"“Родину” покидают сразу несколько депутатов, двое из которых перейдут в “Единую Россию”. Свое решение беглецы объясняют несогласием с националистической риторикой партийного руководства. Но эксперты убеждены, что уходить из “Родины” партийцев заставляет позиция Кремля.
О выходе из партии “Родина” и одноименной фракции депутатов Сергея Шишкарева, Марины Лебедевой и Андрея Жукова рассказал “Ведомостям” источник в самой партии. Все они, по словам источника, уже проинформировали о своих планах лидера “Родины” Дмитрия Рогозина. Шишкарев и Лебедева подтвердили, что перемещаются в “Единую Россию”. Оба до избрания в Госдуму занимались бизнесом: Шишкарев входил в совет директоров Новороссийского морского торгового порта, основал группу компаний “Дело”, а Лебедева возглавляла Риэлторский информационный центр. Жуков опроверг информацию об уходе, отметив, что “на ближайшие дни таких планов не делал”.
Разногласия у депутатов фракции “Родина” возникли в начале 2005 г., когда Рогозин объявил бессрочную голодовку, а его коллега вице-спикер Сергей Бабурин такую форму протеста осудил. В июле 2005 г. фракция исключила Бабурина из своих рядов. А спустя неделю думский комитет по регламенту разрешил Бабурину иметь отдельную фракцию — Народно-патриотический союз “Народная воля — СЕПР”, куда ушло из “Родины” 12 депутатов. В январе 2006 г. фракцию покинули Олег Шеин, Сергей Прощин и Юрий Сентюрин.
Рогозин объясняет уход соратников развязанной войной против “Родины”, идеологами которой являются чиновники президентской администрации: “Представители администрации сами мне рассказывали, что из членов нашей фракции составили два списка: "отмороженных", идеологически близких "Родине", и "благонадежных", пришедших к нам из конъюнктурных соображений или имеющих свой бизнес”. По словам лидера партии, Шишкарев признался ему, что был вызван в администрацию, где о выходе из фракции его просили “высокопоставленные сотрудники”. Шишкарев факт беседы отрицает.
Во фракции “единороссов” подтвердили, что в секретариате уже лежат заявления Шишкарева и Лебедевой на членство в партии. 7 февраля их кандидатуры будут рассмотрены на заседании фракционных подгрупп, обещает руководитель пресс-службы “единороссов” Игорь Демин. “Конечно, мы принимаем в партию не всех подряд, но у этих депутатов проблем не должно возникнуть, ведь они не подписывали антисемитское "письмо девятнадцати" и не позволяли себе дискредитирующие в адрес нашей партии высказывания”, — говорит Демин.
Член президиума “Родины” Шишкарев признается, что решение оставить Рогозина далось с трудом. “Я принимал участие в учредительной конференции предвыборного блока "Родина" в 2003 г. и фактически руководил предвыборным штабом, — рассказывает Шишкарев, — но в последний год высказывания лидера партии и огульная критика власти показывают, что он не готов нести ответственность за свои заявления”. В пример Шишкарев приводит голодовку Рогозина, националистический ролик партии во время предвыборной кампании в Мосгордуму. А Лебедева призывает в своем уходе “не искать политических мотивов”.
“Кремль поставил крест на Рогозине, и все, кто рассчитывал получить от проекта дивиденды, стали уходить”, — говорит президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. По его мнению, в партии останутся только те, кто пришел туда по идеологическим соображениям. Многие приходили в “Родину” как в условно оппозиционный проект, созданный в 2003 г. при поддержке администрации президента, и теперь они спокойно покидают ряды партии Рогозина, добавляет гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Источник, близкий к администрации президента, и вовсе полагает, что дни партии сочтены: “Играя с национализмом, они сами себя выводят за рамки правового поля”. Белковский прогнозирует, что к концу 2006 г. Рогозин может лишиться и брэнда “Родины”. "