За неэффективность пожарных служб, новый Лесной Кодекс и растраты бюджетных средств
" В последнее время в связи с лесными пожарами резкое недовольство граждан вызвали действия правительства по пожаротушению. Местные жители пострадавших районов сравнивают состояние системы пожарной безопасности в нынешние и советские времена, а интернет-пользователи анализируют, на что тратятся бюджетные средства в МЧС. В списке непопулярных реформ современности – принятие нового Лесного Кодекса. Общий вывод – разогнать неэффективное ведомство и отправить в отставку министра Шойгу.
Горит Лесной Кодекс!
В страданиях сотен людей, потерявших этим летом свои дома в огне лесных пожаров, и миллионов, задыхающихся от дыма, виновата не только катастрофическая засуха. Пожары в большинстве случаев просто некому своевременно выявлять и тушить – принятый в 2006 году Лесной кодекс ликвидировал в стране лесную охрану, считает Гринпис России.
«Эффективная борьба с пожарами будет возможна только при восстановлении государственной лесной охраны, считает Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы Гринпис России. – Без нее большинство мелких возгораний в лесах неизбежно будет перерастать в крупные пожары, а большинство поджигателей так и останутся безнаказанными».
По мнению российских зеленых, до 2007 года за лесные пожары отвечала единая структура – Гослесохрана, в штате которой было примерно 75 тысяч лесников. Профессиональные лесничие редко подпускали огонь к деревням – они регулярно патрулировали территорию и либо оперативно тушили пожар, либо успевали оградить от огня населенный пункт. Однако с принятием нового кодекса Гослесохрану ликвидировали полностью, а ее функции распределили между региональными властями и частными арендаторами. При этом первым для эффективной работы не хватает координации, а вторым – профессиональных навыков. При этом те лесники, что продолжают свою работу, работают на голом энтузиазме – в бюджете на тушение пожаров выделено всего 2,2 миллиарда рублей. При нынешнем масштабе пожаров этих средств хватит на два дня работы.
А что с МЧС – нашим главным заступником от стихийных бедствий? По словам представителей Гринпис, это ведомство, во-первых, не отвечает за тушение пожаров на природных территориях, пока они не начинают угрожать населенным пунктам, а во-вторых, не обладает опытом по тушению лесных и, особенно, торфяных пожаров. Машины и оборудование, которыми располагают подведомственные МЧС структуры, зачастую просто непригодны для работы на лесных пожарах – например, не могут пройти по лесным дорогам без покрытия или не могут обеспечить забор воды из мелких и частично пересохших водоемов. В итоге среди всех занятых на тушении лесных пожаров 80% – это работники леса, силы и возможности которых уже на исходе. По новому Лесному Кодексу за борьбу с огнем должны отвечать региональные структуры, выигравшие аукцион на ведение противопожарных работ. Но во многих регионах этих структур просто нет. Как нет и представителей лесных служб: там, где основные площади лесов переданы в аренду, силы лесничеств и бывших лесхозов невелики – ведь предполагается, что основные лесохозяйственные работы должны выполнять арендаторы. В результате, когда возникает необходимость привлекать профессионалов к борьбе с лесными пожарами, оказывается, что привлекать-то и некого.
Что касается второй стороны, согласно новому Лесному Кодексу, то они, арендаторы, по закону обязаны лишь обеспечить тушение пожара, но не тушить его.
Безответственность чиновников
Следующая проблема, которая возникает в критических ситуациях наподобие нынешних пожаров, – обычное бездействие и халатность чиновников. Получается, что тревога, которую бьют по телевизору Медведев и Путиным адресуется к кому угодно, но только не к российским чиновникам. Вот лишь один пример: 2 августа 2010 г. региональное управление МЧС по Ивановской области выпустило замечательный пресс-релиз. Людям сообщили: все пожары потушены, причин для беспокойства нет. Да и вообще нечего было волноваться, поскольку огонь лишь слегка лизнул регион, очаги возгораний не превышали 1,5 гектара. В действительности с начала июля в Ивановской области бушуют сильнейшие пожары. В этом может убедиться любой желающий с помощью космических снимков, выложенных в открытом доступе. По данным космического мониторинга, реальная площадь возгораний только в Южском и Пестяковском районах Ивановской области превысила 20 тыс. гектаров. Неподалеку от Демидова полностью выгорела деревня Петрушино. Ровно в тот день, когда местное МЧС отчиталось о полной победе над огнем, видимость на улицах одного из административных центров Ивановской области – города Южа с населением 14,7 тыс.человек – из-за дыма не превышала 10 метров, передают Аргументы.ру
По словам жительницы Ивановской области Зинаиды Фадеевой, «лишь благодаря бездействию ивановских чинуш огонь распространился на такие огромные площади! Я лично звонила в МЧС в девять утра 10 июля – сообщить о новом возгорании. Но только к 14 часам они проснулись и перекрыли дорогу Новоклязьминское-Южа, когда огонь уже бушевал по обе стороны. Была полная неразбериха. Люди хотели помочь в тушении, но воду в поселки стали регулярно подавать только после окончания пожара».
Подобных примеров чиновнической безответственности по горячим следам нынешних пожаров хватит на целую книгу… или на целое уголовное дело. Вот только захочет ли правительство что либо менять в неэффективном Лесном Кодексе, если, при всех протестах, все же приняло это новый закон к всеобщему разочарованию общественности?
На что идут бюджетные деньги?
Блоггер avmalgin предложил заглянуть на сайт госзакупок и посмотреть на что тратились бюджетные средства, идущие на содержание МЧС в этом году. Например, отдел № 72 Федеральной противопожарной службы купил себе джип Hyundai Tucson, цвет черный, кожаная отделка салона и руля, автоматическая КПП, электропривод и подогрев зеркал, аудиоподготовка на шесть динамиков, CD/DVD/Mp3, автоматические шторки и т.д. – опции на трех страницах. Цена божеская – 872.000 рублей. Государственная пожарная служба по Краснодарскому краю приобрела себе новые PAJERO SPORT за 900.000 рублей и NISSAN TEANA за 1.145.000 рублей. Похожи эти машины на технику для тушения пожаров? То же самое мы видим и у нижегородских пожарных – Toyota Land Cruiser UZJ200L в очень хорошей комплектации за 2.223.000 рублей. Автомобиль ГАЗ--3102-593 (Волга), двигатель Крайслер, цвет металлик , центральный замок, эл.зеркала с подогревом, ГУР, электростеклоподъемники на все двери, противотуманные фары, электронный блок управления отопителем, магнитола с акустикой Blaupunkt CD/MP3/WMA/Radio RDS. За это чудо-юдо заплачено из государственной казны 390.000 рублей – недавняя покупка питерских пожарников. Как акустика Blaupunkt поможет тушить питерские пожары?
Но даже это – мелочи. По сравнению с тем, какие средства выделяются МЧС для оплаты всякого рода информационных услуг и аналитических материалов. 2.400.000 рублей потрачено на «Исследование современных отечественных и зарубежных образцов техники и технологий в области обеспечения комплексной безопасности для формирования экспозиции МЧС России в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности – 2009» За создание одного-единственного макетного образца учебно-игрового тренажера для обучения школьников основам и навыкам пожарной безопасности заплачено 11.000.000 рублей. Или вот, например, контракт «Обеспечение выполнения комплекса работ по содержательному наполнению и изданию печатной продукции» – 660.000 – ушло в Общество с ограниченной ответственностью Медиа-группа «Свой формат». Среди продукции этого издательства нет ничего, кроме дешевых ведомственных брошюрок МЧС. В 2009 году потрачено 7.000.000 рублей на «проведение мониторинга социальной эффективности реализации мероприятий Программы, разработку мер по повышению их социальной эффективности и специализированного сборника о результатах реализации». На те же цели в 2010 году отпущено уже 21.000.000 рублей. Что такое эта затратная «Программа» с большой буквы, нигде не разъясняется – пишет автор живого журнала под ником avmalgin. На фоне того, что говорят жители России, вспоминая советское время и «тот» Лесной Кодекс, подобные разбазаривания бюджетных средств превращаются из глупости в преступления – стоит лишь осознать степень угрозы жизни людей в регионах, охваченных лесными пожарами, на тушение которых не хватает сил и умений.
Те, кто еще застал времена СССР, сравнивая современную противопожарную оснащенность с той, что была во времена «совка», предпочтение отдают как правило последнему. По воспоминаниям одного дачника из Тверской области, «в советские времена в нашей деревне было три пожарных пруда, висела рында, в которую били если начинался пожар и, о чудо, была пожарная машина, одна на три деревни правда, но была». Сегодня пруды засыпаны, пожарная машина пропала, нет даже рынды, вместо всего этого – телефон, который забыли подключить и один единственный пожарник с двумя ведрами и велосипедом. В последний пожар пожарную машину пришлось ждать 5 часов, передает Newsland.ru.
И вот сегодня – пожары на половине страны, сгоревшие деревни, погибшие люди и люди, оставшиеся без крова и документов. Нет ничего удивительного в том, что люди спрашивают – «Куда тратят бюджетные деньги?». Ничего удивительного в том, что появляется требование отставки Шойгу и качественной реформы системы пожаротушения: народ почувствовал на себе новый Лесной Кодекс, когда выбегал в чем мать родила из горящего дома и безнадежно ждал профессиональной помощи со стороны государства. "