Новое обвинение предъявлено вчера Михаилу Ходорковскому. И защита, и обвинение считают, что оно мало отличается от предыдущего
"Ознакомление обвиняемого и его защиты с материалами уголовного дела прекращается, потому что будет предъявлено новое обвинение, — такое уведомление получил на прошлой неделе Ходорковский, сообщил его адвокат Юрий Шмидт.
День за полтора Депутат Павел Крашенинников внес поправку в Уголовный кодекс: приговоренным к лишению свободы в колонии общего режима засчитывать один день пребывания в сизо за полтора. Если ее примут, срок наказания Ходорковского (он провел в сизо более 3,5 года) истечет уже в будущем году.
Это обычная практика, объясняет он: если нужно дополнить обвинение, то предъявляют новое, туда и вносят дополнения. Но «три человека в Чите внимательно изучали документ и не смогли найти существенных отличий», подчеркивает адвокат: «Текст постановления от 3 февраля 2007 г. (его предъявили обвиняемым 5 февраля) подвергся небольшой переработке, но новых эпизодов нет, ничего не изменилось по суммам и в квалификации действий обвиняемого».
Новое обвинение предъявлено также Платону Лебедеву, знает Шмидт.
Официальные комментарии в Следственном комитете при Генпрокуратуре получить не удалось. Источник в Генпрокуратуре подтверждает: новых обвинений Ходорковскому не предъявлено, изменены некоторые аспекты и формулировки ранее предъявленных обвинений, с которыми он знакомился.
Генпрокуратура предъявила Ходорковскому и Лебедеву обвинения по ч. 3 и ч. 4 ст. 160 (присвоение имущества организованной группой в особо крупном размере), а также ч. 4 ст. 174-1 (легализация средств, приобретенных другими лицами преступным путем организованной группой в крупном размере) — в совокупности до 25 лет лишения свободы, если не принимать в расчет судебную практику сложения сроков. Следствие считает, что обвиняемые похищали нефть добывающих «дочек» ЮКОСа, выдавая ее за скважинную жидкость, и легализовывали доходы. Ущерб государству оценен в 850 млрд руб.
Защита Ходорковского объясняет предъявление нового обвинения тем, что следствие хочет потянуть время в расчете на получение новых указаний и поддержки сверху.
Представитель Следственного комитета оставил это мнение без комментариев.
Предъявление нового обвинения подтверждает, что первоначальная формула имела недочеты, уверяет бывший зампред правления ЮКОСа Александр Темерко и также высказывает мнение, что следователи тянут время.
Процессуальное законодательство жестко лимитирует сроки содержания подозреваемого под стражей, объясняет адвокат Владимир Жеребенков, но у следственной бригады, которая ведет дело Ходорковского, таких ограничений нет — он в любом случае находится в заключении: закон не видит разницы, где именно, в сизо или колонии. Предъявление нового обвинения способно значительно затянуть процесс передачи дела в суд, продолжает адвокат, а пока сохраняется перспектива нового судебного разбирательства, условно-досрочное освобождение Ходорковского практически исключено.
Бывший заместитель прокурора Москвы Юрий Синельщиков говорит, что обвинения часто перепредъявляют заново, если нужно исправить какой-то брак в работе следствия: «Либо сами поняли, что напортачили, либо услышали, о чем обвиняемый с адвокатами говорит»."