Окончательно не определив между собой, кто главный, Путин и Медведев уже отдаляются друг от друга. Избранные «противоречия» из выступлений национальных лидеров
"Кафе типа трактира «88» на окраине города Гагарин Смоленской области в России тысячи: снаружи фанера, внутри линолеум. На столе разложили пирожки, варенье в вазочках и клубничный пирог. Чай успел остыть, и Медведеву принесли новый с кухни. «А, так мы еще чай пьем, - как положено начальнику, Медведев первой фразой разрядил обстановку, - итак, у меня очень простой вопрос: кто вам больше всех кровь пьет?» - «“Роспотребнадзор”, - буркнул совладелец трактира Владимир Гайдук. - Денег не требуют, показывают нам место в строю - мол, куда вы с нашей подлодки денетесь». Президент кивнул: «Между сигналом сверху и действиями у нас иногда проходят годы. Чтобы сигнал не утонул - это самое сложное. Это наша задача».
Та же сцена повторилась через час уже без чая на совещании, где Медведев свел тех же мелких предпринимателей - кафе, автосервис и пошив детской одежды - с министрами и силовиками. «“Роспотребнадзор”, - гнул свою линию гагаринский ресторатор Гайдук, - сказал: вот уедет комиссия, мы вам такой штраф влепим…» «Каратист уедет, вся деревня получит», - поддержал его анекдотом непохожий на каратиста Медведев. И уже со строгим лицом перешел к тому, ради чего приехал: «Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес. У нас важную роль играют сигналы. Считайте, что сигнал дан». К тому моменту - до старта военных действий в Грузии - Медведев еще не выступал так жестко.
Потом началась война в Грузии. Медведев впервые на глазах у всех работал Верховным главнокомандующим. Это он собрал Совет безопасности в Кремле, отчитывал военных за неготовность к войне, направлял генералов в зону боевых действий и делал жесткие заявления. Но еще до этого за 100 дней, прошедших с майской инаугурации - ритуальная точка подведения первых итогов, - политологи и чиновники разделились примерно пополам: одни считают, что президент на глазах превращается в декоративную фигуру; другие - что Медведев сознательно осторожничает, стараясь не задеть интересы своего мощного соправителя. Так что тут нет согласия. Но те же первые 100 дней президента Медведева подтверждают: двоевластия в России не будет, и либо он возьмет-таки власть в руки, либо навсегда уйдет в тень Владимира Путина.
БЕДНЫЙ «МЕЧЕЛ» Медведев, конечно, не случайно вдруг призвал не кошмарить бизнес. Еще до этого и он сам, и его помощники всячески отстранялись от погрома, который Путин устроил неделей раньше металлургам из «Мечела». Хозяину холдинга Игорю Зюзину сильно влетело за уклонение от налогов с помощью так называемых трансфертных цен, и стоимость акций компании упала на треть. Через три дня, в понедельник, Путин на президиуме правительства вернулся к «Мечелу»: в целых четыре раза ниже цен внутреннего рынка тот продавал уголь за границу «своим оффшорным компаниям». «Ну, куда это годится?! Это что такое?!» - снова негодовал Путин. Фондовые индексы рухнули, достигнув самого низкого уровня с мая 2007 г., акции «Мечела» подешевели уже почти вдвое и пошли вверх только через две недели, когда пошли слухи, что Зюзин вступил в переговоры с вице-премьером Игорем Сечиным.
Путин давно так сильно не сердился на конкретную компанию, и эксперты даже заговорили о новом ЮКОСе. На следующий день первый вице-премьер Игорь Шувалов даже вынужден был опровергнуть: нет, это не ЮКОС. ЮКОС или не ЮКОС, но атакой на «Мечел» Путин продемонстрировал, что рычаги власти, как и прежде, в его руках. «Он ясно дал понять, кто в России управляет капитализацией», - объясняет источник в правительстве. «Одним патроном по двум зайцам, - соглашается кремлевский сотрудник. - Выразил и интерес к компании, и что он единственный народный защитник». В общем, так вышло, что история с «Мечелом» сама собой обернулась первым публичным конфликтом между Путиным и Медведевым.
Вероятно, события развивались так. Якобы еще в июне, со слов кремлевского источника, Путин решил, что пора кого-нибудь наказать публично. Как раз тогда, 18 июня на совещании по электроэнергетике, Путин жестко напутствовал игроков энергетического рынка: «Что касается безответственного поведения бизнеса, то я вам скажу прямо и, может быть, грубовато - из желудка все достану и раздам бедным». Какого-то агрессивного заявления в Кремле и правительстве ожидали 11 июля, когда Путин проводил в Архангельске совещание по нефтянке. И с подачи Сечина - лидера, как принято считать, силового крыла в окружении Путина - жертвой стал «Мечел».
Путин не рассчитывал своим первым заявлением по «Мечелу» уронить его капитализацию на $6 млрд, утверждает близкий к Кремлю источник. Он хотел просто показать силу. Видимо, на выходных у них был разговор с Медведевым, хотя обсуждать эту ситуацию Медведеву с ним непросто, подчеркивает собеседник Newsweek. Так или иначе, Путин не смягчился и, атаковав «Мечел» снова, показал всем, что давить на него нельзя. И Кремль принялся действовать. «[В ответ на “Мечел”] нужен был сильный публичный ход», - объясняет источник в администрации президента. Медведев не только резко высказался в Гагарине - желающие даже могли подумать, что это отповедь Путину, - но и объявил, что подписал План по борьбе с коррупцией. План планировали подписать позже - по некоторым данным, в конце августа.
МЕДВЕДЕВ
Если Медведев хотел чем-то ответить Путину, то кроме этого Плана у него и вправду не было большого выбора - к концу лета борьба с коррупцией остается его единственной громкой политической инициативой. Пока это скорее декларация о намерениях - законы Дума будет принимать осенью. Сделать же Медведеву удалось не так много: наблюдатели почти единодушно открывают и закрывают этот список заменой чиновников на независимых директоров в госкомпаниях. Причем одни говорят, что эта мера даст эффект и госкомпании станут работать лучше, а другие возражают: по-настоящему независимых директоров и не будет, кураторы из правительства спокойно рассадят в советах директоров госкомпаний своих людей.
«Ищи себя», - примерно так Путин благословлял Медведева на президентство, уверен высокопоставленный источник в правительстве. И сам поясняет мысль нынешнего премьера: Медведеву следует идти дорогой своего предшественника, но не вторгаться в сферы, которые Путин считает своими, а открывать что-то новое. А это не так просто. В Кремле уже вовсю думают, о чем Медведев будет говорить в своем первом послании к Федеральному собранию, и интересных идей пока нет, признает близкий к Кремлю источник. Источники пока берутся лишь утверждать, что часть послания наверняка будет посвящена борьбе с коррупцией в судах - это у Медведева одна из любимых тем. Медведев действительно не хочет повторять Путина.
Во внешней политике он в целом демонстрирует другой, более миролюбивый стиль. Он уже пытался, утверждают посвященные в эту тему источники, добиться компромисса с Западом по самым острым вопросам, таким как ПРО и членство Грузии и Украины в НАТО. А источник в правительстве утверждает, что Медведев наложил мораторий на экономические инструменты давления во внешней политике - вроде запрета на ввоз польского мяса.
Кремль теперь вообще работает по-другому. Медведев не проводит еженедельных совещаний с министрами - их по-прежнему проводит Путин - и отказался от практики прямых поручений министрам. Президент Путин такие поручения через голову премьера давал ежедневно. «В Белом доме двоевластие ощущают три человека, - говорит источник в правительстве, - те, кто ходит на совещания в Кремль. А остальные - по Конституции». Сотрудник Кремля рассказывает, что Медведев не стремится сам и запретил своим сотрудникам давить на силовиков: «Путин-то не слезал с трубки с Патрушевым», - объясняет он. Другой собеседник Newsweek рассказывает, что когда недавно глава ФСБ Бортников уточнял у Медведева, чьим указаниям ему следовать, Медведев ему сказал - только его и Путина.
Но сам Медведев встречается если не с Путиным (по некоторым данным, они не виделись больше двух недель), то и с бизнесменами, и с силовиками, и с фигурами из путинского окружения. 18 июля встреча с Сечиным, говорит осведомленный источник, длилась более двух часов. Для чиновников это долго. Была встреча - уже без официальной части - и с близким к Путину главой «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым. Потому Путин и напал на «Мечел», полагает один высокопоставленный чиновник: приревновал своих соратников. Медведев сохраняет интригу относительно своих намерений, но не мешает себя поддерживать, и в этом смысле время работает на него, говорит гендиректор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов.
ПУТИН И СЕЧИН
Медведеву и Путину пока обоим не очень комфортно. Медведев еще явно не обвыкся в Кремле и предпочитает работать в своей резиденции в Горках. Путин тоже не любит бывать в Белом доме: все ездят к нему на дачу. Министры жалуются, пересказывает источник в правительстве, что из-за постоянных совещаний у Путина и семи его замов не остается времени на работу. А совещание у Путина может длиться семь часов - такого раньше не было никогда. «Решаемость вопросов возросла многократно, - говорит другой сотрудник правительства, - все доводится до конца». Конечно, кивают близкие к Кремлю наблюдатели: Путин с Сечиным не могут допустить, чтобы с их появлением в Белом доме темпы роста экономики упали с 7%, например, до 3%.
Про промышленного вице-премьера Сечина все уверенно говорят: он как раз отлично освоился в Белом доме и не стесняется новой публичной должности. «Очень эффективный», - подтверждает высокопоставленный чиновник правительства. Путинские совещания, кроме дежурных президиумов, - все по ведомству Сечина, указывает чиновник: это ли не показатель влияния? «Я теперь [у бизнеса] главный Соломон», - цитирует Сечина один из собеседников Newsweek. В июле в связи с конфликтом акционеров - Владимира Потанина и Олега Дерипаски - встал вопрос о новом гендиректоре «Норникеля». По данным Newsweek, обоих вызвал к себе Игорь Сечин и предложил им в гендиректоры главу Ростуризма и бывшего совладельца питерской турфирмы «Нева» Владимира Стржалковского. Примерно так же и Путин рассердился на бизнесмена Зюзина, когда тот, сказавшись больным, не явился на совещание.
Путин не выпускает рычаги из рук. По его указанию, говорит правительственный чиновник, во всех регионах сформированы силовые спецбригады (там представители ФСБ, прокуратуры, следственного комитета) по борьбе с ростом цен. «200 человек по всей стране, кто цены снизит, тому дадут орден Мужества как за боевую операцию», - иронизирует сотрудник одной из этих спецслужб. Про экс-посла в Америке Юрия Ушакова, которого перевели из Вашингтона в замглавы аппарата правительства, теперь говорят, что он уже активно включился в работу и инструктирует министров перед зарубежными поездками. А когда директор одного из департаментов МИДа в анонимном порядке рассказал журналистам, что Путин более причастен к внешней политике, чем президент, Кремль ограничился устным внушением мидовцам, и чиновника не сняли с работы.
ТАК КТО ЖЕ ГЛАВНЫЙ?
Сложно не только Медведеву с Путиным. Многие чиновники тоже не понимают, к кому из них идти и с каким вопросом. «Звонит мне губернатор, мол, зайди, - рассказывает вице-губернатор одного из регионов, - говорит, по программе развития региона кому писать, раньше-то писали Путину. Я ему: не знаю. Он говорит: тащи Конституцию. Полчаса читали, потом он ее зашвырнул, хватит, говорит, пишем Путину». Четкого сигнала, кто главный, не было, а Путину с Медведевым пока не до губернаторов, объясняет эксперт Виноградов.
Медведев даже попросил довести до губернаторов, чтобы те не обсуждали с ним свою судьбу, говорит источник в Кремле: не хочет связывать себе руки. Губернаторам все это выгодно, они осмелели: к примеру, недавно в Башкирии стали преследовать одного из бывших местных чиновников, когда тот уже перешел на работу в Кремль - исключили из партии и возбудили уголовное дело. Раньше так не было, говорит Виноградов. Один и тот же губернатор на неделе часто попадает сначала к Путину, а потом к Медведеву: для Медведева это проблема, полагает близкий к Кремлю источник, о чем ему вторым в очереди говорить с этим губернатором?
Путин вообще внимательно следит за тем, чтобы ни в чем не уступить Медведеву, и предупреждает или повторяет его ходы. Едва успел Медведев подписать антикоррупционный план, как Путин тут же предложил выделить крупную сумму на программу «Антитеррор». Это не просто так, это симметричный ответ, уверяет кремлевский чиновник. 12 июля Медведев порыбачил с лидерами партий. Не прошло и недели, как двух из них принял Путин.
Путин как прежде тщательно заботится о своем имидже. Можно смело утверждать: он заранее просчитывает, когда и кого он публично накажет или уволит, а жертв либо предупреждает заранее, либо успокаивает постфактум - ему тут важен именно публичный эффект. И он не обсуждает все это с Медведевым.
И все же Путину неспокойно и некомфортно на новом месте, отмечают собеседники Newsweek, иначе бы он не просил Владислава Суркова оживить движения в его поддержку «Наши» и «За Путина». Между ним и Медведевым есть проблемы. Все больше зон умолчания, говорит кремлевский чиновник, и они не формируют некую общую политику: каждый себе сам строит повестку дня. Уже практически нет возможности встретить их вместе на людях. И каждый из них связан своей непростой дилеммой, говорит близкий к Кремлю источник. Медведев, обязанный Путину всей своей карьерой, хочет плавно войти в новую роль, не за счет Путина. А Путин вроде стремится поддержать Медведева - все-таки это его проект, - но и сам желает быть как прежде сильным.
Рычаги пока остались у Путина - так говорят эксперты, с этим согласны чиновники, такую картину фиксируют соцопросы. Но не прошло и ста дней, а выстроенное им таким образом двоевластие уже потрескивает там, где пересекаются его с Медведевым политические интересы. Окончательно не определив между собой, кто главный, Путин и Медведев уже отдаляются друг от друга.
ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ
О бизнесе Путин Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы. (На совещании с металлургами, 24 июля 2008 г.)
Медведев Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес. (На совещании с малым бизнесом 31 июля 2008 г.)
О государстве Путин Каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой государства. И каждый должен иметь шанс законным образом улучшить свою собственную жизнь, приумножить трудом богатство своей Родины. (Из послания Федеральному собранию 26 апреля 2007 г.)
Медведев В основе нашей политики должен лежать принцип, который считаю (несмотря на всю его очевидность) важнейшим в деятельности любого современного государства… Это принцип «свобода лучше, чем несвобода»… Речь идет о свободе во всех ее проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец о свободе самовыражения. (Из выступления на форуме в Красноярске 15 февраля 2008 г.)
Об СССР Путин Прежде всего, следует отметить, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. (Из послания Федеральному собранию 25 апреля 2005 г.) Медведев
Во втором десятилетии ХХ века наше государство превратилось в пыль, и на его основе, по сути, возник диктаторский режим. (В интервью журналистам стран G8 3 июля 2008 г.)
О кадрах Путин …У нас в Администрации Президента есть подразделение, которое занимается кадровой работой… У нас большой дефицит квалифицированных кадров, мы это с вами хорошо знаем. Постепенно ситуация меняется, но достаточно медленно. Уверен, что темпы будут выше. (На пресс-конференции 1 февраля 2007 г.)
Медведев …Очень часто решения о назначении на ведущие должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности, к сожалению, бывает и такое, и – это наиболее отвратительная ситуация – просто за деньги, то есть должности продаются. И это современная черта, её раньше не было. (На совещании с полпредами 23 июля 2008 г.)
О СМИ Путин Свобода прессы находится под угрозой, если понимать под свободой прессы свободу отдельных так называемых олигархов покупать журналистов и диктовать им свою волю… (Из интервью немецким журналистам 7 апреля 2002 г.)
Медведев Свобода СМИ требует защиты… Несколько лет назад такая защита требовалась от прямого порабощения частными компаниями, сейчас – от административного аппарата на разных уровнях. (Из выступления в Берлине 5 июня 2008 г.)
О внешней политике Путин Что будет с Косово, с Сербией? Это могут знать только косовары и сербы. Не нужно корчить из себя Господа Бога и решать за все народы все их проблемы. (Из мюнхенской речи 10 февраля 2007 г.)
Медведев Нам, наверное, было бы проще сейчас отстраниться от этой проблемы и сказать, что для Евросоюза Косово – это почти что Ирак для США. И, наверное, наши партнеры руководствуются каким-то своим видением ответственности, какими-то своими планами стабилизации. (Из выступления перед послами 15 июля 2008 г.)"
14.08.2008
Михаил Фишман, Константин Гаазе, 11 - 24 августа 2008 № 33 (206) Русский ньюсвик