FLB: Главная проблема гособоронзаказа в том, что предприятия ОПК пытаются не погибнуть, а Минобороны хочет получать продукцию по «реальной» цене
"Гособоронзаказ-2012: борьба между Рогозиным и Сердюковым
«Власти боятся повторения прошлогодних проблем с выполнением гособоронзаказа, поэтому уже к середине апреля Минобороны и предприятия ОПК должны подписать контракты на этот год. При этом у более 170 предприятий ОПК наблюдаются признаки банкротства
Разногласия Минобороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) по поводу цен на военную продукцию едва не привели к срыву гособоронзаказа-2011. Руководство военного ведомства обвиняло «оборонку» в выпуске неконкурентоспособной продукции, неспособности модернизировать производство и в завышении цен. Представители ВПК говорили о срыве графиков финансирования работ и контрактования продукции. Последние контракты — на строительство атомных подводных лодок типа «Борей» и «Ясень» в рамках прошлогоднего ГОЗ были подписаны только 9 ноября — под присмотром премьера Путина.
Чтобы история не повторилась, Минобороны и предприятия ОПК к середине апреля подпишут большую часть контрактов в рамках гособоронзаказа на этот год. Как заявил вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, этот срок был определен руководством страны. «Мы сейчас идем в ритме более оптимистичном, чем в прошлом году», — заверил он.
Ранее, в феврале этого года, Владимир Путин одобрил два документа, призванных реформировать систему гособоронзаказа — новый проект закона, регулирующего закупки в этой сфере, и федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию ОПК. Эти документы и стали первым итогом работы на новом посту вице-премьера Дмитрия Рогозина.
Федеральная целевая программа по развитию ОПК рассчитана до 2020 года, в рамках программы оборонный комплекс получит 3 трлн рублей.
Между тем, в Совет федерации поступили материалы Федеральной налоговой службы, из которых следует, что более 170 стратегических предприятий ОПК имеют признаки банкротства. «У многих предприятий задолженность возникла из-за задержки Министерством обороны России перечисления средств по гособоронзаказу, — уточнили в ФНС. — Сейчас в отношении 44 из них возбуждены процедуры банкротства, а в отношении 150 вынесены постановления налоговых органов о взыскании задолженности за счет их имущества».
Как сообщал ранее BFM.ru, Россия в последние годы сохраняет за собой место в пятерке стран с самыми большими военными бюджетами. В течение десяти лет — с 2011 по 2020 — планируется провести полное перевооружение российской армии и флота: на это, как заявил министр обороны Анатолий Сердюков, будет потрачено 19 трлн рублей.
С учетом потребностей других силовиков в новом вооружении и технике объем финансирования госпрограммы вооружений РФ до 2020 года составит, по словам вице-премьера Сергея Иванова, 22–22,5 трлн рублей. Заметим, что аппетиты Минобороны удовлетворены лишь на 80%: силовое ведомство оценило свои потребности в 28-36 трлн рублей.
Это — масштабное финансирование и столь же масштабное банкротство предприятий ОПК — выглядит довольно странно.
Закон предусматривает ответственность за срыв гособоронзаказа
Такое положение дел требует урегулирования на законодательном уровне. В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении правительственный законопроект «О государственном оборонном заказе», который, в частности, предусматривает конкретную ответственность за срыв сроков его размещения.
Также в документе определены особенности размещения гособоронзаказа и основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по такому заказу.
В законопроекте уточняется круг госзаказчиков, установлены основные обязанности исполнителей с целью повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения оборонного заказа. Разработчики этого документа отмечают, что принятие закона позволит установить конкретную ответственность должностных лиц госзаказчиков за срыв сроков размещения оборонного заказа, а также за нарушение норм и правил государственного регулирования цен на оборонную продукцию.
Дмитрий Медведев ранее неоднократно высказывал свое недовольство работой по гособоронзаказу. Еще в мае прошлого года он требовал наказать виновных за срыв гособоронзаказа, вплоть до руководителей правительства. Позже президент также грозил сотрудникам Минобороны и оборонных предприятий массовыми увольнениями, если в 2012 году они вновь затянут с формированием гособоронзаказа. Основную причину происходящего президент увидел тогда в неумении чиновников договариваться. «Когда есть деньги, нужно уметь договариваться», — подчеркивал Дмитрий Медведев.
Эксперты тем временем говорят о том, что за последние несколько лет вокруг оборонного комплекса сложился целый комплекс противоречий, «сотканный» из политических интересов власти, лоббистской борьбы предприятий и личных соображений руководства Минобороны.
Борьба за выживание
Заместитель главного редактора «Ежедневного журнала» Александр Гольц рассказал BFM.ru, что в настоящее время Минобороны «мучительно пытается внедрить новую систему ценообразования, которая предполагает прозрачность».
«Ведомство допускает, что рентабельность может быть и 20%, и 30%, но при этом настаивает, что рентабельность комплектующих не должна превышать 1%. Речь идет о сложной технике, которая собирается из разных элементов. И получалось, что субконтрактор — тот, кто производит гайки и болтики — оценивает свою продукцию по-своему, а потом головное предприятие уже в совокупности в разы эту стоимость увеличивает, хотя и заплатило какие-то копейки за эти комплектующие», — отметил эксперт.
По оценке Гольца, в настоящее время в «Ростехнологиях» 25% предприятий близки к банкротству, поэтому они включают в стоимость продукции еще и стоимость своего содержания. То есть проблема заключается в том, что предприятия пытаются сохранить себя, а Минобороны пытается получить продукцию за реальную стоимость.
Александр Гольц считает, что для этого нужно провести кардинальную реформу оборонной промышленности: «необходимо отказаться от внедренной Владимиром Путиным системы организации, которая сводится к тому, что всю оборонную промышленность согнали в десяток вертикальных корпораций, которые являют собой пародию на советские оборонные министерства. Они абсолютно неэффективны, в них не существует конкуренции. Они внутри себя получают заказ и внутри себя перераспределяют средства от эффективных предприятий к неэффективным».
Однако предприятия, по мнению эксперта, не готовы к переменам и не хотят их. «Им гораздо проще использовать существующие лоббистские схемы. К примеру, Минобороны недавно заявляло о том, что в течение 5 лет ведомство не намерено покупать российскую бронетанковую технику в силу того, что она несовременна, однако в одной из статей Путина написано, что до 2020 года будет закуплено 2300 танков. То есть до тех пор, пока у оборонной промышленности есть возможность лоббизма, без реформы выживать, шантажируя власть и государство, оно будет продолжать это делать».
В свете этого ситуация с гособоронзаказом в 2012 году не претерпит особых изменений, уверен эксперт. «Будут также тратиться деньги, продолжаться скандалы, и этот оборонный заказ будет сорван, потому что он срывается не из-за того, что кто-то требует много денег и поздно подписывает контракты. Оборонный заказ срывается из-за того, что в оборонной промышленности фактически разрушена цепь субконтракторов. И оборонная промышленность вынуждена производить комплектующие на базе заводов конечной сборки», — пояснил собеседник BFM.ru.
При этом, по словам Гольца, вопреки строгим заявлениям руководителей страны о том, что коррупцию в ВПК приравняют к государственной измене, ничего не меняется.
Банкротство как расплата за качество
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин согласен, что сейчас российский ОПК очень часто предоставляет некачественное оружие по очень завышенным ценам. «Минобороны заинтересовано в том, чтобы получить для Вооруженных сил качественное оружие по приемлемой цене. В этом и причина конфликта», — высказал свою точку зрения эксперт в беседе с BFM.ru.
При этом Храмчихин считает, что банкротство — естественный рыночный вариант развития предприятия, которое выпускает некачественную продукцию.
Эксперт считает, что и в дальнейшем взаимоотношения между ОПК и Минобороны будут напряженными. «ОПК получил очень мощного лоббиста в лице Рогозина. И, может быть, борьба будет только обостряться между двумя достаточно сильными фигурами, то есть между Рогозиным и Сердюковым», — прогнозирует он». Леонид Полозов, Bussines FM"