Упразднить МВД, ГИБДД и ФСБ, вернуть выборность сенаторов и губернаторов, т. е. восстановить элементы политической системы 1990-х гг., предлагает президенту опекаемый им институт. Без этого невозможна модернизация, считают эксперты
"Сегодня Институт современного развития («Инсор»), попечительский совет которого возглавляет президент России Дмитрий Медведев, обнародует доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра». По словам члена правления «Инсора» Евгения Гонтмахера, идея доклада возникла летом 2009 г. и, судя по реакции помощника президента, члена попечительского совета «Инсора» Аркадия Дворковича, президент ее поддержал. Готовый текст Медведеву и Дворковичу отправили несколько недель назад, рассказал председатель правления «Инсора» Игорь Юргенс. Но помощник президента сказал «Ведомостям», что еще изучает доклад и пока не готов его комментировать.
Значительная часть доклада посвящена политической модернизации, без которой, как утверждают авторы, невозможна и экономическая. Ведь модернизация строится на «человеческом капитале», главный залог ее успеха — высококвалифицированный работник. А для этого нужно создавать систему, где стратегическим ресурсом стало бы человеческое достоинство и были бы исключены диктат, насилие и унижение. Для модернизации нужна дебюрократизация экономики, а это можно сделать лишь через «деэкономизацию бюрократии», т. е. пресечение получения дохода от выполнения госфункций. Инновационная экономика несовместима «с элементами неофеодализма и архаичными институтами». Государство должно стать арбитром при столкновении интересов, что подразумевает политический плюрализм, соревновательность и смену у власти различных сил, а также независимый суд.
Описанное «Инсором» политическое устройство отчасти напоминает то, что было при президенте Борисе Ельцине. Не случайно раздел доклада называется «Политическое будущее страны: назад, к Конституции». Срок полномочий президента снижен до пяти лет, Госдумы — до четырех, выбирается она снова по смешанному принципу (мажоритарно-пропорциональному). В стране действует 20 партий, около 50 мест в Думе завоевывают независимые одномандатники, создающие депутатскую группу «Региональная политика» (подобные группы были в Думах первых созывов). Проходной барьер снижен до 5%, снова разрешены предвыборные блоки (для них барьер — 7%).
Сейчас в стране семь партий и 7%-ный барьер. Правда, Медведев инициировал незначительную либерализацию: партии, получившие на федеральных и региональных выборах от 5% до 7%, имеют право на фракции из одного-двух депутатов. Большие послабления, заявляли кремлевские чиновники, пока не планируются.
Ядром системы, о которой мечтает «Инсор», являются правоцентристская и левоцентристская партии (их пытались создать при Ельцине). Первая — выразитель интересов среднего класса (к которому будет принадлежать не менее 50% населения), вторую поддерживает бизнес традиционных отраслей. «Кланы» отстаивают свои интересы через конкурирующие партии. Правые популисты (преемники ЛДПР) и Новая левая партия (преемница КПРФ) получают на выборах не более 2-4%. Как и в США, президент и парламентское большинство зачастую представляют разные партии. Государство отказывается от практики контроля за СМИ, а приход цифрового ТВ ликвидирует монополию федеральных каналов. Губернаторы, как и до 2004 г., выбираются прямым голосованием. Сенаторы — тоже, но из кандидатов, предложенных губернаторами и заксобраниями.
Выборы сенаторов предлагал ввести председатель верхней палаты Сергей Миронов, но инициатива поддержки в Кремле не нашла. А всенародные выборы губернаторов не нужны России как минимум в этом столетии, заявлял и сам президент Медведев.
МВД в новой модели будущего ликвидировано, его правопреемником становится Федеральная служба криминальной полиции (ФСКП). В регионах существуют подчиненные губернаторам полицейские службы (занимаются общественной безопасностью и нетяжкими преступлениями). Вместо внутренних войск создается национальная гвардия, а на уровне городских и сельских поселений действует муниципальная милиция. Между милицией разного уровня и гражданской службой дорожного движения разделены функции ликвидированной ГАИ.
Борьбой с экономической преступностью занимается вновь созданная Федеральная служба финансовой полиции (ФСФП).
Вместо ФСБ создаются служба контрразведки (как при Ельцине) и Федеральная служба по охране Конституции, занимающаяся предотвращением терактов и угроз сепаратизма. Это вряд ли совпадает с намерениями президента: отвечая на вопрос «Ведомостей» в конце января, он сказал, что нужна федерализация милиции, а не децентрализация (как предлагает «Инсор»).
В докладе отмечается, что некоторые меры уже сейчас осуществляются: реорганизуется МВД, реформируется армия, но требуется новый этап реформы, причем между первым и вторым этапами должны пройти не годы, а месяцы.
Вооруженные силы, по мысли докладчиков, формируются исключительно на добровольной основе, их численность сокращается до 500 000-600 000 (сейчас 1,1 млн человек, к 2012 г. Минобороны планирует сокращение до 1 млн). Но, по словам председателя оборонного комитета Совфеда Виктора Озерова, Минобороны сейчас критикуют даже за сокращение войск до 1 млн человек, а Медведев ничего не говорил об отказе от призыва. «Да и не нужно это: а если завтра война?» — задается вопросом сенатор.
Новую роль России на международной арене «Инсор» видит в ее участии во всех ведущих глобальных организациях, в том числе ВТО, ОЭСР. В перспективе Россия вступает в ЕС и НАТО, «что будет стимулировать его дальнейшую позитивную трансформацию», пишут авторы доклада. До вступления в ЕС создается общий рынок, свободное передвижение товаров и услуг, интеграция транспортных систем. Россия становится стратегическим партнером США. СНГ при этом сохраняется, но на новых взаимовыгодных условиях, причем в Содружество возвращается Грузия (о судьбе Абхазии и Южной Осетии в докладе не говорится).
То, что предлагает «Инсор» в политической сфере, — поворот назад: так можно и до коллективизации дойти, рассуждает единоросс, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Александр Москалец. Общество прожило это и отвергло, пути обратно нет, уверен представитель «Единой России». А научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, напротив, убежден, что инновационная экономика требует открытого свободного общества. Недавний 10-тысячный митинг в Калининграде (где среди лозунгов было возвращение выборов губернаторов) доказывает, что люди не готовы спокойно взирать на происходящее в стране и хотят предложить свои рецепты, говорит Юргенс. «Считайте, что мы предложили свой», — резюмирует он. Документ написан не для Медведева, а для стимулирования дискуссии в обществе, добавляет Гонтмахер. В его подготовке участвовал очень широкий круг экспертов в самых разных областях, а непосредственно писали доклад десять человек (см. справку)."