Здесь БАБ скорбел, Боос крестился и рьяно Починок молился
Репортаж из Раифского мужского монастыря под Казанью, где регулярно очищают душу виднейшие российские политики
Если на свете существует рай, то там такие же цветочные клумбы, как душистые облачка.
- Пойдем-ка! - говорит наместник монастыря отец Всеволод. - Мы тебя проведем тем же маршрутом, каким всех гостей водим.
Грех, конечно, но я чувствую себя немножко Березовским. Он тоже молится здесь.
Чудеса здесь на каждом шагу
"Самое главное из них - грузинская икона Пресвятой Богоматери. Монастырские уже сбились со счету всех сотворенных ею чудес.
Есть чудеса рангом пониже. Например, действует локальная компьютерная сеть. И мониторы загадочно мерцают в кельях. Еще тут создана пожарная команда из монахов и послушников. И есть даже полностью оборудованная красная машина с мигалкой, на дверце которой написано "Раифский монастырь".
- Нас окружают деревянные постройки, не дай Боже где-нибудь полыхнет, из города до нас пока доберутся... - комментирует отец Всеволод. - Вот мы и обратились к пожарным с просьбой помочь. Они выделили нам машину, обмундирование, обучили наших послушников, и они уже трижды выезжали на тушение. Горело не в монастыре, но мы же и за округу отвечаем...
Еще одно чудо: дивное Раифское озеро, которое все хвори смывает. Здесь обитает самая странная на свете разновидность лягушек - неквакающие. По легенде, они замолчали еще в XVI веке - по приказу основателя монастыря Филарета. Своим кваканьем они мешали монахам молиться.
Плюс к тому на территории монастыря бьет чудесный родник - целебная вода поднимается с глубины 87 метров и, проходя несколько пластов, очищается.
Ну а чудо из чудес Раифского монастыря - какой-нибудь Березовский с ангельскими крылышками за спиной...
Как политики делают это
- Про крылышки врать не будем, не видели, - невозмутимо сказали мне монахи, - а молиться - молятся...
Первым "паломником от политики" здесь побывал Борис Ельцин. Но на монастырь только краем глаза взглянул, зато к озеру как прикипел! Было это еще в начале 90-х. На глазах у изумленной публики Б.Н. устроил показательный заплыв, молодцом выбрался на берег, отошел чуть в сторонку... снял плавки, отжал и презентовал тому из зевак, кто ближе всех к телу оказался.
Теперь, говорят, реликвия хранится под стеклом у директора местного СПТУ. Монахи, ясное дело, своих прав на сувенир не заявляли - каждый молится своим богам.
Удивил всех Березовский. Монахи его в храм повели, по дороге об иудаизме рассуждая. Конфуз вышел - БАБ оказался самый что ни на есть христианин. На чудотворную икону перекрестился, помолился и свечку поставил. Чем потряс даже свое окружение.
После этого эпизода проявления религиозности у Починка или, скажем, Бооса уже никого удивить не могли, даже задумай они в монахи податься.
Боос здесь в Крещение в проруби купался и даже, рассказывают, специально, чтобы во второй раз в святом месте оказаться, нарушил все планы, чуть ли уже не в воздухе самолет развернул, примчался в Раифу. Починок, до сих пор вспоминают в монастыре, всему увиденному радовался, словно ребенок.
- Вообще интересно иногда понаблюдать за большими людьми, - рассказывали мне монахи. - Они здесь себя так незащищенно чувствуют, как себя вести - не знают. Ни как покреститься, ни свечку поставить. Они еще в ворота входят великие и важные, а здесь сразу меняются. В монастыре-то мирские чины и звания не действуют.
Отца Андрея в шутку называют здесь "грозой олигархов". Вот уж кто не взирает на чины и отличия! Прославился он тем, что какого-то очень большого чиновника (нам его даже не назвали, дабы не скомпрометировать) заставил полчаса на солнцепеке простоять, пока сам на обед ходил.
- Мы уже и не упомним всех, кто у нас побывал, - теряется на мою просьбу огласить весь список отец Всеволод. - Для нас что олигарх, что простой человек. Были Говорухин, Кобзон, но они, как и Анатолий Чубайс, своей религиозности не проявляли. Меня лично удивило, что наши "пупсы" - так мы называем воспитанников приюта при монастыре - до слез растрогали Иосифа Кобзона...
Побывал здесь как-то большой коммунистический "бугор". Все осмотрел, повосторгался, перекрестился, свечку поставил, вышел за ворота монастыря и сказал проникновенно моему нынешнему сопровождающему:
- Отец Всеволод, ты мне так понравился, так понравился... э-эх, давай нашу: "Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!"...
А еще отец Всеволод показал нам Тронный зал, ремонтом которого сейчас заняты монахи. Высокие потолки, лепнина, золотая роспись - здесь и будет вестись прием Очень важных персон.
То ли еще будет...
Право на вечную благодать
Что еще удивило: все высокие гости, независимо от религиозной и политической ориентации, с одинаковым удовольствием прикладываются к монастырской пище. Для них это почище всякого деликатеса. Вкусно, полезно, а в магазине ни за какие деньги не купишь.
Отобедавших властителей, как правило, тянет на беседу. Откровенную. Если бы речь шла о простых смертных, это можно было бы назвать исповедью. В данном случае - это "чаепитие с архимандритом". Впрочем, тайна и в этом случае строжайше сохраняется. Как я ни пытала отца Всеволода, больше общих фраз "о жизни, о Боге, о душе, о политике" не выпытала.
Практически за всех перечисленных выше монахи молятся каждый день. Они записаны в Вечное поминовение, о чем на руках у каждого из них имеется специальная квитанция.
- Каждый, кто жертвует монастырю, поминается вечно, и после смерти тоже, - рассказал мне отец Марк.
Анатолий Чубайс оплатил сиротам из монастырского приюта поездку через всю Европу в парижский Диснейленд. Березовский и Боос презентовали компьютеры. Починок оплатил роспись внутри собора. Шаймиев помог с оплатой за восстановление куполов и крестов. Так что право на вечную благодать они вполне заслужили.
...В день нашего приезда в монастыре дожидались министра внутренних дел Рушайло, собиравшегося в Татарстан с официальным визитом. Неофициальная часть, уж как повелось в последнее время у сильных мира сего, - в монастыре. Чтобы бандитов гонять, Божья помощь тоже требуется. "