Грузовой самолет Ан-12 разбился рядом с Домодедовским кладбищем
"В воскресенье рано утром после взлета из московского аэропорта Домодедово потерпел крушение грузовой самолет Ан-12, принадлежащий авиакомпании «Атран». Пролетев всего 4 километра и не успев набрать высоту, машина рухнула в районе деревни Семивраги Домодедовского района. Все семь членов экипажа, находившихся на борту, погибли. Специалисты МАК, расследующие причины авиакатастрофы, пока не могут назвать ее причины. Но версии крушения из-за плохой погоды или перегруза были отметены ими практически сразу.
Самолет с бортовым номером 93912 следовал из московского аэропорта Домодедово в Комсомольск-на-Амуре с промежуточными посадками в Братске и Омске для дозаправки. На борту было семь членов экипажа и груз авиационных запчастей. В 4.16 утра командир воздушного судна Игорь Золотов, запросив разрешение, пошел на взлет. Ан-12 благополучно оторвался от взлетной полосы, но спустя две минуты, по выражению работников Домодедова, «командир ушел со связи». В 4.22 борт 93912 пропал с радаров. Несколькими минутами позже командиры воздушных судов, заходящих на посадку, стали докладывать руководителю полетов о пожаре в четырех километрах от аэропорта в районе Домодедовского кладбища. К месту падения тут же выдвинулись три поисково-спасательных отряда, несколько пожарных расчетов и аварийно-спасательная бригада аэропорта.
Место падения самолета удалось обнаружить практически сразу. Основная часть обломков лежала между деревней Семивраги и Домодедовским кладбищем -- Ан-12, как оказалось, упал буквально в 70 метрах от его ограды. Самолет, в баках которого находилось около 20 тонн керосина, взорвался, начался пожар. Горящие фрагменты, по словам очевидцев, разлетались в радиусе нескольких километров.
Справиться с огнем прибывшим спасателям удалось только через несколько часов. К полудню уже были найдены тела всех семерых членов экипажа и бортовые самописцы. «Черные ящики» разбившегося «грузовика» и должны ответить на вопрос, что же произошло.
Первоначально выдвигались две возможные причины крушения. Это плохая погода и перегруз лайнера. Однако чуть позже официальный представитель Домодедово заявил, что погода в районе аэропорта начала портиться уже после аварии, на момент взлета Ан-12 метеоусловия были штатными. Что же касается второй версии, то, по данным авиакомпании «Атран», которой принадлежал самолет, на борту было всего 9 тонн груза при грузоподъемности машины 20 тонн. Еще среди возможных причин указывают почтенный возраст самолета. Ан-12 с бортовым номером 93912 пролетал 43 года, и в ноябре этого года у него заканчивался так называемый летный ресурс. Тем не менее самолет перед вылетом прошел все технические проверки. Несколькими месяцами ранее он был признан годным к эксплуатации. Не было нареканий и к экипажу -- в авиакомпании его характеризуют как опытный.
Комментировать трагедию и ее причины эксперты пока не спешат, ждут результатов расшифровки самописцев. Вчера бортовые самописцы -- параметрический СРП-2 и оба голосовых МС-61 -- были доставлены в лабораторию МАК. Инженеры говорят, что модели самописцев хоть и старые, но данные должны сохраниться. Хотя, полагают специалисты, возможно, придется повозиться с расшифровкой переговоров -- в МС-61 в качестве носителя используется тонкая проволока, которая от ударов часто рвется.
Пока же специалисты сходятся лишь в одном. Непосредственно перед крушением борт начал разворот и отклонился от курса на два километра, а затем с высоты примерно 300 м резко пошел вниз. Был ли этот разворот попыткой вернуться на аэродром или так изменился курс из-за каких-то внезапно возникших проблем, выяснится уже после расшифровок.
Вчера по факту крушения грузового самолета и гибели людей Московской межрегиональной прокуратурой по надзору за исполнением законодательства на авиатранспорте возбуждено уголовное дело по статье УК «нарушение правил движения и эксплуатации на воздушном транспорте, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». В течение всего вчерашнего дня накануне группа сотрудников прокуратуры проводила осмотр места происшествия.
Четырехмоторные турбовинтовые самолеты Ан-12 считаются одной их самых удачных разработок КБ Антонова. С 1958 по 1973 год заводы выпустили более тысячи этих машин, заслуживших репутацию надежных и неприхотливых. Ан-12 имеются в составе ВВС практически всех стран, некогда входивших в состав СССР. Летают они и в Африке, и в Индии. Там их используют как для доставки гуманитарных грузов, так и в качестве военно-транспортных. Последний раз массово Ан-12 использовали при вводе российских войск в Чечню в декабре 1994года.
Кстати, трагедия с Ан-12 не единственное авиационное происшествие, случившееся в минувшие выходные. В субботу пассажирский Boeing-757, авиакомпании «ВИМ-Авиа», летевший из Москвы в Неаполь, был вынужден после взлета вернуться в аэропорт Домодедово из-за треснувшего лобового стекла. Это произошло в кабине самолета на высоте 10 600 м. Экипаж принял решение о возвращении в аэропорт вылета. В 11.45 самолет, покружив более часа над аэропортом, чтобы выработать топливо, благополучно сел в Домодедово. По словам сотрудников аэропорта, сейчас создается комиссия по расследованию причин данного инцидента. «Пассажиры благополучно вылетели в Неаполь другим самолетом в этот же день», -- добавил представитель аэропорта.
Авиакатастрофы российских транспортных самолетов
16 марта 1995 года на Камчатке потерпел катастрофу транспортный самолет Ан-26. Погибли восемь человек.
8 января 1996 года в аэропорту столицы Заира при взлете потерпел катастрофу российский грузовой самолет Ан-32. По данным гуманитарной организации "Врачи без границ", при его падении на скопление людей погибли 350 человек; по данным Международного Красного Креста, -- 297 человек.
19 августа 1996 года в Югославии разбился российский транспортный самолет Ил-76М частной екатеринбургской компании "Спаэро". Погибли 12 человек.
8 октября 1996 года в Италии, близ туринского аэропорта "Кезелле" потерпел катастрофу российский транспортный самолет Ан-124 "Руслан". Погибли четыре человека.
6 декабря 1997 года в Иркутске потерпел катастрофу грузовой самолет Ан-124 "Руслан" ВВС России. Погибли 17 членов экипажа и шесть представителей Иркутского авиазавода, сопровождавших груз: два самолета-истребителя Су-27, предназначенных Вьетнаму.
26 июля 1999 года грузовой самолет Ил-76 потерпел аварию под Иркутском. Лайнер принадлежал российской авиакомпании "Эльф-Эйр". Все семь членов экипажа остались живы.
20 апреля 2000 года в Африке, на юге Конго разбился транспортный самолет Ан-8. В результате катастрофы погиб 21 человек, в том числе и четыре россиянина -- члены экипажа. Предположительно причиной аварии стала птица, попавшая в один из двигателей.
14 июля 2001 года в районе военного аэродрома Чкаловский разбился транспортный самолет Ил-76. На борту самолета, выполнявшего рейс Чкаловское--Норильск, было около 40 т груза. В результате катастрофы погибли десять членов экипажа.
24 августа 2001 года в Конго при взлете из аэропорта города Букаву потерпел катастрофу грузовой самолет Ан-28. Погибли семь человек.
2 декабря 2001 года в Хабаровском крае, недалеко от города Охотска потерпел катастрофу грузовой самолет Ил-76. Все находившиеся на его борту 18 человек погибли.
6 февраля 2002 года произошла катастрофа с самолетом Ан-12 при выполнении грузового рейса по маршруту Агадир (Марокко) -- Алжир. Все восемь человек, находившихся на борту воздушного судна, погибли.
11 февраля 2003 года два человека погибли и один получил ранения в результате аварии грузового самолета Ан-28 в 1 км от здания аэропорта Таллина.
17 ноября 2003 года 13 человек погибли в результате катастрофы грузового самолета Ан-12 в Судане. Самолет взорвался в воздухе при заходе на посадку в аэропорту назначения.
В марте 2004 года в бакинском аэропорту потерпел катастрофу грузовой самолет Ил-76, совершавший перелет по маршруту Анкара--Кабул. Погибли три члена экипажа, четверо ранены.
В апреле 2004 года грузовой самолет Ил-76 разбился близ города Урумчи на северо-западе Китая. Погибли семь членов экипажа, среди погибших техник, гражданин этой республики, и шесть граждан Украины.
В октябре 2004 года в Судане разбился грузовой самолет Ан-12 российского производства местной частной авиакомпании "Сариа". В результате катастрофы погибли четыре гражданина России.
3 февраля 2005 года в результате катастрофы грузового самолета Ил-76 возле столицы Судана Хартума погибли шестеро россиян -- члены экипажа и их переводчик, гражданин Судана.
7 июля 2006 года в Демократической Республике Конго потерпел катастрофу грузовой самолет Ан-12, принадлежавший частной конголезской авиакомпании «Манго эрлайнз». Погибли пять человек, находившихся на борту самолета, в том числе трое россиян.