинского Севмашпредприятия должны оценить степень повреждения оборудования и решить вопрос с доставкой корабля в док: самостоятельно на одном котле крейсер не доберется».
«О том, что во время ходовых испытаний крейсера Vikramaditya возникли серьезные неполадки, рассказал источник, близкий к "Рособоронэкспорту", - пишет сегодня«Коммерсант». - По его словам, 8 июля авианосец впервые вышел в Баренцево море из дока "Севмаша". Программа была рассчитана на 124 дня. Одной из приоритетных задач являлись испытания силовой установки авианосца.
"После того как крейсер отчалил от "Севмаша", никаких видимых проблем не возникло. Авианосец стабильно набирал малую и среднюю скорость,— говорит источник "Ъ".— Но программой испытаний предусматривалось и развитие максимальной скорости. Здесь и начались проблемы". По его словам, на прошлой неделе, как только авианосец набрал скорость в 30 узлов, система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке. "Крейсер попросту встал. Как впоследствии выяснилось, из восьми паровых котлов энергетической установки семь были выведены из строя",— посетовал он.
По словам источника "Ъ", готовившего авианосец Vikramaditya к ходовым испытаниям, проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов — асбеста, мотивировав это повышенной опасностью для экипажа. Поэтому разработчику котлов — Специальному конструкторскому бюро котлостроения (СКБК) — пришлось искать аналогичный вариант: вместо асбеста паровые котлы КВГ-3Д (см. справку) были обложены огнеупорной кирпичной кладкой. Непосредственно созданием паровых котлов для авианосца Vikramaditya еще в 2005 году занимался Балтийский судостроительный завод. "Когда специалисты добрались до самой энергоустановки, стало понятно, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры,— констатировал собеседник "Ъ".— О состоянии самих котлов можно будет судить только после того как авианосец доберется до "Севмаша", но опасения, что все их придется менять, небезосновательны".
«Во время испытаний был обнаружен брак в футеровке (керамическое покрытие. — «Известия») трех котлов паротурбинных установок корабля. На авианосце четыре паротурбины, по два котла на каждую. Из-за брака котлы не удалось вывести на необходимую мощность. В итоге вместо положенных 29 узлов установка дает 27,5 узла хода», — рассказал представитель ОПК «Известиям».
Как рассказали «Известиям» на северодвинском «Севмашпредприятии» (с 2005 года проводит ремонт и модернизацию корабля), устранение брака будет стоить серьезных финансовых и временных затрат.
— Общая стоимость работ по исправлению обнаруженных недостатков оценивается более чем в 1 млрд рублей. Эту финансовую проблему «Севмаш» намерен решить, разделив ее с Балтийским заводом — изготовителем котлов, также рассчитываем получить господдержку. С индийцев дополнительные деньги браться не будут, — заявил представитель предприятия.
По его словам, технические работы по исправлению брака, учитывая их сложность, можно будет провести только весной, так что передача корабля индийской стороне будет отложена в лучшем случае до осени 2013 года.
— Президент Владимир Путин в курсе ситуации и уже дал поручение урегулировать проблему на межправительственном уровне, — отметил представитель «Севмаша»».
В то же время другие источники описывают сложившуюся ситуацию не столь драматично.
«Как сообщил «Ведомостям» источник в кораблестроительной промышленности, авианосец Vikramaditya (экс-«Адмирал Горшков») продолжает испытания в Баренцевом номере и находится на ходу. На корабле действительно вышли из строя три из восьми котлов при испытаниях на полный ход, однако это не означает, что корабль лишился хода, более того, решение о его возвращении на завод «Севмаш» в Северодвинск еще не принято, говорит собеседник «Ведомостей».
По его словам, в настоящее время продолжаются испытания других систем авианосца, а в Северодвинск прибыли представители «Балтзавода» (где котлы проходили капремонт) и Центрального КБ котлостроения (где котлы были разработаны). Они должны представить объяснения, в чем причина выхода агрегатов из строя, и предложения, что необходимо делать в сложившейся ситуации.
Спущенный на воду в украинском Николаеве в 1978 г. авианесущий крейсер «Баку», впоследствии переименованный в «Адмирал Горшков», прослужил в составе ВМФ СССР совсем недолго, он перенес пожар и с начала 90-х гг. находился в отстое в Северодвинске. Тогда начались и первые переговоры с Индией о радикальной модернизации и продаже этого корабля индийскому флоту. «Адмирал Горшков» не был классическим авианосцем — на нем базировались самолеты вертикального взлета Як-38 (впоследствии планировалось заменить их на так и не доведенные более совершенные самолеты Як-141), он не имел сплошной палубы от кормы до носа и обладал мощным ракетным вооружением, нехарактерным для авианосцев западного типа, главным оружием которых являются самолеты. Объем работ по модернизации корабля фактически оказался сравним с объемом работ по постройке нового авианосца.
Контракт о продаже Индии «Адмирала Горшкова» за $1 (один доллар) и его радикальную модернизацию на Севмашпредприятии за примерно $900 млн был подписан в начале 2004 г., параллельно был подписан контракт на разработку и поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ за $730 млн. Уже через два года выяснилось, что записанной в контракт суммы абсолютно недостаточно. Между «Рособоронэкспортом» и Индией начались сложные переговоры по ее увеличению, индийское финансирование было временно остановлено, и работы велись за счет кредита Внешэкономбанка. Стороны достигли соглашения об увеличении суммы контракта до $2,2 млрд в 2009 г. В 2010 г. был подписан контракт о поставке еще 29 истребителей МиГ-29К за $1,6 млрд и контракт на поставку вертолетов Ка-28 и Ка-31 для авиагруппы авианосца на сумму около $300 млн. Вместе с участием России в создании в штате Гоа в Индии тренажера палубной авиации для индийских ВМС общая сумма связанных с Vikramaditya контрактов достигает $5 млрд, говорит источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта»».
«"Викрамадитья" должна была быть передана Индии 4 декабря, однако теперь сроки передачи будут сдвинуты, и индийская сторона, по данным источников, получит крейсер не ранее октября 2013 года, - сообщает Лента.Ру.
Авианосец "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков") будет передан Индии в рамках контракта, подписанного в 2004 году. В соответствии с соглашением, передача осущевляется бесплатно, однако при условии модернизации корабля и оснащении его истребителями МиГ-29К/КУБ. На момент подписания договора его стоимость оценивалась в 1,5 миллиарда долларов, однако затем была увеличена до 2,3 миллиарда».
«Индийская сторона уже уведомлена об инциденте, - сообщает агентство РБК.
Не исключено, что вопрос о судьбе авианосца «Викрамадитья» будет обсуждаться в ходе VI Российско-индийского форума по торговле и инвестициям в Дели в октябре 2012г. Делегацию РФ в ходе заседания Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству возглавит вице-премьер Дмитрий Рогозин»."