Прокуратура сообщила, что PwC получил недостоверные данные
"PricewaterhouseCoopers (PwC) лишил ЮКОС аудированной отчетности — отозвал свои заключения за 1995-2004 гг., объяснив, что они основаны на недостоверной информации, предоставленной клиентом. Это победа Генпрокуратуры, говорят эксперты: акционеры и менеджеры ЮКОСа больше не смогут ссылаться на отчетность, заверенную PwC. Больше того, им самим теперь грозят иски от инвесторов ЮКОСа.
Аудитор ЮКОСа Pricewater-houseCoopers отозвал заключения — из-за того, что ему “предоставлялись необъективные данные”, сообщил в пятницу генпрокурор Юрий Чайка. “На позапрошлой неделе членам правления ЮКОСа было направлено письмо, что аудиторские заключения PwC по ЮКОСу за 1995-2004 гг. более не могут рассматриваться как подтверждение достоверности финотчетности компании по российским и международным стандартам”, — подтвердил представитель PwC, а причиной отзыва стала новая информация, полученная сотрудниками PwC — свидетелями по делу ЮКОСа. Она могла бы повлиять на заключения, если бы PwC располагал ею во время аудиторской проверки, добавил он: информация, полученная аудиторами от Генпрокуратуры, противоречила прежним заявлениям руководства ЮКОСа. На решение об отзыве повлияло и то, что бывшие акционеры и руководители ЮКОСа продолжают ссылаться на аудиторские заключения PwC для подтверждения достоверности отчетности.
Аудиторам показали материалы Генпрокуратуры по взаимоотношениям между подразделениями ЮКОСа и уплате налогов, объяснил источник в правоохранительных органах.
В такой ситуации аудитор обязан либо выдать новые заключения, либо отозвать прежние, говорит представитель PwC. Таково требование международных стандартов, подтверждает Михаил Грибов из “Бейкер Тилли Русаудит”.
Налоговики считают, что в 2002 г. PwC незаконно уменьшил налог на прибыль. Аудиторы проиграли процесс в трех инстанциях, заплатили 290 млн руб. налога, пеней и штрафов и обратились в Высший арбитражный суд. МВД возбудило дело по факту уклонения от уплаты налогов.
А налоговая инспекция № 5 обратилась в арбитражный суд, утверждая, что PwC скрыла от акционеров ЮКОСа нарушения законодательства, предупредив о рисках руководство компании. В марте суд вынес решение в пользу инспекции. На процессе представитель PwC заявил: “Если бы мы располагали тогда информацией, которую имеем сегодня, наверное, и заключение было бы другое”.
Государство добилось своего, говорит сотрудник крупной аудиторской фирмы: заключения PwC, на которые ссылались представители ЮКОСа и “Менатепа”, отозваны и недействительны. Это самая большая победа Генпрокуратуры: заключения PwC перестали быть козырем ЮКОСа, аудиторы фактически превратились в свидетелей со стороны обвинения, говорит юрист, знакомый с делом ЮКОСа.
Это результат чудовищного давления на PwC, последствия отзыва заключений для дел ЮКОСа и Михаила Ходорковского непредсказуемы, говорит бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов. “Может быть взорвана любая сделка ЮКОСа, при которой требовалось заключение аудитора”, — говорит партнер “Вегас-Лекса” Альберт Еганян: акционер или инвестор вправе подать в суд на ЮКОС, на “Менатеп”, на менеджеров за представление недостоверных сведений.
Живущие за рубежом акционеры и менеджеры компании, предоставлявшие недостоверную отчетность, могут стать фигурантами уголовных дел, допускает юрист на условиях анонимности. Менеджерам ЮКОСа решение PwC грозит скорее репутационными последствиями, не согласен адвокат коллегии “Юков, Хренов и партнеры” Дмитрий Степанов.
Бывший зампред правления ЮКОСа Александр Темерко сомневается, что решение PwC ослабит позиции менеджеров — скорее это несет серьезные репутационные риски для самого аудитора.
“Миноритарные акционеры могут подать иски против бывших топ-менеджеров ЮКОСа, в первую очередь его финансовых директоров, и потребовать возмещения убытков, — считает партнер SJ Berwin Дэвид Голдберг. — Хотя и аудиторы могут оказаться под прицелом миноритариев, к ним могут быть претензии. Бывшим руководителям ЮКОСа и GML имеет смысл начать первыми судиться с PwC”.
Зарубежное имущество ЮКОСа — в трасте, которым управляет бывший финдиректор ЮКОСа Брюс Мизамор. Он в числе первых, кто может оказаться под преследованием миноритариев, как и бывший президент ЮКОСа Стивен Тиди, признались два источника, близких к Мизамору. Аргументы GML и менеджеров ЮКОСа становятся намного слабее: в их позиции появилась огромная дыра, признает один из них.
По словам одного из бывших менеджеров ЮКОСа, они могут первыми подать иск против PwC — и смогут доказать, что все раскрывалось и аудитор обладал всей информацией.
Директор GML Тим Осборн считает, что на позиции его компании в международных судах отзыв PwC аудиторских заключений не повлияет: “На Западе всем будет понятно, что PwC сделала это под напором российских властей, пригрозивших отобрать у компании лицензию в России”."