Президент утвердил национальный антикоррупционный план
"Национальный план по противодействию коррупции, который вчера утвердил президент Дмитрий Медведев, уместился на четырнадцати страницах. С точки зрения масштабов самого этого явления, пронизывающего сегодня государственную систему сверху донизу -- совсем немного. Но в Кремле наверняка отдают себе отчет в том, сколь высоки ожидания общества -- не то чтобы конкретно от новой власти или конкретно от подготовленного документа, а вообще ожидания хоть какого-то изменения ситуации к лучшему. Этот запрос существует несмотря на то, что «у нас и традиции не очень хорошие в этом смысле», и «правовой нигилизм очень крепко впитался в национальное сознание» -- так определял особенности национальной коррупции Дмитрий Медведев месяц назад в интервью агентству Reuters. Тогда же он признал, что план «не будет идеальным» (и, скорее всего, получившийся документ будет иметь единодушную и безоговорочную поддержку разве что у "Единой России"), но «системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ».
То, что авторы плана стремились подойти к проблеме именно системно, очевидно. В их поле зрения попали и правила подотчетности госслужащих, и совершенствование процедур в сфере госзакупок, и вопросы регулирования лоббистской деятельности, и улучшение качества юридического образования, и меры по повышению независимости СМИ, и многое другое. При этом, судя по всему, по большому количеству деталей и у самих авторов плана пока нет четких решений.
Сам план вчера представили журналистам глава администрации президента Сергей Нарышкин и руководитель государственно-правового управления президента и помощник главы государства Лариса Брычева.
Первая и самая существенная часть плана -- законодательная. Предусматривается принятие собственно закона «О противодействии коррупции» (в нем будет дана и правовая трактовка этого понятия, которая в российском законодательстве отсутствует) и ряд законопроектов, вносящих изменения в уже действующие законы. Эти акты в сентябре будут внесены в Думу президентом. Причем впоследствии процесс антикоррупционного законотворчества будет продолжен -- в Кремле предвидят, что на следующих этапах придется править и бюджетное законодательство, и законодательство о госзакупках.
Одна из ключевых системных мер, которая содержится в плане -- распространение практики подачи ежегодных деклараций об имуществе на судей, военных, таможенников и милиционеров. Лариса Брычева пояснила, что сейчас «целому ряду чиновников из различных ведомств декларацию подавать не надо, в том числе военнослужащим, включая центральный аппарат, сотрудникам таможенных органов, милиционерам». Теперь они, а также судьи и кандидаты на должность судей будут подлежать имущественному контролю: «Они должны будут подавать декларации и отчитываться о своем имущественном положении». При этом, по словам г-жи Брычевой, предусматривается и введение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению незадекларированного такого имущества.
Выявлению имущества и вообще фактов коррупции будет способствовать и усовершенствование внутреннего контроля в госорганах. В частности, по словам г-на Нарышкина, планом предусматривается создание в кадровых службах государственных органов специальных подразделений, ответственных за противодействие коррупции. Фактически речь идет системном подходе к собственной безопасности -- такие службы функционируют в силовых органах, а вот в гражданских их как раз нет. Источник «Времени новостей», участвовавший в подготовке плана, поясняет, что компетенция и принципы работы этих «особых отделов» будут обязательно детализированы и утверждены отдельно. Что же касается принципов их комплектации, то, полагает собеседник газеты, они будут составлены и из собственных кадров конкретных ведомств, и из «прикомандированных». А источник агентства РИА Новости говорит, что в законопроекте по борьбе с коррупцией предполагается «возложить на госслужащих обязанность сообщать руководителям обо всех подозрительных поступках других госслужащих, а также о всяких обращениях, склоняющих госслужащих к коррупции».
Источник РИА описывает и один из нерешенных вопросов, касающихся декларирования имущества. Предполагается, что декларации должны подавать и члены семей госслужащих, говорит он, но пока не определен их круг: «Понятно, что это супруг-супруга. Вопрос с детьми и родителями».
Присоединение к международной антикоррупционной конвенции поставило Россию перед необходимостью определить меру ответственности юридических лиц, в пользу которых совершено коррупционное действие. Эта сфера абсолютно новая для действующего российского права. План предусматривает введение административной ответственности для юрлиц в виде штрафа. Однако выявление таких преступлений и правоприменение пока выглядят экзотично и, что важно, неподъемно для следствия и судебной системы (например, физлицо, которое совершает коррупционное действие в пользу юрлица, и само это юрлицо могут быть не связаны никакими формальными обязательствами), а потому, говорят в Кремле, тут придется опираться прежде всего на международный опыт.
В антикоррупционном плане бросается в глаза отстутствие пристального взгляда на судебную систему, но, скорее всего, лишь потому, что в этой сфере у Дмитрия Медведева отдельные и подробные планы. Утверженный же им вчера документ, очевидно, будет опубликован и, таким образом, станет доступен для общественного обсуждения.