168 ВИП-пассажиров получили привилегию летать бесплатно. Лица высокого полета.
"Путеводитель по подлинному списку элиты
«Список из 168 фамилий читается на одном дыхании, но систематизировать его довольно сложно. В оригинале он существует в порядке, близком к алфавитному (есть ряд вставок новых фамилий). Мы попытались сортировать ВИП-пассажиров по роду деятельности и по тому, какой класс билетов предполагает их карточка.
Всего разрешения на получение карты Aeroflot Business Pass в 2006 году удостоились: 8 министров, 42 правительственных чиновника рангом пониже, 16 силовиков (в том числе руководители ФСБ и ГРУ), 14 деятелей культуры, 12 бизнесменов, 10 руководителей авиационной отрасли, 10 губернаторов, 7 жен (Геннадия Хазанова, Ильи Клебанова и др.), 5 российских послов, 4 ректора, 4 спортивных деятеля, 2 представителя СМИ, 2 религиозных деятеля, 1 ученый (замдиректора РАН Сергей Караганов) и 1 (один) принц. Кентский.
Все ВИП-пассажиры состоятельны достаточно, чтобы легко позволить себе покупать билеты «Аэрофлота» самостоятельно. Иные летают служебными самолетами или даже личными и не будут пользоваться подарком. Таким образом, Business Pass — это своего рода отличительный знак, орден, который вручается своим. А список пассажиров — едва ли не единственный, где рядом оказываются Рамзан Кадыров, музыкант Спиваков и Владимир Стрельченко, глава Химкинского района Московской области (на территории которого находится база «Аэрофлота» Шереметьево).
Если список Aeroflot Business Pass — это срез элиты, тогда главными певцами страны оказываются Лев Лещенко и Александр Розенбаум, а важнейшим из литературных жанров — сатира. ВИП-карточка была выписана Геннадию Хазанову, Михаилу Жванецкому и Михаилу Задорнову.
Широко представлен в списке и бизнес. В первую очередь — персонами из компаний, часть акций которых принадлежит государству: Business Pass имели теперь уже бывший первый зампред Внешэкономбанка Юрий Заостровцев (до того замдиректора ФСБ, причастный к делу «Трех китов»), тогдашний председатель Сбербанка, а теперь глава ФГУП «Почта России» Андрей Казьмин, член совета директоров ЕЭС от государства Илья Южанов. Из независимых коммерческих организаций — двое директоров NCH Advisors, Inc. — американской инвестиционной компании, занимающейся размещением средств в экономику стран Восточной Европы, включая Россию.
Также в списке: президент американо-российского делового совета, президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, замдиректора «Русала» Александр Лифшиц и член исполнительного комитета авиакомпании «Люфтганза» Карл Людвиг Клей. Есть еще трое банкиров из числа акционеров «Аэрофлота». Выдача им карточек (как и Казьмину, чей Сбербанк кредитовал «Аэрофлот») отчасти объяснима. Пользуются ли бизнесмены своей привилегией, «Новая» выяснит. Но, как уже заявил полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, сам он своей картой не пользуется принципиально.
Ценность каждого из пассажиров для «Аэрофлота» и Родины вполне сопоставим с тем, какого класса билеты они могут получить по своей карточке. Вот, например, бывший начальник управления делами МВД Андрей Новиков, видимо, ценен достаточно, чтобы включить его в ВИП-пассажиры, но не настолько, чтобы разрешить летать в первом или бизнес-классе: ему предоставили эконом. То же самое и с Юрием Васильевым, гендиректором аэропорта Архангельска — единственным, обладающим статусом SA (билеты только на свободные места).
Из людей, по долгу службы надзирающих за авиабизнесом, интереснее всего участие в списке Александра Нерадько, главы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, и Татьяны Анодиной, возглавляющей Межгосударственный авиационный комитет (МАК) — независимую организацию, расследующую авиационные происшествия. Если что-то случается с самолетами любых авиакомпаний, расследовать приходится именно им. Можно предположить, что к «домашней» авиакомпании они будут снисходительнее.
Конечно, иногда выдача ВИП-билета кажется правильной, в случае, например, актрисы Марины Нееловой или ректора МГУ. Кстати, единственный действующий спортсмен в списке — не футболист, не теннисист и даже не дзюдоист, а борец сумо Высшей лиги Сослан Бораздов (147 кг). Сослан по роду своих занятий живет между Россией и Японией, и предоставить ему право бесплатного пролета, особенно учитывая размер кресел эконом-класса самолетов госкомпании, — вполне разумно. Но никакой рациональный анализ не позволяет понять, почему пассажиры первого класса «Аэрофлота» должны получать в нагрузку художника Никаса Сафронова. А Шилова и Церетели — что, не должны?» P.S. Еще в 2006 году мы отправили в «Аэрофлот» вопрос, спрашивая, существует ли подобный список. Нам пришел ответ, что такой практики у авиакомпании нет. Теперь мы направляем новый запрос и надеемся опубликовать уже список пассажиров-2007.
Неслучайный звонок
«С просьбой оформить карточку Aeroflot Business Pass корреспондент «Новой» обратилась к сотруднице «горячей линии» «Аэрофлота». Та удивилась: «К нам звонят, только чтобы заказать билет по этой программе, а не чтобы к ней подключиться». Как нам объяснили, карта не оформляется за деньги: это «ВИП-программа для частных лиц», поэтому получить Business Pass можно только бесплатно, за «особые заслуги перед авиакомпанией», а за оформлением нужно обращаться «в личном порядке» к главе «Аэрофлота» Валерию Окулову. Насколько «особыми» должны быть заслуги, нам не пояснили.
Анонс
Мог ли летать бесплатно глава Росфинмониторинга? Почему мы не послали этот список для проверки Сергею Степашину? Отделен ли «Аэрофлот» от церкви, в частности, от митрополита Кирилла Гундяева? Почему в списке значатся два прокурора и губернатор Архангельской области? (Может быть, это икра?) А еще - почему в Европе бесплатный билет для чиновника считается взяткой. Все это и продолжение списка - в следующем номере «Новой» Елена Рачева
Министры. Чекисты. Политики. Жены. И сатирики. Кому позволено летать бесплатно первым классом
«Карточка на право бесплатных полетов самолетами «Аэрофлота», выданная директору ФСБ Николаю Патрушеву или ставшему теперь премьером Виктору Зубкову, — это что? Важная услуга? Едва ли: таким людям не нужны специальные карточки — достаточно удостоверения. Взятка? Вовсе нет. Персоны подобного масштаба мелкие вопросы решают бесплатно, а вмешательство в серьезные проблемы может стоить дороже, чем самолет. Так что это не услуга и не взятка, а земной поклон. Или неземной — учитывая специфику отрасли.
VIP-карточка, выданная деятелю средней руки, — это уже знак внимания. Расписка в том, что выдавший знает твой реальный вес и уважает тебя. Надеясь на взаимность.
Включение в список избранных людей малозначительных — это уже благодеяние. Тут важна не прагматика, а подчеркивание собственного статуса как лица, способного давать другим льготы и преференции.
Список владельцев карточек Aeroflot Business Pass — не строго иерархичная табель о рангах. Это срез современной элиты со всей ее сложной и запутанной системой сдержек, противовесов и взаимных обязательств. Бывшие здесь перемежаются с будущими, вассалы — с сюзеренами, а шуты — с серыми кардиналами. Словом, все — включены.
Итак, в распоряжении «Новой» есть список людей, которым в 2006 году было разрешено получить карточки Aeroflot Business Pass, то есть была дана возможность бесплатно летать рейсами «Аэрофлота». Это важнее, чем перечень членов кабинета министров-2008, куда интереснее партийных троек и уж точно занятнее, чем состав Общественной палаты. Список, конечно, не исчерпывающий. В него не вошли те, кто передвигается на собственных самолетах или летает на положенных по статусу бортах ГТК «Россия». Но эти граждане и так известны поименно. В отличие от членов закрытого для стороннего взгляда клуба «Аэрофлота».
Секретность — важнейшая примета времени. Она пришла на смену лобовым понтам девяностых вместе с президентом-разведчиком, но не только благодаря ему. Просто возник спрос на атрибуты, которые может оценить не чернь, а только узкий круг посвященных. Отсюда вторая примета — корпоративность. Будь лоялен к корпорации, и она будет лояльна к тебе вне зависимости от того, чем ты конкретно занимаешься. Вот она третья — и главная — примета. Лояльность.
Это, между прочим, экономическая категория, которая описывает взаимоотношения как внутри компании, так и между компанией и клиентом. А заодно — категория политическая и, если хотите, экзистенциальная. Лояльный член корпорации может быть недоволен какими-то нюансами и даже способен при случае сцепиться с другим ее членом, но никогда не посягнет на общие интересы и на основы установленного порядка. Ценится схожесть — до смешения — взглядов и готовность противостоять взглядам альтернативным.
Это — ключ, который позволяет понять принцип отбора участников программы Aeroflot Business Pass. Вот, к примеру, бывший (член совета директоров компании, министр, чемпион мира). Да, на время он выпал из обоймы, но ничем и никогда не показал своей нелояльности. Так почему бы не выдать ему клубную карту? И отчего не обеспечить такой же нынешнего фаворита? Да, не нуждается, но свой же ведь человек!
В теории все смотрится гармонично и даже мило, если не задать себе простой, но очевидный вопрос: а кто оплачивает банкет? Ответ, лежащий на поверхности, — корпорация. Формально все верно. «Аэрофлот» ведь не требует дотаций из бюджета на перевозку VIPов, не заставляет рядовых сотрудников скидываться на их бизнес-ланч и даже не обязывает стюардессу лишний раз улыбнуться тому, у кого есть чудо-карта.
Но корпорация, увы, существует не в безвоздушном пространстве. В нашем конкретном случае «Аэрофлот», сажая на борт дополнительного пассажира, несет и дополнительные издержки. Хотя бы потому, что перевоз (извините за подробности) добавочной массы означает добавочный расход топлива. Конечно, в пересчете на пассажиропоток это мизер, не сопоставимый даже со статистический погрешностью. Но если бы все ограничивалось нашим конкретным случаем!
В масштабах страны издержки корпорации элиты, плата за лояльность выражаются в колоссальных цифрах. В расходах, которых могло бы и не быть. И которые невозможно даже посчитать. Сколько, к примеру, человекочасов теряет Москва, стоящая в пробках только ради того, чтобы чиновник с комфортом добрался от собственной дачи до вверенного ему рабочего кабинета? Сколько талантливых парней отправились драить очко в казарме только потому, что их места в вузах оказались заняты чьими-то сынками и дочками? И сколько людей, в конце концов, умерли только потому, что деньги, выделенные на жизненно необходимые им лекарства, осели в офшорах?
Так что лояльность и вытекающие из нее льготы — это не вопрос политики или экономики. Это вопрос о том, кто право имеет. И почему у других такого права нет.» Алексей Полухин редактор отдела экономики «Новой»
Блат по расчету. В «Аэрофлоте» считают, что бесплатные билеты для бизнесменов, чиновников и их жен — это просто жест лояльности или маркетинговый ход
«Карточки Aeroflot Business Pass, дающие избранным право бесплатного полета, удивили участников рынка. В «Аэрофлоте» настаивают, что просто привлекают клиентов, добиваясь их лояльности, или используют карточку как визитку. А если речь идет о чиновниках, просят не воспринимать это как подкуп.
— Мы рассматриваем это как обычный маркетинговый прием, который используют большинство ритейлеров, выпуская различные карточки, стимулирующие покупки или повышающие лояльность, — заявил «Новой» зам гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. Он уверяет, что карточка — это часть бонусной программы компании, но в реальности 90 процентов получателей ею не пользуются.
Кошляков также напомнил о резолюции № 87 Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которая, по его мнению, предусматривает предоставление бесплатных билетов работникам отрасли, включая госорганы, в том числе и тем, кто осуществляет надзор на транспорте.
На вопрос, почему право на бесплатный билет, если верить списку, предоставляется и женам некоторых чиновников, зам гендиректора «Аэрофлота» ответил, что насчет супруг не знает, но пояснил, что это жест лояльности.
Лев Кошляков подчеркнул, что «Аэрофлот» — не единственная компания, которая выпускает такие карточки. Зам гендиректора «Аэрофлота» также отметил, что никогда не воспринимал это как форму взятки или подкупа должностного лица. А выдать карточку, к примеру, президенту «ЛУКОЙЛа» Вагиту Алекперову, для которого билет не проблема, — это просто как послать визитку.
В «Аэрофлоте» пытаются убедить, что расходов практически не несут, поскольку пассажиров сажают на свободные места, средняя загрузка рейсов, к сожалению, составляет 70 процентов: «Пустое место в любом случае летит, кроме того, поскольку не возникает реальной оплаты этой услуги, то и налоговой нагрузки никакой нет. Налога с перевозки нет, дохода нет, а значит, нет и НДС».
— У нас такая практика невозможна, поскольку мы — коммерческая организация, — говорит пресс-секретарь авиакомпании «Сибирь» S7 Airlines Артур Акопов. — Каждая услуга имеет свою себестоимость, и если один пассажир летит бесплатно, возникает вопрос: кто это компенсирует?
В компании полагают, что безвозмездная услуга для одного человека может соответственно увеличить стоимость перелета для других пассажиров, ведь доход поступает от продажи билетов. Впрочем, следует учитывать, что «Аэрофлоту» достаются еще и так называемые «пролетные деньги», — это наследство от СССР: зарубежные авиакомпании, летающие над территорией России, платят транзитные сборы. По данным Еврокомиссии, которая выступала против таких сборов, в 2004—2005 годах «Аэрофлоту» перечислили порядка 250 миллионов «пролетных» долларов. В прошлом году в своем отчете в качестве «прочих доходов» «Аэрофлот» указал сумму, эквивалентную 400 миллионам долларов.
В S7 думают, что частные компании без подобных дотаций и «прочих доходов» не могут себе позволить систематически возить людей даром, к тому же ситуация с налогами в случае «бесплатных билетов» не совсем ясна.
Директор по связям с общественностью компании «Трансаэро» Сергей Быхал говорит, что у них есть бонусные программы, но это не означает бесплатных билетов. Что касается правил Международной ассоциации воздушного транспорта, то, по мнению Быхала, речь идет о цивилизованных отношениях между авиакомпаниями, которые могут обращаться друг к другу за сервисными билетами для служебных полетов собственного руководства по маршрутам, которыми не летает их авиакомпания. Такая взаимопомощь принята. Денег не берут. Но если речь идет о чиновниках, их служебные перелеты оплачиваются из бюджета. Сергей Быхал вспомнил, что бесплатно перевозили детей на лечение или юное дарование из глухого села, но это — благотворительные проекты. А представители президента и министры летают в командировки за деньги.
— Мы заключаем официальные корпоративные договоры, — сообщила пресс-секретарь «Эир Юнион» Юлия Багрышева. — И если везем госслужащего, то затраты затем возмещаются из бюджета.
В центральном офисе «Финэйр» (Finnair) «Новой» объяснили, что за билеты, к примеру, не берут денег с членов финского парламента, но за их перелеты платит государство из бюджета. То же самое с чиновниками Министерства иностранных дел.
В центральном офисе «Эйр Франс» (Air France) сообщили, что такая практика, может, и существует для парламентариев и сенаторов, но их полеты оплачивает бюджет. Если же частная компания будет выделять бесплатные билеты госчиновникам — это расценят как взятку.
— Карточка у меня есть, но я ей не пользуюсь, — ответил «Новой» глава Федеральной аэронавигационной службы Александр Нерадько. — Я государственный служащий и я покупаю билеты. Бюджетом сейчас это предусмотрено.
Мы задали руководителю Росаэронавигации вопрос: почему он не вернул карточку, как это сделал, к примеру, полпред президента Георгий Полтавченко?
— Не вернул, да? — отреагировал Нерадько. — Но вы можете проверить, я ею не пользуюсь.
У председателя Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной тоже есть карточка Aeroflot Business Pass (номер PS-F SU 000 104-06) со сроком действия до конца этого года. Анодина не прокомментировала ситуацию, сославшись на совещание.»
Счастливые обладатели
Олег Табаков, режиссер и актер, художественный руководитель МХТ: — Я летаю в отпуск два или три раза в год, это обычно бывает либо Хорватия, либо Чехия. И качество сервиса хорошее. Вообще «Аэрофлот» меняется к лучшему (и по части сервиса, и по части питания), и у меня есть карточка Aeroflot Business Pass на 2007 год.
Директор Михаила Жванецкого Олег Леонидович: — Один раз в прошлом году мы пытались воспользоваться карточкой Aeroflot Business Pass, но не получилось — там же определенная квота мест. Но если будет казус и мы будем лететь рейсом «Аэрофлота», то, конечно, еще раз попробуем воспользоваться этой услугой, у нас замечательные дружеские контакты. Роман Шлейнов редактор отдела расследований"