Авиакомпании делят долю рынка "ЭйрЮнион". Наибольшие дивиденды из провала "ЭйрЮнион" извлекут "Сибирь"- (S7), "Трансаэро" и "Аэрофлот"
"Пока владельцы билетов на рейсы авиакомпаний альянса "ЭйрЮнион" сутками просиживают в аэропортах в надежде улететь, конкуренты уже вовсю за них борются. Цена вопроса - ни много ни мало $200 млн в год. Тем, кто сейчас покупает билет, от этого только лучше - они смогут воспользоваться небывалыми скидками.
Бедные пассажиры авиаальянса "Эйр-Юнион" снова застряли: вчера из московского аэропорта "Домодедово" опять не могли вылететь шесть его рейсов в Томск, Барнаул, Сочи и Самарканд. Похоже, что никакие распоряжения президента о выделении топлива из оборонного резерва и финансовая помощь "Ростехнологий" ситуацию уже не исправят. Единственная надежда - что поток пассажиров злополучного альянса иссякнет "естественным путем" - просто потому, что продавать билеты на рейсы с 28 октября Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) запретило еще две недели назад ("Известия" писали об этом 22 августа).
Теперь 3,6 млн пассажиров, которых "ЭйрЮнион" перевез в прошлом году, достанутся конкурентам. И все у них будет очень даже хорошо, уверены специалисты авиарынка. Крупнейшие авиакомпании уже уговаривают клиентов "Красэйра" воспользоваться их услугами. В ход пущен самый "убойный калибр" конкуренции - снижение тарифов в рамках спецпредложений.
- В любом случае пассажир должен лететь, а не в аэропорту сидеть. Все разборки внутри авиакомпаний его не касаются, - подводит итог сложившейся ситуации президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов. - Теперь он просто пойдет и купит билет другого перевозчика.
А те и рады стараться, ведь речь идет об очень большом куске российского рынка авиаперевозок.
- Занимаемые "ЭйрЮнион" 6% рынка - это колоссальный объем. Речь идет примерно о $200 млн в год, - восхищается открывшимися возможностями генеральный директор консалтинговой компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. - Даже половина этого очень неплохо. То, что в Европе происходило 20 лет назад, теперь началось и у нас. Да здравствует снижение цен в борьбе за новых пассажиров!
Главных претендентов на "свято место" видно уже невооруженным глазом, да они и не думают скрываться. Наоборот, вовсю кричат о себе в рекламе.
- Наибольшие дивиденды из провала "ЭйрЮнион" извлекут "Сибирь" (летает под маркой S7), "Трансаэро" и "Аэрофлот", - предрекает Агван Микаелян. - Они умело пользуются большим информационным шумом вокруг ситуации. Даже если "ЭйрЮнион" получит колоссальную господдержку и полностью расплатится с долгами, его репутация испорчена окончательно, и ему останется подбирать крошки.
Набор методов передела рынка стар как мир, но при этом эффективен как кувалда. Речь идет о снижении цен.
- Авиационный рынок сейчас находится на грани эластичности спроса, и малейшее преимущество по цене привлекает много новых клиентов, - подметил Микаелян. Туристический сезон заканчивается, авиакомпании вовсю используют спад в авиаперевозках и ставят свои полупустые самолеты на новые маршруты, говорит Олег Смирнов.
Эксперты прогнозируют очень короткий, прямо "молниеносный", передел рынка - к Новому году все будет кончено. В итоге "Трансаэро" может оказаться в наибольшем выигрыше, "забрав" у "ЭйрЮнион" 40% объема перевозок. На втором месте окажется "Сибирь" с 20-30%, на третьем - "Аэрофлот" с 10%. Другие средние и мелкие претенденты поделят 10%. Ну и прогоревшему авиаальянсу останется 10% самых нерентабельных маршрутов.
"Известия" взяли на себя труд и подсчитали новые "скидочные" цены трех основных претендентов на рыночную долю "ЭйрЮнион" (смотри таблицу). Один вывод напрашивается сам собой: цены на авиабилеты стали вполне конкурентоспособными по сравнению с железнодорожными.
Руководитель "ФинЭкспертизы" вообще уверен, что как раз сейчас быстрый рост благосостояния россиян заставит их пересесть "с колес на крылья"."