Осужденный олигарх своей вины не признает, но рвется на свободу. Бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов признал ходатайство об УДО адвокатской авантюрой: «Кончится она ничем»
"Ходорковский не оставляет спекуляций
Еще с конца 80-х привыкший заниматься спекуляциями Михаил Ходорковский даже в тюрьме не оставляет старой привычки. Но если из-за одних (финансовых) спекуляций он загремел на нары, то с помощью других (юридических и политических) пытается теперь освободиться.
Еще месяц назад вся оппозиционная общественность муссировала возможность помилования Ходорковского без прошения о помиловании самого Ходорковского. То есть возможность простить того, кто не только просить прощения не собирается, но и вины своей не признает. Позиция, кстати, типичная для «воров в законе». Такой же «понятийной» линии придерживается и осужденный олигарх.
При этом, понятно нежелание матери Ходорковского, разбираться в юридических реалиях, поэтому она публично попросила президента отпустить ее сына на волю: «Осенью у нас с мужем - золотая свадьба. Я Вас очень прошу: сделайте нам такой подарок, ну, сами знаете какой - чтоб сын наш в этот день сидел с нами дома за одним столом». Но такую же «материнскую» позицию заняли и многочисленные высокооплачиваемые защитники Ходорковского.
Любому юристу известно, что помилование – это акт прощения государством раскаявшегося преступника. Именно раскаявшегося, что подразумевают пункты 5-з и 12-з Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании. В том же Положении, например, прямо сказано: «Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме». Именно осужденный, а не его мать. Немудрено, что номер с помилованием не прошел.
Сам же Ходорковский каяться ни в чем не намерен. Видимо, и наворованные миллиарды, и кровавый след, тянущийся за ЮКОСом являются для него нормальным атрибутом портфолио российского олигарха Более того, набравшись в колонии блатных привычек, заключенный в последнее время своим поведением все больше напоминает закоренелого «вора в законе». Есть у данной категории такая привычка – ничего не выполнять, ни в чем не каяться, только требовать.
Вот и защита Ходорковского на днях подала в Ингодинский суд ходатайство об условно-досрочном освобождении своего клиента. «Это не обращение о помиловании. Это обычная процедура», - пояснил скандально известный адвокат Юрий Шмидт.
И действительно, с просьбой об УДО обращается львиная доля зеков, оттрубивших больше половины срока. Вот только перед тем, чтоб получить его, надо сначала получить хорошую характеристику от руководства колонии, что для неоднократно нарушавшего лагерный режим и ставшего чуть ли не завсегдатаем краснокаменского карцера Ходорковского будет не легче, чем отмыться от более темного прошлого.
«Для УДО необходимо не допускать в течение определенного периода нарушений режима, — подтверждает представитель Федеральной службы исполнения наказаний Александр Сидоров. Раз этого условия нет, то и соответствующего решения суда нет.
К тому же на бывшем миллиардере висит еще и новое уголовное дело.
«Следствием вменяется Ходорковскому и Лебедеву хищение почти 350 миллионов тонн нефти, а также отмывание 487 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов», - пояснил официальный представитель СКП Владимир Маркин. Тем самым, вменяемая Ходорковскому и его подельнику Лебедеву сумма легализованных средств увеличилась на 37 миллиардов рублей. С таким счастьем и на свободе суд Ходорковского вряд ли захочет увидеть. Недаром даже бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов признал ходатайство об УДО адвокатской авантюрой: «Кончится она ничем».
Тем не менее, в оппозиционной среде поползли слухи, что если уж не помилование, то УДО Ходорковскому точно обеспечено. Известный аналитик Александр Проханов в интервью радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что бывший руководитель компании ЮКОС может выйти на свободу уже в октябре. Выступая в прямом эфире, Проханов при этом сослался на данные из «информированных источников». Впрочем, скорее всего в данном случае певец «Пятой империи» выдает желаемое за действительное. А то, что освобождение бывшего олигарха может быть крайне желанно главному редактору стремительно хиреющей газеты – это факт. Воспевал же года два подряд почвенник и патриот Проханов заслуги Чубайса на ниве РАО ЕЭС. Теперь вот, наверное, надеется, что как-нибудь окупятся и его сказки об «освобожденном Ходорковском».
В итоге УДО Ходорковского, вслед за помилованием, стало очередной спекуляцией его окружения на политико-юридические темы. «Мы возлагаем большие надежды на высказывания Медведева о независимости судебной системы», – говорит Юрий Шмидт, как будто судебная система может быть независимой от закона. Ведь именно по закону, а не по чьей-то злой воле, Ходорковский находится там, где сейчас. Однако «Форбс» называет дело Ходорковского «важным экзаменом для Медведева», а либеральный политолог Борис Вишневский – не иначе, как «тестом»: «Надо поставить президента Медведева перед необходимостью прохождения «теста», перед четким и ясным выбором, не допускающим уклонения от принятия решения. Если Ходорковский не будет освобожден – можно больше не обсуждать вопрос об «оттепели».
Президенту ставится ультиматум: или он закрывает глаза на Конституцию и нормативные акты и выпускает уголовника на волю, или записные либералы откажут Медведеву в праве зваться либералом. Как будто либерализм – это синоним беззакония. К счастью, президент страны – квалифицированный юрист, и вряд ли он решит оказать кому-нибудь преференции перед Фемидой лишь на том основании, что этот кто-то в свое время наворовал больше, чем другие проходимцы. Юкосовский подход избирательного отношения к закону себя уже изжил, а та шумиха, которая поднялась вокруг помилования, а теперь и УДО Ходорковского, ни к праву, ни к реальной политике никакого отношения не имеет."