FLB: Дмитрий Медведев выпустил Общественное телевидение в свет
"Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании общественного телевидения - оно заработает с 1 января 2013 года. Но что это будет за телевидение и чем оно будет отличаться от уже существующих телеканалов до сих пор до конца не ясно.
«Среди наиболее вероятных кандидатов на должность руководителя общественного телевидения фигурируют председатель радиостанции "Голос России" Андрей Быстрицкий и президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко, - сообщает Лента.Ру.
В интервью изданию Быстрицкий отказался комментировать свое возможное назначение. В свою очередь, Лысенко заявил, что "какие-то разговоры идут, но пока конкретного предложения ему никто не делал".
Ранее в числе кандидатов в руководители общественного ТВ, по данным "Коммерсанта", фигурировали главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, тележурналист Леонид Парфенов и президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев. Все они, однако, опровергли такую возможность.
Между тем «Ведомости» в номере от 18 апреля пишут, что в настоящее время рассматриваются три кандидата в гендиректоры общественного ТВ. Источник издания в Кремле, заявил, что на эту должность будет назначен "человек, который не вызывает сомнения у общества". Одним из кандидатов, по его собственному признанию, является декан Высшей школы телевидения МГУ имени Ломоносова Виталий Третьяков.
По данным газеты, общественное телевидение также мог бы возглавить глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, который был одним из авторов этой идеи. Однако источник газеты в администрации президента оценил шансы Федотова как крайне небольшие. Сам Федотов заявил, что "никогда не претендовал и не претендует на пост руководителя российского общественного телеканала, прежде всего, потому что не считает себя специалистом в области телевидения".
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании в России общественного телевидения во вторник, 17 марта. Из указа следует, что генеральный директор телеканала - "единоличный исполнительный орган организации" - будет назначаться лично главой государства на четыре года. Гендиректор одновременно будет выполнять функции главного редактора. Контроль за телеканалом будет осуществлять Совет по общественному телевидению, состав которого утвердит президент по представлению Общественной палаты.
Российский общественный телеканал откроется 1 января 2013 года на базе канала "Звезда". Поначалу общественное ТВ будет финансироваться за счет субсидий из федерального бюджета (в этом году, по данным "Ведомостей", канал получит госпомощь в миллиард рублей). Затем, как рассчитывают разработчики проекта, госфинансирование заменит эндаумент - фонд целевого капитала, куда планируется вложить 30 миллиардов рублей. По информации "Известий", первоначальный целевой капитал в размере трех миллионов рублей внесет Внешэкономбанк. Михаил Федотов предположил, что бюджет телеканала составит три-пять миллиардов рублей».
Между тем, за стольк короткий срок создаваемое Общественное телевидение уже успело обрасти скандалами. Так, недавно известный православный исламист и телеведущий Максим Шевченко фактически обвинил Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека в “рейдерском захвате” ОТ. По его сведениям, в попечительском совете “медведевского” ТВ будут одни либералы и западники, но не будет консерваторов и патриотов. Агентство федеральных расследований FLB описало этот скандал в публикации «Наглый либеральный междусобойчик»: «Я не понимаю, почему у нас под обществом подразумевается западно-либеральный сегмент политического спектра», – заявил газете «Взгляд» тележурналист Максим Шевченко, комментируя «тщательно скрываемый» список кандидатур в попечительский совет Общественного телевидения, попавший ему в руки. Откуда – он так и не признался.
Тележурналист Максим Шевченко опубликовал в своем блоге «тщательно скрываемый от общества список кандидатур в попечительский совет Общественного телевидения». «Список оформлен в виде таблицы с результатами голосования по ним загадочных «голосователей», имен которых я не знаю. Вообще, возможно, что список этот – фальшивка или шутка. Я лично хочу, очень хочу в это верить! Потому что если это не так, если это не шутка и не фальшивка, то ситуация совсем печальна», – написал Шевченко.
В опубликованном им документе 133 фамилии, голосовали, по данным журналиста, 33 человека. По итогам данного голосования, лидируют в борьбе на роль кандидатов в попечительский совет Общественного ТВ сразу семь членов Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека: Михаил Федотов, Игорь Юргенс, Александр Аузан, Алексей Симонов, Даниил Дондурей, Дмитрий Орешкин, Елена Панфилова.
Газета «Взгляд» расспросила Максима Шевченко, откуда у него данный список и кто, по его мнению, должен был бы в него войти, но не вошел.
ВЗГЛЯД: Вы не указали в своем посте в блоге источник информации. Так и не назовете?
Максим Шевченко: Ко мне попала эта бумага. Как она попала, я рассказать не могу. Могу сказать, что из источников, которые лично мне внушают доверие. Абсолютной уверенности в том, что это реальный документ, у меня нет. Я как журналист могу не раскрывать своих источников. Но я счел обязательным для себя как для журналиста опубликовать этот список. Я написал, что я хотел бы, чтобы этот документ был шуткой или фальшивкой. Боюсь, что это не так. Мы видим, как под видом заботы об Общественном телевидении создается политический и информационный гешефт.
ВЗГЛЯД: Каким образом мог быть сформирован этот список?
М. Ш.: Закрытым, кулуарным способом. Я не знаю, кто эти 33 человека, которые голосовали. Но подозреваю, что это именно те, кто и победил в этом списке. Я прошу журналистов заняться расследованием и подробно выяснить, что и как.
ВЗГЛЯД: Вы в принципе к идее Общественного ТВ относитесь скептически?
М. Ш.: Я к ней отношусь великолепно. Но я не понимаю, почему в попечительском совете Общественного телевидения вместе не могут быть Федотов, Аузан, Леонтьев и Проханов с Кургиняном. Я не понимаю, почему у нас под обществом подразумевается леволиберальный... даже не лево-, а западно-либеральный сегмент политического спектра. Какое это общество? Почему там нет представителей парламентских партий, почему там Познер есть, но нет Леонтьева? Кому-то нравится Познер, кому-то – Леонтьев. Поверьте, Леонтьев выражает мнение подавляющего количества наших граждан, чем даже выдающийся наш, говорю это без иронии и кавычек, великий журналист Владимир Познер. Человек, который говорит, что православие принесло большой вред России, оно не позволило развиваться нам как западной стране. Это его взгляд, я готов бороться за то, чтобы он отстаивал свои взгляды и имел право их выражать. Но почему это должно быть общественным, я не понимаю.
Венедиктов, которого я бы хотел видеть в попечительском совете, который является генеральным директором лучшего политического радио в стране, я почти уверен, не попадает в этот совет.
Митрополит Илларион (Алфеев), представляющий Церковь, получил три голоса, хотя Церковь – это десятки миллионов людей. В итоге не будет представителя Православной церкви. Такое ощущение, что для вида взяты какие-то еще группы людей, но заранее было известно, кто победит. А все остальные – балласт, мусор. Люди, которые в этом списке побеждают, это уважаемые люди, еще раз подчеркну, прекрасные журналисты, у них есть взгляды, убеждения, но они никакое не общество. Они представляют менее 3% общества. Ощущение, что эта узкая компания друзей выбила из государства деньги на создание некого проекта, который условно назвали «Общественное телевидение».
ВЗГЛЯД: Как избежать кулуарного решения в этом вопросе?
М. Ш.: Я считаю, что президент, который дает деньги на такие вещи, должен быть гарантом того, чтобы в попечительский совет вошли известные люди разных взглядов. Я предлагаю обществу набросать свой список попечительского совета. Пусть это будет открытое голосование. Надо создать сайт Общественного телевидения, набросать список кандидатур. Обсуждать.
ВЗГЛЯД: Вы задаете вопрос: почему такое Общественное телевидение должно существовать на деньги налогоплательщиков? Но если предположить возможность существования Общественного ТВ, отражающего весь спектр взглядов, на чьи деньги оно должно существовать?
М. Ш.: На деньги налогоплательщиков. А если оно будет коммунистическим или либеральным, центристским или еще каким-то, оно должно существовать на деньги тех, кто захочет в этот проект инвестировать. Может, это будет великий проект либерального телевидения, и вся страна будет, не отрываясь, его смотреть. Но почему оно при этом будет общественным? Первый канал же не претендует на то, чтобы быть общественным. Он честно говорит: Первый канал – акционерное общество, есть такая позиция генерального директора, такая позиция – редакционная. Мы же не пытаемся прицепить на себя белую фату и в белых пачках из «Лебединого озера» плясать. У нас есть позиция. Кстати, у нас есть место и Познеру, и Леонтьеву на нашем телеэкране. А там я не уверен, что будут ведущие, которые будут отличаться по своим взглядам от тех, кто лидирует в этом списке. Я почти уверен, что там не будет Кургиняна, например. А Кургинян только что всей стране показывал, борясь со Сванидзе, каково соотношение общественных симпатий в пользу социалистически-левых идей.
Ситуация скандальная. Пусть они объясняются. Пусть они скажут, что я солгал, что список ненастоящий. Я скажу – хорошо, тогда покажите настоящий список, давайте обсудим. Готов признать свою ошибку.
Это наглый бизнес-междусобойчик, который прикрывается общественными интересами. Задайте им вопросы, пусть они расскажут. Они же не рассказывают никому, но грызут, грызут, грызут. И выгрызают себе, как видим, несколько десятков миллионов долларов ежегодно.
Еще раз – я принципиальный сторонник Общественного ТВ, но строиться оно должно на совсем других основаниях. Пожалуйста, включайте в этот совет Говорухина, Зюганова, Немцова, Пархоменко, Жириновского. Но только чтобы это были разные люди. Они там должны быть. А их там нет»."