FLB: Чудом выживший участник скандальной охоты на архаров Анатолий Банных, похоже, вновь взялся за старое
"«Бывший вице-премьер Алтайского края Анатолий Банных вновь оказался в центре скандала, связанного с браконьерством. Прокуратура проверяет экс-чиновника по делу о расстреле животных с вертолета в Кислухинском заповеднике в середине мая 2012 года, - сообщает Life news.
Охоту на лосей в заповедной зоне организовали с воздуха - беззащитных животных догоняли на вертолете и били из автоматических винтовок. История так бы и осталась в алтайских лесах, если бы свидетелем бойни не стал местный егерь.
Мужчина, поняв, что прямо на его глазах работают несколько весьма обеспеченных браконьеров (охота проходила с частного вертолета Robinson, которых всего несколько штук на весь Алтай), решил не вмешиваться в происходящее, но на всякий случай запечатлел на фотографиях с помощью мобильного телефона. Именно они, скорее всего, и помогут следствию установить личности охотников.
Судя по снимкам, оказавшимся в распоряжении Life News, браконьеры передвигались на вертолете Robinson R44, красного цвета с желтой полосой. Вертолет именно такой расцветки и модели, к слову, находится в автопарке бывшего вице-премьера Алтая Анатолия Банных.
Также среди владельцев данного летательного средства подобной расцветки числится и генеральный директор ЗАО «Сибакадемстрой» Дмитрий Лыков.
- Сначала я не обратил внимания на шум, думал, что летает вертолет лесоохраны, выявляет лесные пожары, - вспоминает Сергей Байдуков. - А когда услышал выстрелы, понял, что это браконьеры. Вертолет дважды пролетел надо мной, винт долго не смолкал, а потом двигатель заглушился, они сели. Я видел, как двое мужчин тащили тушу.
Браконьеры разделали лося, но целиком не взяли на борт тушу, так как вес животного, вероятно, оказался слишком большим.
- Сейчас отрабатываются на причастность к охоте все владельцы вертолетов марки Robinson R44 на территории Алтая, - сообщил Life News прокурор Тальменского района Сергей Андреев. - В рамках расследования уголовного дела сделан запрос в Росавиацию по нескольким владельцам из данного региона, у которых есть зарегистрированное транспортное средство малого пилотажа. Я подтверждаю, что подобное разбирательство ведется и в отношении Анатолия Банных.
- Это дело взяли на особый контроль Генпрокуратура и ФСБ, - говорит директор краевого госучреждения «Алтайприрода» Максим Катернюк. - Губернатор Алтайского края Карлин направил в Генпрокуратуру соответствующие письма.
Анатолий Банных уже не в первый раз обвиняется в браконьерстве. В 2009 году он стал учfстником одной из самых громких и скандальных «охотничьих» историй современной России. Группа из нескольких охотников, среди которых были высокопоставленные чиновники, отправилась на вертолете Ми-8 в Кош-Агачский район Республики Алтай для охоты на редких баранов – архаров.
Тогда, по не установленным пока до конца причинам, Ми-8 потерял управление и рухнул на землю. В катастрофе погибли семь человек, в том числе и полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Но в связи с истечением срока давности Банных и еще два участника охоты были оправданы судом.
По одной из версий, авиакатастрофа произошла из-за ошибки одного из охотников, случайно застрелившего пилота машины».
В мае 2011 года в публикации «VIP-пассажиры летали без всякой охоты» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «в Республике Алтай вынесен приговор по громкому делу о вертолетной охоте на занесенных в Красную книгу горных баранов в 2009 году. Она завершилась крушением воздушного судна и гибелью семи человек, в том числе полпреда президента в Госдуме РФ Александра Косопкина. Выжившие в авиакатастрофе VIP-пассажиры — бывший зампред правительства РА Анатолий Банных, гендиректор компании "Инеко" Борис Белинский и заместитель главы Института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов, обвинявшиеся в браконьерстве,— вчера были полностью оправданы. В своем решении суд не раз отметил, что выводы следствия о виновности фигурантов основаны на предположениях.
Вчера суд Кош-Агачского района РА вынес решение по делу о VIP-охоте на вертолете Ми-171. На оглашение приговора подсудимые Борис Белинский, Николай Капранов и Анатолий Банных не явились. В судебном заседании присутствовали только прокурор района Евгений Морозов и один защитник.
Вертолетная охота, участниками которой, по версии следствия, якобы являлись господа Банных, Белинский и Капранов, состоялась 9 января 2009 года. Как указывается в материалах следствия, VIP-пассажиры с борта Ми-171 и земли убили трех краснокнижных животных. Одного архара, как полагает обвинение, добыл председатель республиканского комитета по охране, использованию и воспроизведению объектов животного мира Виктор Каймин, второго — Сергей Ливишин, замначальника департамента управления президента РФ по внутренней политике, третьего архара застрелил руководитель ансамбля "Ярманка" Василий Вялков. Господин Косопкин, как прозвучало в суде, вел стрельбу из укрытия, но промахнулся. Когда все пассажиры были на борту вертолета, воздушное судно из-за ошибок пилота зацепилось за скальный выступ и рухнуло. Господин Косопкин и еще шесть человек погибли. Выжившим в авиакатастрофе господам Банных, Белинскому и Капранову западносибирское следственное управление на транспорте СКР предъявило обвинение в браконьерстве (ст. 258 УК).
В установочной части приговора председательствующий на процессе Николай Лубеницкий признал вину всех трех подсудимых недоказанной. В судебном заседании господин Капранов заявил, что поехать на Алтай его долгое время уговаривал старый приятель Александр Косопкин. Он долго отказывался, поскольку "не является сторонником трофейной охоты" и охотится только на территории Московской области. Тогда полпред Косопкин предложил "съездить полюбоваться красотами Горного Алтая". В аэропорту он слышал, что у его спутников имеются лицензии на добычу марала, косули и волков. В воздухе Николая Капранова укачало, почувствовав себя плохо, он ушел в хвост вертолета и в охоте участия не принимал. По его словам, он, как и все участники полета, помогал лишь затаскивать на борт тушу убитого животного.
Бывший зампред правительства РА Анатолий Банных заявил следователям, что заказал вертолет по настоятельной просьбе полпреда Косопкина, ради этой поездки ему пришлось прервать свой отпуск на Боа. Господин Банных отметил, что только сопровождал гостей, а "присутствие в группе охотоведа" — председателя республиканского комитета по охране, использованию и воспроизведению объектов животного мира Виктора Каймина — было гарантией законности их действий. Факт нахождения его на борту вертолета, по словам господина Банных, "не образует состава преступления".
Третий обвиняемый, Борис Белинский, заявил, что полпред Косопкин уверил его, что охота будет вестись на волков у какого-то озера. Свое ружье Blaser он так и не расчехлил. Как сказано в тексте приговора, "сведения о том, что из ствола Белинского производились выстрелы, в суд не представлены". Господа Капранов и Белинский вообще были без ружей.
Заявления обвиняемых суд посчитал "последовательными, допустимыми и согласующимися", а опровергнуть их прокуратуре не удалось. Показания свидетелей обвинения, выжившего в крушении второго пилота Максима Колбина, участников поисково-спасательной операции, по мнению суда, не свидетельствуют о причастности обвиняемых к браконьерству. Свидетели заявили, что видели только туши убитых животных.
Суд снял с господ Банных, Капранова и Белинского все обвинения, оправдав их за непричастностью к преступлению. Судья Лубеницкий признал за ними право на реабилитацию и компенсацию морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием. Суд также отказал в иске к бывшим обвиняемым комитету по охране, использованию и воспроизводству животного мира РА. Истец требовал взыскать с них 900 тыс. руб.— по 300 тыс. руб. за каждое убитое животное. Суд снял арест с гаража, принадлежащего Анатолию Банных. Арест на имущество бывшего зампреда правительства РА был наложен в обеспечение гражданского иска.
Воспользуются ли правом на реабилитацию оправданные, неизвестно. Защитник Анатолия Банных Валерий Давыдов заявил, что обсудит это со своим клиентом после вступления приговора в законную силу. Ранее защита заявляла, что оснований для передачи дела в суд не было. На доказательствах, которые были в распоряжении следствия, следственный комитет дважды прекращал дело и дважды отменял свое решение.
Вчера прокурор Кош-Агачского района Евгений Морозов заявил, что гособвинение обратится с кассационным представлением в Верховный суд РА. Оправдательный приговор вызвал возмущение общественности республики, которая намерена дать публичную оценку решению суда и добиваться его отмены».
В июле 2010 года Агентство федеральных расследований FLB в публикации «В деле об охоте на архаров закончились высокопоставленные фигуранты» сообщало: «бывшему вице-премьеру алтайского правительства Анатолию Банных предъявлено обвинение в незаконной охоте. В январе 2009 года Банных был в числе чиновников, отправившихся на охоту на разбившемся вертолете Ми-171. Сам он ранее признал, что пассажиры вертолета стреляли в редких архаров, однако свое участие в охоте отрицал.
Бывший заместитель председателя правительства Алтая Анатолий Банных обвиняется в незаконной охоте. Как сообщили в Следственном комитете при прокуратуре РФ, в среду следственные органы Западно-Сибирского следственного управления на транспорте предъявили Банных обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 258 УК РФ. Статья предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок до двух лет.
Обвинения Банных предъявлены в рамках расследования уголовного дела по факту катастрофы вертолета МИ-171 на Алтае. Бывший зампред республиканского правительства был одним из четырех выживших при крушении. Еще двум выжившим пассажирам— Борису Белинскому и Николаю Капранову— обвинение в незаконной охоте было предъявлено ранее. Таким образом, единственным выжившим, которому не предъявлены обвинения, остается пилот Максим Колбин.
Авиакатастрофа вертолета Ми-171 произошла 9 января 2009 года в районе Черной горы на Алтае. На борту вертолета находились 11 человек, в том числе высокопоставленные чиновники: полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, главный эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов, глава комитета по охране объектов животного мира правительства Алтая Виктор Каймин и вице-премьер Алтая Анатолий Банных. В результате крушения погибли семь человек, четверо получили травмы.
Список пассажиров Ми-171
Погибшие:
представитель президента в Госдуме Александр Косопкин,
заместитель начальника департамента управления президента РФ по внутренней политике Сергей Ливишин,
председатель республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин,
командир Горно-Алтайского летного отряда Владимир Подопригора,
руководитель алтайского ансамбля «Арманка», заслуженный артист Алтая Василий Вялков,
командир летного экипажа Алексей Баяндин,
штурман Александр Вертей.
Выжившие:
второй пилот Максим Колбин,
замдиректора Института экономики и законодательства Москвы, главный эксперт Николай Капранов,
генеральный директор компании «Инеко» Борис Белинский,
вице-премьер Алтая, полномочный представитель республики в Москве Анатолий Банных.
Среди обломков разбившегося вертолета спасателями были обнаружены туши трех убитых архаров (алтайский горный баран, также известен как аргали), занесенных в международную и российскую Красную книгу. По оценкам Росприроднадзора, общий вред, причиненный объектам животного мира, составил 900 тыс. рублей.
Следователи возбудили дела о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ— «лишение свободы до семи лет») и о незаконной охоте (ст. 258— «до двух лет лишения свободы, штраф в размере 100–300 тыс. рублей»). Позже оба дела были объединены в одно производство.
В августе 2009 года дело, возбужденное по факту авиакатастрофы Ми-171, было закрыто. Следствие посчитало, что все лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности, погибли при крушении. Известно о закрытии дела стало только три месяца спустя, в ноябре 2009 года, когда депутаты алтайского парламента направили в СКП РФ просьбу проинформировать их о ходе расследования дела.
В письме Бастрыкина отмечалось, что выслеживанием животных и последующей охотой занимались погибшие при крушении пассажиры и пилоты вертолета. Выжившие, говорилось в письме, не совершали противоправных действий и не подлежали привлечению к уголовной ответственности по данному делу.
Информация о прекращении дела вызвала большой резонанс — на Алтае даже собирались проводить пикеты по этому поводу. Через пять дней после этого Александр Бастрыкин поручил проверить полноту расследования дела о крушении вертолета с чиновниками.
Вскоре после катастрофы вертолета Банных подал в отставку с поста заместителя председателя правительства Республики Алтай. В июне 2010 года следователи сообщили, что не могут установить его местонахождение, и он был объявлен в розыск.
Сам Банных в интервью алтайскому изданию КС Online заявил, что все это время лежал в больнице в отделении швейцарского госпиталя в Бангкоке (Таиланд). По его словам, о его предстоящей поездке в Таиланд было известно еще за месяц до нее, и никто не уведомлял его о запрете на выезд.
Банных заявил, что не опасается обвинения. Он настаивает на том, что не имел с собой оружия во время полета на Ми-171, а значит, никак не мог охотиться.
Отметим, что в другом интервью, опубликованном в «Московском комсомольце» 25 июня 2010 года, Банных признал, что чиновники вели охоту с вертолета на архаров. По его словам, архаров выслеживали из-за Сергея Ливишина (погибший в авиакатастрофе замглавы департамента управления президента РФ по внутренней политике) — якобы за все предыдущие поездки на Алтай ему ни разу не удавалось «взять» барана, и было решено попробовать еще раз. Сам Банных утверждал, что не брал с собой ружье и не охотился.
Спустя четыре дня в «Московском комсомольце» было опубликовано уточнение, в котором отмечалось, что данное интервью писалось «по материалам, предназначенным для создания художественного произведения», и «содержит элементы преувеличений и художественного вымысла». Редакция выражала сожаления участникам вертолетной катастрофы и приносила извинения за причиненные неприятности».