«У пилотов Ту-154 не было шансов посадить самолет»
"
Госкомиссия по установлению причин авиакатастрофы под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, огласила во вторник предварительные итоги расследования. Подтверждено, что взрыва или пожара на борту не было, поэтому основной версией остается человеческий фактор. В свою очередь независимые эксперты, видевшие фотографии места трагедии, говорят, что посадить самолет в Смоленске не было «никаких шансов».
Первым на заседании комиссии, которое вел премьер-министр Владимир Путин, докладывал вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, в понедельник техкомиссия занималась тем, что составляла так называемые «кроки» — эскизы разбросанных частей самолета, а также была уже произведена аэрофотосъемка места крушения. Иванов также отчитался о результатах расшифровки бортовых самописцев Ту-154.
«Предварительный анализ бортовых самописцев и результат работы на месте происшествия показали, что взрыва и пожара на борту самолета не было»,— заявил Иванов. По словам вице-премьера, двигатели самолета были полностью работоспособны до столкновения с землей. «В настоящее время продолжается синхронизация работы обоих бортовых самописцев и идентификация звуков и шумов в кабине. Эта работа, конечно, требует определенного времени и продлится примерно до конца недели»,— доложил Иванов.
Первые кадры с места крушения самолета
По словам вице-премьера, во вторник вечером обломки самолета перенесут на специальную охраняемую площадку, где следователи России и Польши продолжат свою работу. В целом же, как было объявлено на заседании, все работы непосредственно на месте крушения завершатся к концу недели. «Опаздываете?! Идите пешком!»
Предварительные выводы госкомиссии подтверждают версию о том, что самолет упал из-за действий экипажа, считает Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев.
«Все говорит в пользу того, что на экипаж оказывали давление помощники президента: „Надо сесть, мы опаздываем“. Я сам однажды был в такой ситуации, но заявил категорически: не нравится, идите пешком,— сказал Толбоев GZT.RU.— Я лучше буду жить для семьи, для Родины, чем подчиняться какому-то человеку, который сегодня начальник, а завтра никто. За штурвалом есть только один начальник — командир корабля».
Глава профсоюза летного состава России Мирослав Байчук, видевший снимок в Сети, считает, что у пилотов не было шансов посадить самолет.
«На таком удалении отклонение от курса полосы не может быть больше 50 м. При таком отклонении еще можно сделать серию маневров и выйти на полосу — так называемый S-образный заход,— сказал Байчук GZT.RU.— Но он делается только, когда есть четкий визуальный контроль полосы. Здесь удаление превышает 150 м при почти нулевой видимости. Единственным выходом экипажа был уход на запасной аэродром — если условия ниже минимума, никаких попыток посадить самолет быть не должно». Третий самописец сразу отдадут полякам
Председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина сообщила, что в понедельник на месте крушения был найден третий — последний — бортовой самописец. По ее словам, российская сторона приняла решение удовлетворить просьбу польских коллег о расшифровке черного ящика уже в Польше. Расшифровка, по ее словам, будет проходить с активным участием российских специалистов.
Что же касается уже двух ранее найденных бортовых самописцев, то над ними также работают российские и польские эксперты. Последние, по словам Адониной, существенно облегчают работу, поскольку помогают быстрее распознать голоса экипажа.
«Все расшифровки документируются, а носители информации хранятся в опечатанном обеими сторонами сейфе»,— сказала председатель МАК. После этого Адонина повторила уже озвученный Ивановым вывод о том, что взрыва и пожара не было на борту, а двигатели работали в штатном режиме до момента крушения. «Мы работаем как одна большая семья»
Как заявил главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский, который общался с Путиным по видеоконференц-связи, польские следователи не имеют претензий к российским коллегам. «Сотрудничество с российской стороной идет гораздо дальше, чем предусмотрено международной практикой»,— сказал Парульский. При этом прокурор призвал проводить необходимые работы в максимально быстром темпе. Благодарность российской стороне за содействие выразила и министр здравоохранения Польши Эва Копач. «Мы работаем как одна большая семья»,— признала министр.