FLB: Возможно, Дерипаска расскажет следователям об исчезновении 15 млрд на реконструкцию аэропорта Сочи
"«Следователи Московской области возобновили расследование уголовного дела о крупномасштабной афере при реконструкции международного аэропорта Сочи, владельцем которого является известный российский предприниматель Олег Дерипаска. Дело расследуется в отношении неустановленных сотрудников компании «Конгломо» по факту хищения у государства почти 15 млрд рублей при поставках некачественных строительных материалов. По предварительной версии, эти деньги через несколько подставных фирм могли быть выведены в офшор, а затем обналичены, - написали «Известия».
В материалах уголовного дела, возбужденного по статье «Легализация (отмывание) денежных средств» (ст.174.1 УК РФ), фигурантов пока нет. В рамках этого расследования, по данным «Известий», правоохранители планируют пригласить на беседу в качестве свидетеля Дерипаску, который, возможно, сможет прояснить ситуацию.
Как выяснили «Известия», правоохранительные органы заинтересовались этой схемой обналичивания еще в 2008 году. Тогда к ним поступила информация, что при реконструкции аэропорта Сочи, возможно, использовался некачественный материал, нелегально ввезенный в Россию из-за границы. По данным источника «Известий» в Финмониторинге, в 2006 году компанию «Конгломо» привлекли для участия в реконструкции аэропорта Сочи в качестве одного из поставщиков строительных материалов.
Аэропорт Сочи, расположенный в Адлере, является одним из крупнейших в России. В 2006 году глава государства Владимир Путин исключил его из перечня стратегических объектов, после чего была проведена приватизация предприятия, а вскоре оно было выставлено на торги. Победителем аукциона стала одна из компаний, входящих в холдинг «Базовый элемент», принадлежащий Олегу Дерипаске. На реконструкцию аэропорта было выделено около 23 млрд рублей.
— Перечисления денег, по нашим данным, шли через одну строительную компанию. Следствие предполагает, что «Конгломо» и другие подставные фирмы, участвовавшие в схеме, были созданы специально для увода бюджетных денег в офшоры, а затем и обналичивания, — рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах.
Собеседник отметил, что уставный капитал компании «Конгломо» составляет всего 20 тыс. рублей, а ее деятельность была оформлена лишь на бумаге. По данным базы СПАРК, сейчас единоличным владельцем компании является некая Анастасия Павлова. В то время, которое интересует следователей, ООО «Конгломо» владела Дина Тюрина. Интересен тот факт, что за все время существования фирма ни разу не предоставила отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, которые были бы отражены в соответствующих органах.
— На момент проверки у фирмы были нулевые балансы. Но на ее расчетные счета постоянно поступали средства, которые в тот же день перечислялись на другие подставные компании, — рассказал «Известиям» источник, близкий к следствию.
Собеседник также пояснил, что дело было возбуждено в мае 2008 года по двум статьям УК РФ: «Контрабанда» (позже ее исключили в виду декриминализации) и «Легализация денежных средств, приобретенных в результате преступления». Вскоре после этого компания «Конгломо», по данным СПАРК, прекратила свою деятельность.
— Тогда не удалось установить причастных к финансовым махинациям и дело было приостановлено, а теперь его возобновили. В расследовании кроме правоохранительных органов участвуют еще налоговая и Финмониторинг. Некоторые ниточки ведут к компаниям Дерипаски, активы нескольких из них находятся в оффшоре, — пояснил собеседник.
В самом «Базэле» о расследовании уголовного дела в отношении «Конгломо» и возможных проверках бизнеса Дерипаски узнали от корреспондента «Известий», заверив, что «никаких взаимоотношений с указанной компанией никогда не было.
— Информации о возможном уголовном деле, а также о вызове в качестве свидетелей представителей «Базэла» из правоохранительных органов не поступало, — сказали в пресс-службе холдинга. — Все компании холдинга действуют в соответствии с российским законодательством и не имеют никаких претензий со стороны каких-либо госорганов.
Получить официальный комментарий в ГУ МВД по Московской области по расследованию уголовного дела компании «Конгломо» не удалось».
В начале недели в публикации «Слабосильные крылья Олега Дерипаски» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «распространенная бизнес-модель – любыми способами заполучить промышленный (инфраструктурный, сельскохозяйственный) актив, выжать из него все внутренние, региональные и федеральные бюджетные соки, а после сбросить, списав фиаско на объективные обстоятельства – по-прежнему правит бал в современной российской экономике. Густо замешенное на коррупции зловонное варево («прибыль, ничего кроме прибыли») намертво въелось в поры национального хозяйства, включая механизм повышения эффективности функционирования системообразующей государственной собственности. Последние события в сфере авиатранспортной инфраструктуры – типичные данному тезису доказательства, - пишет в «Новых известиях», доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
На днях ушел в отставку генеральный директор ООО «Базэл Аэро» Сергей Лихарев. Ушел – потому что «либеральный» стиль управления, практикуемый Олегом Дерипаской и Ко, превысил все мыслимые пределы терпения. И еще потому, что печальный конец, точнее, банкротство авиатранспортного бизнеса «Базэла» для Лихарева, профессионала высочайшего класса, очевиден.
Впрочем, сомнений в том, что компетенции Лихарева будут востребованы рынком, нет. Растерянность царит в рядах тех, кто в силу государственных обязанностей или волею бизнес-судьбы ответствен за авиасообщение российского Юга. За январь–май этого года пассажиропоток аэропортов, управляемых «Базэл Аэро» (Анапа, Геленджик, Ейск, Краснодар, Сочи), увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года всего на 9%. При том, что «Домодедово» «подросло» на 11%, «Внуково» – на 15%, «Пулково» – на 19%, «Шереметьево» – на 20%, а екатеринбургское «Кольцово», крупнейший региональный аэропорт страны после московского авиаузла и санкт-петербургского «Пулково» – на 21%.
Провал «Базэл Аэро» налицо. И тут на сцену выходят те самые «объективные обстоятельства», что упоминались в начале материала. К таковым базэловские горе-спецы причисляют уход с рынка компании «Авианова», специализировавшейся на перевозках в южные регионы, олимпийскую стройку в Сочи(!), штормы(!!) и даже отложенное из-за холодов начало курортного сезона(!!!). Странно, что базэловские креативщики не упомянули такие важнейшие катаклизмы, как фестиваль духовых оркестров на дне Тихого океана или внеплановые брачные игры вероломных пингвинов в Антарктиде.
Шутки шутками, но, может, основному авиатранспортному активу «Базэла» – ОАО «Авиационные линии Кубани» («АЛК») – по силам увеличить пассажиропоток в южные регионы? Нет. Мало того, что по итогам 2011 года балансовый убыток «АЛК» составил 91 млн. рублей, а сумма краткосрочных кредитов и займов за год увеличилась без малого в пять раз (со 194 млн. до 883 млн. рублей), так к тому же перевозить потенциальных пассажиров попросту не на чем – в этом году часть авиапарка «АЛК» будет выведена из эксплуатации.
Конкуренты перед списанием устаревших лайнеров приобретают новые борты, упреждая возможные провалы пассажиропотока. Так поступают все, но не в «Базэл Аэро», у которого на покупку новых самолетов, пусть даже в лизинг, объективно денег нет. В прошлом году авиапарк «АЛК» состоял из восьми самолетов Як-42 (каждый по 100 кресел), трех Вoeing-737-300 (124 кресла) и трех Airbus-319 (156 кресел). В этом году после отказа от использования «Яков» общее количество кресел сократится почти наполовину: из 1640 мест останется 840, а стоя, как в трамвае, перевозить авиапассажиров запрещено.
Аэропорты без базового перевозчика не живут. Убыточно не только «АЛК», что на фоне роста пассажиропотока по отрасли в целом на 13% выглядит нонсенсом. В минусе и основные инфраструктурные подразделения «Базэл Аэро», например ОАО «Международный аэропорт Сочи». По итогам 2011 года при общей выручке предприятия в 2 млрд. 54 млн. рублей чистый убыток составил 220 млн. рублей (в 2010 году получена прибыль в 199 млн. рублей), а рентабельность основной деятельности при росте числа обслуженных пассажиров на 9% (грузов – на 38%) снизилась с 44% в 2010 году до 19% в 2011-м.
При общем объеме преимущественно государственных инвестиций в развитие сочинского авиакомплекса почти в 9 млрд. рублей, «освоенных» при возведении нового аэровокзала, закупке специальной техники и создании IT-инфраструктуры, дерипаскины строительные «гении» не догадались снабдить новый аэропорт телетрапами, кои в большинстве ведущих российских аэропортов – обычное дело. А что, Дерипаска со товарищи летают на собственных самолетах, в крайнем случае бизнес-классом, их величественные тела транспортируют прямо к сходням, простые же смертные могут потерпеть и в скотовозах. Пусть скажут спасибо, что вообще долетели.
Еще пару слов про «базэловскую соковыжималку». Не так давно глава ФАС России Игорь Артемьев заявил, что его служба может возбудить серию дел по результатам проверки сочинского авиакомплекса:«Предварительные признаки свидетельствовали о том, что соответствующие структуры, управляющие аэропортом в Сочи, очень сильно увеличили тарифы, вдвое, и на фоне всех других наших аэропортов выглядели хуже всех». Так куда же испаряются сверхприбыли, раз аэровокзал в убытках? В чей они шли карман?
Что делать? Правильно, сбагрить ставший ненужным актив каким-нибудь простачкам. На этот раз в их роли выступили сингапурская Changi Airports International и Сбербанк России, учредившие с «Базэлом» СП по операционному управлению краснодарскими аэропортами. Доля «Базэла» в новой компании составит 50% плюс 1 акция (вносится имуществом), сингапурцев – 30% (инвестиции – около 200 млн. долларов), ООО «Сбербанк Инвестиции» – 20% минус 1 акция (инвестиции около 120 млн. долларов). Круг замкнулся?
Фокус в том, что «Базэл» задумал новую «пирамиду», на этот раз с пермским аэропортом «Большое Савино». Пермская администрация пока не решила, будет ли сдавать аэрокомплекс в аренду, отдаст его в концессию или продаст на конкурсе, но в любом случае куш светит нешуточный – строительство нового терминала оценивается в 54 млн. евро. В «Базэле» также заявляют, что им «интересны» аэропорты Иркутска и Красноярска.
Неужели иркутяне, красноярцы, пермяки, как когда-то краснодарцы, попадутся на эту удочку? И кто окажется в пролете – офшорный олигарх Дерипаска или 143 миллиона россиян?»
В середине апреля в публикации «Базэл Аэро» Дерипаски продает аэропорты вместе с военной тайной» Агентство федеральных расследований FLB рассказало об очередных аэропортных планах алюминиевого олигарха: «Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена заключить специальное соглашение с дочерней структурой оператора сингапурского аэропорта Changi Airport Group (CAG), которая ожидает от российского ведомства согласования сделки по приобретению у «Базового элемента» Олега Дерипаски доли в офшорной компании, владеющей аэропортовыми активами в Сочи, Краснодаре и Анапе».
«— В данном соглашении будет отражен ряд условий, которые соответствуют ст. 12 закона 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные сообщества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», — сообщил «Известиям» заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.
Поручение о заключении соглашения с иностранным инвестором было дано ФАС по итогам заседания правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, состоявшегося 2 мая под председательством на тот момент премьер-министра Владимира Путина. Согласно решению комиссии, данная сделка может быть согласована только после принятия сингапурской компанией на себя ряда специфичных обязательств.
Данное требование объясняется тем, что Changi Airport Group в результате совершения сделки получает косвенное право распоряжаться 30% голосующих акций в открытых акционерных обществах «Международный аэропорт Сочи», «Международный аэропорт Краснодар» и «Аэропорт Анапа», что позволяет ей блокировать решения органов управления этих аэропортовых структур. Именно такую долю намерена получить Changi Airports Europe Pte Ltd, стопроцентная «дочка» CAG, в кипрской компании Transport AMD-2 Ltd, в которую к моменту сделки будут переведены 100% голосующих акций всех трех указанных аэропортов, а также 100% долей ООО «Базэл Аэро», единой управляющей аэропортовой компании.
Учитывая, что аэродромы Сочи и Анапы используются как военной авиацией, так и гражданскими авиакомпаниями, Минобороны вообще выступало против одобрения государством сделки по приобретению иностранным инвестором этих аэропортовых активов, рассказал источник «Известий», участвовавший в работе. Возражения Минобороны в таких ситуациях дело обычное. Например, министерство выступало против продажи французской Alstom блокирующего пакета акций «Трансмашхолдинга» на том основании, что одно из предприятий холдинга выпускает вагоны для перевозки вооружений. Alstom тем не менее акции «Трансмашхолдинга» получила.
Также, видимо, будет и в случае с сингапурской компанией. На инвестора решили наложить обязательства по формированию органов управления аэропортов из числа только тех лиц, которые могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом оформление допуска работников компании Changi Airports Europe Pte Ltd к сведениям, составляющим гостайну, в случае такой необходимости должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством. Среди других требований — незамедлительное принятие аэропортами соответствующих мер в условиях введения военного или чрезвычайного положения.
В пресс-службе Changi Airports International «Известиям» сообщили, что компании пока еще официально не были предоставлены документы ФАС, в которых было бы подтверждено решение ведомства и все связанные с этим решением условия.
В «Базовом элементе» также пока не получили официальных материалов от ФАС, поэтому представители компании пока не стали комментировать ход событий по формированию совместной аэропортовой компании, в которой третьим партнером в соответствии с подписанным в октябре 2011 года соглашением о намерениях должен будет стать Сбербанк. В «Базэле» рассчитывают, что до конца июня СП будет сформировано со следующими долями: Сбербанк — 20%, CAG — 30%, «Базэл Аэро» — 50%. Новая компания будет ориентирована как на увеличение капитализации, так и на дальнейшее расширение портфеля аэропортовых активов.
Гендиректор «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев говорит, что практика заключения специальных соглашений с иностранными инвесторами широко распространена в транспортной отрасли.
— Подобные соглашения скорее носят формальный характер. И конечно же их не следует рассматривать как возможные рычаги давления на компании в их дальнейшей операционной деятельности, — считает эксперт.
В настоящее время владельцем 78,52% акций аэропорта ОАО «Международный аэропорт Краснодар», 100% акций ОАО «Международный аэропорт Сочи» и 52,84% акций ОАО «Аэропорт Анапа» является ООО «Транспорт АМД». В свою очередь собственником 76% акций ООО «Транспорт АМД», согласно базе данных СПАРК, напрямую является Олег Дерипаска. Кипрской Innuendo Limited принадлежит еще 19% компании, остальные 6% у другой кипрской компании — Interpas Investments Limited».
В февральской публикации Агентства федеральных расследований FLB «Покупает аэропорты в кабинетах» говорилось: «об очередном амбициозном проекте Олега Дерипаски на днях сообщили центральные СМИ. Со ссылкой на заявление заместителя гендиректора «Базового элемента» Андрея Елинсона они рассказали, что «Базэл» при поддержке Сбербанка и сингапурской Changi Airports Group намерен приобрести через дочернее предприятие ООО «Базэл Аэро» аэропорты в Калининграде, Уфе, Перми, Иркутске и Красноярске. А также второй по величине российский аэропорт «Шереметьево.
Сейчас их контрольные пакеты находятся у государства, приватизация запланирована на 2012-2013 годы. Правда, на какие средства компания Дерипаски собирается делать покупки, Елинсон не уточнил. И это странно, ведь сообщений о том, что у олигарха многомиллиардные долги, что он набрал кредитов и до сих пор не расплатился с Михаилом Прохоровым за его долю в «Норникеле», в СМИ было предостаточно. Так что остается лишь гадать, за чей счет банкет.
Сейчас «Базэл Аэро» владеет аэропортами в Сочи, Краснодаре, Геленджике и Анапе - их пассажиропоток в 2011 году составил порядка 4,5 миллиона человек. Как сообщают столичные журналисты, эти аэропорты "Базэл" вносит в создаваемое вместе со Сбербанком и Changi Airports Group совместное предприятие, а взамен получает контрольный пакет акций этой новой компании. Если чаяния Дерипаски сбудутся, то вместе с региональными аэропортами и московским авиаузлом, доля которого составляет 56,5 миллиона пассажиров в год, он получит практически четвертую часть всего российского пассажиропотока. Как сообщил в СМИ Елинсон, партнеры уже ведут переговоры о покупке аэропортов с региональными и федеральными чиновниками.
Со столь масштабными планами бизнесменов как-то не коррелирует реакция властей. Точнее сказать - она отсутствует полностью. В министерстве транспорта России и Росавиации затрудняются комментировать ход переговоров. Такая же ситуация - в регионах. И.о. министра транспорта Пермского края Елена Громова, например, заявила местным изданиям, что это для нее новая информация.
В правительстве Красноярского края, беседуя с корреспондентом «МК», вспомнили: в прошлом году была встреча с представителями структуры Дерипаски по поводу аэропорта. «Но пока это только их желание и намерения. Никаких конкретных переговоров не ведется», - сообщила помощник министра транспорта края Ольга Арамян. «Никаких комментариев дать не можем, - добавляют в пресс-службе аэропорта «Красноярск». – Руководство в курсе, мы мониторим новости и об этом знаем, но никаких телодвижений с их стороны сделано не было. Все это вилами по воде писано. Пока это хотелки одной стороны и никакой конкретики».
Любопытно, с кем же тогда договариваются люди Дерипаски?»
Для красноярцев авиационная тема - особая: еще живы в памяти последствия банкротства «КрасЭйр». Да и к олигарху отношение у жителей края, мягко говоря, неоднозначное, чтобы с легкостью воспринять новость о его намерениях в отношении воздушных врат региона. Всему виной - репутация бизнесмена, не слишком обеспокоенного социальной ответственностью перед своими рабочими. Примеры «заботы» алюминиевой империи о простом люде мы приводим регулярно. Последний материал, напомним, касался ситуации с выселением инвалида, проработавшего на АГК не один десяток лет, из квартиры, которую «Русал» считает собственностью Ачинского глиноземного комбината. (Об этом Агентство федеральных расследований FLB подробно писало здесь и здесь).
К социальной ответственности олигарха взывали и летчики компании Sky Express, устроившие пикет у здания Росавиации 9 февраля, в День гражданской авиации. Они требовали выплаты задолженности по заработной плате. По мнению пикетчиков, к финансовому краху Sky Express причастен холдинг «Базэл» Олега Дерипаски - именно его менеджеры в последнее время управляли авиакомпанией. (Агентство федеральных расследований FLB подробно писало о сложившейся ситуации).
«Впрочем, для красноярцев есть утешение. Теплится надежда, что в случае развала красноярского аэропорта из-за непрофессионального управления, государство не бросит работников на произвол судьбы. Как показывает жизнь, власть готова охотно рассчитываться по долгам Дерипаски, о каких бы суммах ни шла речь», - пишет «МК в Красноярске»."