Для кого «Дар» на Большом Утрише? Вслед за «дворцом Путина» мы решили изучить объекты, которые связывают с президентом Медведевым
" понедельник «Новая газета» опубликовала документы о строительстве «дворца для Путина» на побережье Черного моря, о котором рассказал питерский бизнесмен Сергей Колесников в своем письме президенту Медведеву (см. «Новую газету», № 16 от 14 февраля 2011 года). Официальные лица до поры не комментировали сенсацию от Колесникова, и первым, кто не выдержал, стал управляющий делами президента Владимир Кожин. Он заявил, что Управление делами президента (УДП) «не имеет никакого отношения» к строительству дворца. Однако из опубликованных «Новой» документов следовало: УДП не только имело отношение к проекту, но Владимир Кожин лично подписывал соглашения о строительстве. Подобные противоречия в комментариях официальных лиц — достаточно серьезный удар по их репутации, однако странные «оправдания» управляющего делами президента уже перестали быть новостью: когда речь заходит о роскошных особняках первых лиц государства, у Владимира Кожина всегда случаются какие-то проблемы с информированностью. Точно так же в УДП комментировали историю со строительством дворца на территории природного заказника Большой Утриш. Этот объект, по данным СМИ и экологов, предназначен для президента Медведева. «Новая» решила проверить эти сведения.
Оправдания Управления делами президента
После разоблачений Сергея Колесникова, рассказавшего о строительстве «дворца для Путина», на русскоязычном аналоге WikiLeaks — сайте ruleaks.net — были опубликованы фотографии этого объекта. Масштабность роскошного палаццо, построенного по проекту итальянского архитектора и украшенного, куда ни глянь, двуглавым российским орлом, — впечатляла. Однако некоторые наблюдатели с удивлением отмечали, что дворец своими архитектурными решениями очень напоминает недавно появившийся в Сети проект другого особняка — на территории Большого Утриша. «Физкультурно-оздоровительный комплекс», как он назывался в проекте («дворец для Путина» в соглашениях именовался «пансионатом»), был оборудован пристанью для яхт и вертолетной площадкой. К самому комплексу, согласно плану, должны были вести две подъездные дороги — это, по словам экологов, занимающихся мониторингом застройки вокруг Большого Утриша, — обычная практика, если речь идет о высокопоставленных лицах: таковы требования безопасности Федеральной службы охраны (ФСО). На проекте стояли фамилии — без подписей — управляющего делами президента Владимира Кожина, его заместителя Ивана Малюшина и начальника главного управления капитального строительства УДП Анатолия Чауса.
Однако, как и в случае с «дворцом Путина», Владимир Кожин категорически отрицал причастность УДП к строительству утришского объекта. «Мы к этому не имеем никакого отношения», — говорил Кожин радиостанции «Эхо Москвы». Так ли это?
В 2009 году было опубликовано постановление исполнявшего обязанности главы Краснодарского края Джамбулата Хатуова «Об утверждении Лесного плана Краснодарского края на 2009 — 2018 годы». В перечне инвестиционных объектов указывался и тот самый «физкультурно-оздоровительный комплекс», инициатором возведения которого называлось главное управление капитального строительства УДП. Мы вновь попросили Владимира Кожина прокомментировать противоречия в его высказываниях с документами, на что получили, похоже, заученный ответ: «Управлением делами не проводилась работа по строительству объектов на территории заказника Большой Утриш, выделение финансовых средств на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса не предусмотрено». А что касается постановления Хатуова, то в УДП сообщили, что управление капитального строительства вообще не может выступать инициатором и заказчиком строительства. То есть, видимо, как считают в УДП, в администрации Краснодарского края что-то перепутали с документами.
История этого строительства началась в 2008 году, когда в июле департамент лесного хозяйства Краснодарского края заключил договор аренды лесного участка (120 га) с фондом региональных некоммерческих проектов «Дар». Земля передавалась «Дару» на 49 лет, а цена аренды составляла почти 15 млн рублей в год. После того как началась стройка, прокладка дороги и вырубка деревьев, запротестовали экологи, и реализацию проекта пришлось приостановить.
Учредителем «Дара» является достаточно известная компания «Левит» — она владеет долей во втором, после «Газпрома», производителе газа в России — ОАО «Новатэк». Согласно отчетам «Новатэка», акционеры «Левита» также весьма известные люди — депутат Госдумы Леонид Симановский и бизнесмен Леонид Михельсон. Среди крупных акционеров «Новатэка» есть и Геннадий Тимченко — давний знакомый премьер-министра Владимира Путина. Тимченко вместе с Михельсоном принадлежит компания Hibridge Ventures Limited, у которой имеется двухлетний опцион на выкуп акций «Новатэка» у Газпромбанка. В приемной депутата Симановского не пожелали комментировать ситуацию со строительством комплекса на Большом Утрише и посоветовали обратиться в сам «Новатэк». Мы отправили в компанию вопросы для Леонида Михельсона, однако представитель «Новатэка» заявил, что они «не связаны с акционерами и тем более компаниями акционеров», а потому не могут ничего сообщить по поводу принадлежащего Михельсону фонда «Дар» и строительства комплекса на побережье Черного моря.
Что известно из открытых источников? Крупный пакет акций второго производителя газа в России принадлежит Газпромбанку, который, в свою очередь, оказывает ощутимую финансовую поддержку структурам, связанным с фондом «Дар». Фонду принадлежит ООО «Управляющая компания фонда «Дар», которое в 2008 году было одним из крупнейших заемщиков Газпромбанка. В 2008 году, по сообщениям российских деловых СМИ, на долю управляющей компании приходилось почти 2% всего кредитного портфеля банка — более 460 млн долларов. Кроме того, заместитель председателя правления Газпромбанка Илья Елисеев, согласно отчетам банка, занимал должность председателя наблюдательного совета фонда «Дар» — инвестора строительства комплекса на Большом Утрише.
Друзья по юрфаку
Илья Елисеев — давний знакомый президента Дмитрия Медведева. Они вместе учились на юрфаке Ленинградского государственного университета, после окончания вуза учреждали ЗАО «Консультационная фирма «Балфорт». Елисеев мог считаться и членом команды Медведева в то время, когда нынешний президент занимал руководящие посты в «Газпроме», — с тех пор его сокурсник и бывший бизнес-партнер Елисеев работал в структурах, связанных с «Газпромом». Около трех недель назад мы отправили запрос Илье Елисееву, однако он до сих не ответил, для кого фонд «Дар» собирается строить комплекс на Большом Утрише и финансируется ли этот проект Газпромбанком?
В фонде «Дар» собралась любопытная компания бывших выпускников юрфака Ленинградского университета. Помимо Елисеева, возглавлявшего наблюдательный совет, генеральным директором фонда с 2006 по 2008 год был Филипп Полянский. Как сообщала бизнес-газета «Ведомости», Елисеев был преподавателем Полянского на юрфаке. Впервые имя Полянского попало в поле зрения СМИ в 2009 году, когда принадлежащая ему компания «Цертум-Инвест» приобрела дворец графа Кушелева-Безбородко за 740 млн рублей. Независимые наблюдатели тогда удивлялись, откуда у малоизвестной компании могли взяться такие деньги на покупку дворца, в связи с чем выдвигались предположения, что сделка могла осуществиться в интересах «Новатэка», «Газпрома» или Газпромбанка. Однако во всех компаниях эту информацию опровергли. Любопытно, что до революции последним владельцем дворца графа Кушелева-Безбородко был известный в Петербурге меценат и банкир Александр Григорьевич Елисеев. «Новая газета» предположила, не мог ли наш современник банкир Илья Елисеев быть родственником последнего владельца дворца, но, к сожалению, зампред правления Газпромбанка Илья Елисеев не ответил на наш запрос.
Помимо дворца Полянскому также принадлежит бизнес-центр в Перове и (через «Цертум-Инвест») Благовещенский арматурный завод, в совет директоров которого входит и Илья Елисеев, а крупнейшими потребителями продукции завода являются «Газпром», «Газпром нефть» и «Роснефть». Связаться с Полянским по телефонам, указанным ООО «Цертум-Инвест», не удалось.
Странные пересечения руководителей фонда «Дар» с президентом Дмитрием Медведевым обнаруживаются не только на примере его однокурсников по юрфаку. Принадлежащее фонду ООО «Управляющая компания фонда «Дар» было расположено по тому же адресу, что и Фонд социально-культурных инициатив (ФСКИ) супруги президента Светланы Медведевой. Согласно базе данных российских предприятий СПАРК, у обеих организаций совпадали номера телефонов, а генеральным директором ФСКИ и «Управляющей компании фонда «Дар» была Ольга Травина. Она же возглавляла Северо-Западный филиал фонда «Дар». Заместитель генерального директора ФСКИ Дмитрий Соловьев сообщил «Новой газете», что действительно какое-то время адреса «Управляющей компании фонда «Дар» и ФСКИ совпадали, однако затем ФСКИ был перерегистрирован по другому адресу. Соловьев также уточнил, что Ольга Травина возглавляла Северо-Западный филиал «Дара» в 2006 году, а на сегодняшний день она не имеет никакого отношения к этому фонду, и в ФСКИ ничего не знают о строительстве комплекса на Черноморском побережье.
Сербский лоббист «Газпрома»
В марте 2010 года «Управляющая компания фонда «Дар» выиграла конкурс на заключение концессионного соглашения на строительство дороги к строящемуся комплексу на «Большом Утрише». Концессионная плата, которую компания будет вносить в бюджет Краснодарского края, весьма символична — 1 рубль. Однако из-за того, что правила безопасности, предъявляемые ФСО к объектам первых лиц государства, требуют наличия нескольких подъездных дорог, «Управляющая компания фонда «Дар» — не единственный участник строительства дороги.
Генеральным подрядчиком строительства противопожарной дороги к комплексу выступает и скандально известное ООО «Харвинтэр». Эта компания приобрела широкую огласку благодаря бизнесмену Валерию Морозову, который обвинял чиновников Управления делами президента в получении откатов при проведении тендеров на строительство олимпийских объектов. Морозов в интервью «Новой газете» заявлял, что «Харвинтэр» тесно связан с УДП и чиновниками. Согласно федеральному реестру государственных контрактов, «Харвинтэр» участвовал в реконструкции и строительстве многих санаториев, принадлежащих УДП, за что получал из бюджета миллиарды рублей.
«Новой газете» удалось выяснить, что эта компания, учредителями которой являются граждане бывших югославских республик, тесно связана с влиятельным сербским бизнесменом и политиком Ненадом Поповичем. Поповича в Сербии называют одним из главных лоббистов «Газпрома» и в качестве примера приводят сделку по покупке крупнейшего сербского НПЗ — NIS. В 2009 году принадлежащий государству НПЗ купила «Газпром нефть», и, как считали многие сербские политики, сумма сделки была сильно занижена в пользу российского покупателя. Однако Попович, в то время руководитель Демократической партии Сербии, был одним из главных проводников той сделки, за что сильно критиковался сербскими СМИ и оппозиционными партиями.
У Ненада Поповича большие интересы и в России. Ему принадлежит холдинг «АБС Электро», специализирующийся в нефтегазовой и энергетической сферах. В начале 2000-х в интервью российским СМИ Попович заявлял, что компания «Харвинтер» входит в его холдинг. (Существуют две компании с почти одинаковым названием — «Харвинтэр» и «Харвинтер», — обе аффилированы друг с другом и принадлежат одному кругу лиц.) Кроме того, одним из учредителей и руководителей «Харвинтера» был давний партнер Поповича Небойша Влахович — он был генеральным директором в холдинге «Электроминвест» (предшественник ныне принадлежащего Поповичу «АБС Электро»). Ненад Попович, к сожалению, не прокомментировал запрос «Новой газеты» и не ответил, имеет ли он еще какое-либо отношение к «Харвинтэру» и строительству комплекса на территории «Большого Утриша».
Зато нам удалось дозвониться до генерального директора «Харвинтэра» Слободана Обрадовича. Из разговора с ним возникло ощущение, что либо генеральный директор вообще ничего не знает о деятельности своей компании, либо он лишь выполняет свои номинальные функции, в то время как руководят компанией совершенно другие люди. Обрадович стал заверять нас, что ничего не знает об Утрише, несмотря на десятки документов и судебных решений, указывающих на участие «Харвинтэра» в этом проекте. А что касается отношений с Ненадом Поповичем, то Обрадович посоветовал обратиться к самому президенту холдинга «АБС Электро».
Проекты «для президента»
Комплекс на Большом Утрише — не единственный проект, которым занимается фонд «Дар», и не единственный, который ассоциируется с именем президента Медведева. Фонду также принадлежит усадьба Миловка, расположенная в городе Плес Ивановской области. После того как фонд выкупил усадьбу, эти места посетил Дмитрий Медведев, что заставило местных жителей предполагать: отныне они станут соседями президента. Правда, в Управлении делами президента «Новой газете» заявили, что никакого строительства для нужд Дмитрия Медведева там не планируется.
Кроме того, согласно постановлению правительства, подписанному Владимиром Путиным, фонд региональных некоммерческих проектов «Дар» будет строить дом приема официальных гостей «Псехако», расположенный на территории горнолыжного комплекса «Газпром», где пройдут олимпийские соревнования в 2014 году. Несколько чиновников правительства подтвердили «Новой газете», что в этом доме во время Олимпиады будет проживать и принимать гостей президент Дмитрий Медведев. На момент подписания номера мы так и не получили ответов от фонда «Дар» и пресс-службы президента на предмет столь многочисленных совпадений и пересечений. Хотя очень надеемся. Все-таки хочется понять: все эти роскошные дворцы действительно принадлежат первым лицам государства или кто-то очень удачно использует их имена в своих частных интересах?