FLB: «Роснефть» и Газпром проводят разную политику и группируют вокруг себя почти всех значимых мировых игроков
"«Подписание соглашения между «Роснефтью» и ExxonMobil о совместной разработке сланцевой нефти в Западной Сибири знаменует окончательное расхождение в стратегиях крупнейших российских нефтегазовых госкомпаний. Инвесторы теперь имеют возможность выбирать между осторожностью главы «Газпрома» Алексея Миллера, предпочитающего в кризис избегать чрезмерного риска, и смелостью Игоря Сечина, - пишет сегодня Slon.Ru.
Подобно «Роснефти», «Газпром» имеет исключительное право на освоение российского шельфа, однако пока неохотно развивает эти проекты. Конечно, «Газпром» уже пять лет является акционером Sakhalin Energy, в рамках которого совместно с Shell, Mitsui и Mitsubishi разрабатывает шельфовые месторождения в Охотском море. Однако в отличие от обычных условий налогообложения, проект Сахалин-2 реализуется в режиме раздела продукции, и имеет практически гарантированную окупаемость. На сходных условиях «Газпром» работает и за рубежом, в частности, во Вьетнаме.
В России флагманским шельфовым проектом «Газпрома» является Штокмановское месторождение, планам по освоению которого в нынешнем году исполняется уже десять лет. В середине 2000-х гг. сформировался круг иностранных партнеров, с помощью которых российская компания подготовила схему разработки месторождения. Однако принятие инвестиционного решения по проекту откладывается уже несколько лет подряд. По официальной версии, причиной тому является сокращение спроса на газ и неопределенность по налоговым льготам для проекта.
О непростой судьбе Штокмана Агентство федеральных расследований FLB рассказывало в публикации «Партнер «Роснефти» хочет в долю к «Газпрому». В частности, в материале говорилось: «К возможным претендентам на вхождение в Штокмановский проект добавилась еще одна компания: вслед за англо-голландской Shell интерес к освоению месторождения проявила американская ExxonMobil. У первой, впрочем, шансов намного больше, ведь «Газпром» уже успешно сотрудничает с Shell по проекту «Сахалин-2», считают эксперты.
ExxonMobil не исключает возможности вхождения в проект разработки Штокмановского месторождения «при правильных условиях», сообщил глава компании Рекс Тиллерсон в интервью The Wall Street Journal (WSJ). Это может произойти за счет снижения долей существующих партнеров по проекту — французской Total и норвежской Statoil, однако переговоры с ними пока не ведутся, уточнил он.
ExxonMobil уже второй претендент на участие в разработке Штокмановского месторождения: ранее возможным участником называлась Shell. Переговоры по ее участию уже ведутся, отмечало Reuters со ссылкой на источники, близкие к консорциуму. При этом интерес обеих компаний к Штокмановскому проекту не случаен: в свое время ExxonMobil и Shell участвовали в переговорах на ранних стадиях обсуждения проекта, однако не были выбраны для участия. Тогда в предварительный список вошли всего пять компаний — Norsk Hydro, Statoil (в 2007 году компании объединились в одну — StatoilHydro, которая позже была переименована в Statoil), Total, Chevron и ConocoPhillips, а окончательный состав консорциума сформировали Total и Statoil с долями 25 и 24% соответственно (51% у «Газпрома»).
В Statoil вчера не стали комментировать возможное вхождение в проект ни ExxonMobil, ни любого другого участника. «Мы остаемся партнером в проекте и продолжаем наши попытки реализовать его», — сказал РБК daily представитель компании. В Total на вопрос РБК daily вчера не ответили, однако ранее компания заявляла, что рассчитывает сохранить за собой 25% в консорциуме.
В «Газпроме» возможность участия в проекте ExxonMobil вчера также не комментировали. Однако из слов главы компании Алексея Миллера следует, что «Газпром» ведет переговоры сразу с несколькими компаниями (при этом новый партнер может появиться за счет сокращения доли прежних, доля «Газпрома» не изменится). Правда, участник будет отобран только один, уточнил вчера зампред правления монополии Александр Медведев».
«В существующем виде консорциум Shtokman Development уже несколько лет не может приступить к реализации проекта. Основных проблем у участников сразу несколько: слишком высокие затраты на разработку, неопределенность в отношении поставок газа, отсутствие ключевых льгот. В результате принятие окончательного инвестрешения постоянно откладывалось: в конце марта совет директоров Shtokman Development вновь отложил его до 1 июля этого года, - сообщает РБК daily.
По мнению аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова, по сравнению с Shell у ExxonMobil меньше шансов стать третьим иностранным участником проекта. «У «Газпрома» уже есть налаженное сотрудничество с Shell (компании вместе разрабатывают проект «Сахалин-2», в то время как ExxonMobil является партнером «Роснефти», которая в некотором смысле конкурирует с «Газпромом», — рассуждает эксперт. Но вхождение третьего партнера весьма желательно: у Штокмановского проекта сейчас немало рисков, включая снижающиеся цены на нефть, к которым привязаны долгосрочные контракты на поставку газа, и неопределенность в отношении рынков сбыта, и расширение состава участников поможет диверсифицировать эти риски, подытожил г-н Нестеров».
Как рассказывало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Путин спас проект разработки шельфа на Штокмане», «под угрозой потери одного из основных участников Штокмана — компании Statoil — президент Владимир Путин в пятницу заверил, что акционерам проекта будут предоставлены все необходимые льготы и преференции. Кроме того, по настоянию норвежского партнера проект почти на 100% откажется от трубопроводного газа в пользу СПГ.
«Акционеры Штокмана должны ускорить подготовку инвестиционного решения по проекту и по возможности принять его во время Петербургского международного экономического форума, который пройдет в конце июня», — заявил президент России Владимир Путин в пятницу на встрече с главой норвежской компании Statoil Хельге Лундом и главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Глава Statoil со своей стороны заверил, что его компания сделает для этого все возможное. «Мы сейчас работаем над тем, чтобы активизировать наш диалог с «Газпромом», работаем очень много, с тем чтобы встретиться в Санкт-Петербурге и наконец добиться прогресса», — сказал г-н Лунд.
В конце прошлой недели появилась информация, что Statoil может выйти из проекта из-за разногласий с «Газпромом» по схеме разработки Штокмана, а ее место займет англо-голландская Shell, с которой российский холдинг уже работает на Сахалине. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров считает, что норвежская компания не заинтересована покидать проект, потому что уже работает поблизости (в тех же акваториях) и является естественным партнером России в работе на шельфе (проект с «Роснефтью»).
В публикации «Штокман теряет коней на переправе?» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «"Газпром" впервые признал, что состав участников проекта разработки Штокмана может измениться. То, что в нем появятся новые участники, сомнительно — скорее проект, инвестрешение по которому затягивается, а капзатраты растут, может покинуть кто-либо из иностранных партнеров — Total или Statoil.
Вчера зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов заявил, что состав участников разработки Штокмановского месторождения может измениться (сейчас 51% акций в проекте принадлежит "Газпрому", 25% — Total, 24% — Statoil). По словам господина Маркелова, на Петербургском экономическом форуме "Газпром" обнародует технологическую схему разработки месторождения (сейчас она утверждается). Тогда же будет понятен и состав участников проекта, добавил топ-менеджер, не уточнив подробностей. В "Газпроме" от комментариев отказались.
До сих пор официально "Газпром" не говорил, что состав акционеров Штокмана может поменяться. На рынке постоянно появляются слухи, что проект, принятие инвестрешения по которому постоянно переносится, а предполагаемые затраты выросли уже до $30 млрд, может покинуть либо Total, либо Statoil, но официально в обеих компаниях это неоднократно опровергали. Вчера, например, в Total заявили Reuters, что рассчитывают сохранить долю в Штокмане. В головном офисе Statoil "Ъ" сказали лишь, что "продолжают работать с "Газпромом" и Total над снижением издержек в проекте".
Инвестрешение по Штокману откладывалось потому, что основной рынок, на который был ориентирован проект (США), перенасыщен сланцевым газом (Об этом Агентство федеральных расследований FLB рассказывало в публикации «Сланцевая «отмычка» США»), масштабных налоговых льгот проект не получил, а технологическая схема сделала его слишком дорогим (прежние сметы назывались в пределах $20 млрд). Чтобы сократить издержки, "Газпром", Total и Statoil договорились за три месяца практически полностью переделать всю схему, которую готовили годами: теперь партнеры намерены отказаться от совмещения производства СПГ и трубопроводного газа в первой фазе и сосредоточиться только на СПГ. Проект предлагается реализовывать не в три очереди по 7,5 млн тонн каждая, а в одну.
Один из собеседников "Ъ" вчера рассказал, что с идеей отказа от трубопроводного газа не соглашалась Statoil и глава "Газпрома" Алексей Миллер однозначно дал понять, что в таком случае с партнером "можно будет распрощаться". Но теперь в Statoil говорят, что поддерживают позицию "Газпрома"».
В публикации «Освоение «Штокмана» с «запасного аэродрома» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «29 марта, в Москве состоится совет директоров ShtokmanDevelopmentAG — компании, созданной «Газпромом», французской Total и норвежской Statoil для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. По информации «МН», партнеры собираются принять инвестиционное решение, которое много раз откладывали. Но в то же время готовят для себя «запасной аэродром» на случай, если не удастся добиться налоговых льгот.
Это уже второе заседание совета директоров зарегистрированной в Швейцарии SDAG, которое пройдет в российской столице, а не Цюрихе. Москва выбрана не случайно. Как рассказали «МН» несколько источников, близких к участникам проекта, 29 марта планируется подписать инвестиционные документы по «Штокману». А такое мероприятие, как правило, проходит при участии руководства страны, в данном случае избранного президента и действующего премьер-министра России Владимира Путина. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил «МН», что если такие планы возникнут, то об этом «сообщим дополнительно». В компаниях от комментариев отказываются.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер в конце прошлой недели в ответ на расспросы журналистов предложил дождаться окончания совета директоров ShtokmanDevelopment. Известно, что последние контакты с коллегами по консорциуму — Хельге Лундом из Statoil и Кристофом де Маржери из Total — были весьма плотными. Они встречались и в феврале, и две недели назад. В середине марта Лунд приезжал в Москву, а к де Маржери Миллер летал в Париж. Никаких подробностей переговоров стороны не раскрывали.
Напомним, что в конце прошлого года на совете директоров SDAG было принято предложение Statoil отложить принятие инвестиционного решения до конца первого квартала, хотя Total просил отсрочку на полгода. До этого партнеры переносили «дедлайн» трижды.
За эти три месяца ничего принципиально нового в конфигурации проекта не произошло. Принципиальный для иностранных инвесторов вопрос о предоставлении фискальных льгот и создании благоприятного административного режима остается в подвешенном состоянии. Замминистра финансов по налоговой политике Сергей Шаталов вновь подтвердил, что льготы будут, но конкретные меры стимулирования зависят от детальной информации по проекту, которую Минфин хочет получить после принятия инвестиционного решения.
Получается замкнутый круг — акционеры SDAG не хотят брать на себя обязательства по инвестированию десятков миллиардов долларов в проект, пока нет ясности с льготами. А чиновники ждут их решения, чтобы обсудить размеры преференций.
По словам одного из собеседников «МН», выход найден. Инвестиционное решение будет принято, но его условия оставляют путь к отступлению. Это позволит сохранить лицо, не откладывая старт в пятый раз (тем более что Владимир Путин говорил о строительстве завода по сжижению газа на базе Штокмановского месторождения как о деле решенном), а иностранцам иметь гарантии компенсации на случай, если экономику проекта не удастся сделать привлекательной.
Суть механизма в том, что сейчас стороны подпишут инвестиционное решение, выделят деньги на детальное проектирование основных инфраструктурных объектов (подводного добычного комплекса, специального судна, системы транспортировки и завода СПГ). К тому времени в России будет сформировано новое правительство, что позволит решить вопрос с льготами. Кроме того, завершится президентская кампания во Франции, где неопределенность тоже влияет на ситуацию с большими совместными проектами. Если же иностранцам льготы покажутся недостаточными или возникнут проблемы политического характера, они смогут выйти из проекта, вернув деньги, потраченные на инвестиционной стадии».
««Роснефти» для шельфовых проектов в Карском и Баренцевом море также понадобились льготы, которые компании удалось получить еще до детальной проработки проекта добычи, - продолжает Slon.Ru. - Ранее нефтяники получили опыт освоения на особых условиях восточносибирских нефтяных месторождений. Активность «Роснефти», скорее всего, объясняется желанием встать в один ряд с мировыми лидерами не только по объему продажи углеводородов, но и по технологическому уровню. Ведь крупных компаний, которые не имеют компетенции в разработке шельфовых месторождений, в мире не осталось. Помимо нефти доставшиеся «Роснефти» участки шельфа содержат значительные запасы природного газа. Успешная их разработка позволит компании диверсифицировать свою доходную базу по образцу ExxonMobil, которая сегодня добывает нефть и газ примерно в равной пропорции.
Отношение к нетрадиционным источникам углеводородов у «Роснефти» и «Газпрома» также различно. Алексей Миллер прямо называет сланцевый газ «PR-кампанией, спланированной на хорошем уровне». Компания, предпочитая не рисковать, ограничивается мониторингом этого рынка – ее, прежде всего, интересует изменение ситуации в Европе, своем ключевом экспортном рынке. «Газпром», похоже, уверен, что в случае старта коммерческой разработки сланцевого газа в ЕС, сможет быстро встроиться в процесс или как-то адаптироваться к появлению конкурента. Кроме того, у компании есть в запасе крупное континентальное месторождение – Ковыктинское, – для разработки которого нужно лишь согласовать схему реализации газа.
Экономику освоения участков Баженовской свиты, о совместной разработке которой «Роснефть» договорилась с ExxonMobil, сегодня просчитать гораздо сложнее. Каждое месторождение сланцевой нефти по-своему уникально, начиная от геологического строения и заканчивая физико-химическими свойствами извлекаемого сырья. Сегодня даже в США добыча тяжелой нефти целесообразна при цене в $60–70 за баррель, и ожидать более низкой себестоимости в России сейчас вряд ли возможно. Однако для крупнейших нефтегазовых компаний участие в подобных проектах – стратегически важный элемент поддержания конкурентоспособности и стоимости, который в будущем оценят оправившиеся от кризисных страхов инвесторы».
Ранее в публикации «На шельфе без Statoil делать нечего?» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Statoil и Роснефть договорились о совместной разработке углеводородов на российском шельфе, сообщили Reuters источники на нефтегазовом рынке. По их словам, компании будут разрабатывать месторождения в Охотском и Баренцевом морях. Соответствующее соглашение будет подписано в субботу или после майских праздников в России.
Statoil уже участвует в освоении российского шельфа – в проекте разработки газоконденсатного Штокмановского месторождения. Однако пока единственный крупный проект норвежской компании в России буксует. Партнеры по Shtokman Development, среди которых Газпром, французская Total и Statoil, пока так и не согласовали технологическую схему реализации проекта и не приняли по нему инвестиционное решение. Они подумывают над тем, чтобы изменить модель партнерства, и рассматривают возможность производства только сжиженного природного газа.
«Вероятно, Роснефть может войти в проекты Statoil и примет участие в освоении норвежского шельфа. А о Роснефти на мировой арене будет складываться мнение как о компании, которая нацелена на крепкую дружбу с иностранными нефтяными концернами», – отметила эксперт ИФК «Солид» Эльвира Малахова. По ее словам, Statoil – один из пионеров в работе в тяжелых условиях Крайнего Севера, в частности в арктических морях, поэтому российское правительство возлагает на нее большие надежды.
Аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг предполагает, что Statoil получит треть доли в проекте по освоению участков и примет на себя все расходы на геологоразведочные работы. По его мнению, условия будут такие же, как и для других иностранных компаний, с которыми договорилась Роснефть. У Statoil большой портфель международных проектов, в которые может войти Роснефть».
«Роснефть уже заключила подобные соглашения с американской Exxon Mobil и итальянской Eni, после того как премьер-министр и избранный президент России Владимир Путин объявил о налоговых каникулах для шельфа. Компаниям, работающим на шельфе, пообещали полную отмену экспортных пошлин и снижение НДПИ – для поддержания внутренней нормы доходности (IRR) проекта на уровне 16–22%», - сообщает интернет-газета «Взгляд».
Как сообщало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Все материальные риски берет на себя ExxonMobil», «"ExxonMobil начинает работать как на севере России, так и на юге", - заявил премьер-министр Владимир Путин во время встречи с главой ExxonMobil Рексом Тиллерсоном перед подписанием документов, отметив, что сотрудничество компаний рассчитано на долгие годы и даже на десятилетия. "Мы стали мировыми партнерами", - ответил на это Тиллерсон. Почему же после провала сделки с BP "Роснефть" выбрала себе в партнеры именно ExxonMobil и равнозначной ли оказалась замена? (Подробно об этом можно прочесть в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Российский шельф будут разрабатывать американцы» и «Шельф манит послаблением»).
По величине капитализации ($396,71 млрд) Exxon находится на втором месте в мире, после Apple, по объемам добычи - на третьем, после Saudi Aramco и NIOC. "Если сравнивать Exxon с другими претендентами, то эта компания является одним из самых крупных и влиятельных игроков нефтегазового сектора, - подчеркивает аналитик ИФК "Солид" Елена Юшкова. - Партнерство с Exxon может быть для "Роснефти" выгоднее, чем с BP или Shell, так как подобное сотрудничество открывает перспективы выхода на американский рынок и возможность получения новых технологий".
К России Exxon сохраняет интерес с начала 1990-х. ExxonMobil является оператором проекта "Сахалин-1", имеет долю в Каспийском трубопроводном консорциуме. Еще в начале 2000-х Exxon намеревалась приобрести долю в объединенной компании "ЮКОС-Сибнефть", но покупка не состоялась. Основной причиной, побудившей Exxon участвовать в сделке с "Роснефтью", стал поиск новых возможностей для бизнеса, которые могли бы принести гарантированную прибыль. Несколько лет назад Exxon взяла на себя значительные риски, вложив $40 млрд в добычу газа из сланцев. За последний год цена сланцевого газа в США опустилась до $4 за тысячу кубических футов, что заставило задуматься над возможностью разработки российских шельфов - на фоне сохраняющейся цены нефти выше $100 за баррель подобные проекты выглядят очень привлекательно.
Условия, на которых будет осуществляться сотрудничество "Роснефти" и Exxon, выгодны для обеих сторон, отмечают эксперты. Американцы примут участие в разработке арктических участков в Карском море (4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа), а также войдут в проект разработки Туапсинского прогиба на шельфе Черного моря (1,2 млрд тонн нефтяного эквивалента). Для сравнения: мировое потребление "черного золота" составляет около 4,4 млрд тонн в год, а газа - примерно 3,3 трлн кубометров.
Доля "Роснефти" в проектах составит 66,7%, ExxonMobil - 33,3%. Причем финансировать первый этап геологоразведочных работ ($3,2 млрд) будут американцы. В целом вице-премьер Игорь Сечин оценил инвестиции в разработку месторождений в Карском и Черном морях в $250-350 млрд.
"Шельфовые проекты рискованны, и чем меньше у компании расходов на первоначальном этапе, тем лучше, - рассуждает аналитик "ВТБ Капитал" Александр Киревний. - Положительным фактором в данной истории является то, что все материальные риски берет на себя ExxonMobil, а значит, от "Роснефти" не потребуется отвлечения финансов".
Взамен российская госкомпания получит проекты в США и Канаде. "Роснефть" купит у ExxonMobil 30-процентную долю в проекте La Escalere в Западном Техасе (424 млн баррелей нефти и 24 млрд кубометров газа), получит право на 30% в 20 участках в Мексиканском заливе, а в Канаде - 30% в участке Харматтан пласта Кардиум. "Все это позволит "Роснефти" приобрести опыт работы на шельфе и откроет доступ к новым технологиям, - поясняет старший аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Вахрамеев. - И в дальнейшем компания сможет использовать их на российском шельфе".
После неудачи с BP "Роснефть" действует более осторожно и пытается максимально диверсифицировать риски, отмечают опрошенные эксперты. Компания зовет на шельф не только иностранных партнеров, но и российских нефтяников. Глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов заявил, что компания направила письмо ТНК-BP, "Сургутнефтегазу", ЛУКОЙЛу и "Башнефти", в котором предложила им поработать на шельфовых проектах на точно таких же условиях, что и ExxonMobil. (Об этих условиях Агентство федеральных расследований FLB рассказало в публикации «Бесплатного шельфа не бывает»).
Для работы в Арктике также приглашены Объединенная судостроительная корпорации (ОСК) и "Ростехнологии". ОСК построит не менее 15 морских платформ, а соглашение с "Ростехнологиями" предполагает проектирование и строительство инфраструктуры для геологоразведочных работ, разработку месторождений и добычу нефти.
Впрочем, столь быстрому подписанию соглашений "Роснефть" обязана правительству. Стимулом для развития проектов в рамках нового альянса стали изменения в системе налогообложения. 12 апреля на заседании у премьер-министра Владимира Путина было решено отменить экспортную пошлину по новым шельфовым проектам, а налог на добычу полезных ископаемых для наиболее сложных месторождений может составить только 5% от цены реализуемой продукции.
"Налоговые преференции в этом случае будут хорошие, - полагает Дмитрий Александров, глава аналитического отдела ИГ "Универ Капитал". - Это знаковый проект не для одной отечественной нефтяной отрасли, на него будут ориентироваться другие инвесторы в вопросе доверия обещаниям российского правительства". То есть проект освоения Арктики рассматривается не только с точки зрения экономики и бизнеса, он в значительной степени станет имиджевым для страны»."