ХОДОРКОВСКИЙ РАД, ЧТО ПОПАЛ В "КРАЙ ПОЛИТКАТОРЖАН И ДЕКАБРИСТОВ"
""Во вторник прибывшая накануне в Краснокаменск Читинской области жена Михаила Ходорковского Инна получила разрешение на длительное свидание с мужем. Свидание началось немедленно - Ходорковская даже не заехала в гостиницу за вещами. Свидание с мужем обойдется Ходорковской в 450 рублей - это плата за комнату свиданий из расчета 150 рублей в сутки. Проведя с супругом трое суток, Инна Ходорковская выйдет из колонии только вечером в пятницу. Адвокат Михаила Ходорковского Антон Дрель, пообщавшись с подзащитным, сразу вылетел в Москву.
Адвокаты Антон Дрель и Альберт Мкртычев вместе с Инной Ходорковской, ее помощницей и охранниками прибыли в Краснокаменск кортежем из 6 автомобилей в ночь на вторник. От общения с журналистами они отказались, только Антон Дрель посетовал на то, что дорога была очень трудной. Альберт Мкртычев предложил пообщаться утром возле колонии. Рано утром на двух автомобилях вся делегация вместе с местным адвокатом Натальей Тереховой отправилась в колонию. Первым через 2 часа из колонии вышел Антон Дрель, который сказал, что он общался с Михаилом Ходорковским, Ходорковский "мужественно переносит трудности и рад, что его этапировали именно в Сибирь, край политкаторжан и декабристов".
Неизвестно, рада ли тому, что мужа этапировали в Сибирь, "декабристка" - Инна Ходорковская. Как только она получила разрешение на свидание с мужем, она сразу же направилась в комнату для свиданий, не заходя за вещами в гостиницу.
Когда корреспондент "Известий" спросил у Натальи Тереховой, когда можно будет пообщаться с Инной Ходорковской, она рассмеялась:
- Она еще не скоро выйдет. Ей дали разрешение на длительное свидание - это трое суток. Ждите Инну к вечеру пятницы.
Наталья Терехова затруднилась ответить, как именно будет проходить свидание.
- Я никогда не интересовалась этими подробностями, надеюсь, они мне не пригодятся, - сказала Терехова.
Между тем, как рассказала "Известиям" жительница Краснокаменска, попросившая называть ее Галиной, муж которой содержится в этой же колонии, комнаты длительных свиданий находятся в административном здании колонии. Там есть отдельный, запираемый снаружи коридор, в котором расположены 4 комнаты свиданий, оборудованные самими заключенными.
- Там даже картины висят, только какие - не помню, - сказала Галина.
По ее словам, на 4 комнаты приходится общий душ, туалет и кухня, а также комната отдыха с телевизором. Родственника всегда приводят на свидание первым. Он занимает одну из свободных комнат. В каждой стоят узкая железная кровать с панцирной сеткой, несколько стульев и стол. Перед тем как родственник пройдет в эту комнату, его обыскивает дежурный по колонии, который также проводит инструктаж - объясняет правила поведения во время свидания. Потом дежурный просит родственника расписаться в журнале инструктажа по пожарной безопасности. После этого в комнату, где находится родственник, заводят и заключенного, которого предварительно обыскивают. После этого коридор запирается и родственник с заключенным остаются наедине на трое суток. Из внешнего мира во время свидания в комнату заходит только дневальный из числа заключенных, который каждое утро делает в комнате уборку. Через дневального можно неофициально получить запрещенные к проносу в комнату вещи.
- Я через него передавала мужу гель для бритья, - рассказывает Галина. - Металлические предметы проносить нельзя, а бриться с гелем лучше, чем с мылом.
Продукты, из которых на кухне родственник готовит еду, можно заказывать официально через администрацию учреждения. Во время свидания осужденный и родственник теоретически могут выходить из комнаты, но, как правило, этого не делают.
- Мы во время свидания проводили там по трое суток, - рассказывает Галина, - и в принципе жаловаться было не на что. Там официально нельзя курить, но на нарушение этого запрета администрация не обращает внимания.
Начальник колонии Александр Евстратов продолжает оставаться недоступным для комментариев. По словам дежурного на КПП колонии, начальник просил передать, что его нет на рабочем месте.
Что касается адвоката Антона Дреля, то, как объяснила Наталья Терехова, целью его встречи с Ходорковским была консультация по содержанию надзорной жалобы и жалобы в Страсбургский суд.
- Дрелю больше здесь делать нечего, - сказала Терехова корреспонденту «Известий». - Он улетает в Москву.
Действительно, вчера вечером Антон Дрель вылетел в Москву, а по прилете отказался от общения с журналистами. По словам Тереховой, оставшийся в Краснокаменске Мкртычев пробудет в городе до конца недели.
Интересно, что в последние дни в Краснокаменске выросла арендная плата за жилье. Вообще квартиры в городе практически не сдаются, поскольку в этом до сих пор не было необходимости из-за небольшого количества приезжих. Еще три дня назад двухкомнатную квартиру можно было снять за 100 рублей в сутки. Однако сейчас владельцы жилья предлагают комнату по 500 рублей в день.
Инна Ходорковская: "Мне кажется, власти панически боятся Мишу"
Во вторник, в то время как супруга Михаила Ходорковского Инна находилась в Краснокаменске на свидании с мужем, на официальном сайте Михаила Ходорковского появилось ее интервью. "Известия" приводят выдержки из него.
вопрос: Инна Валентиновна, десять дней вся страна пыталась найти, куда же направлен Михаил Борисович. И вот, Чита. Как вы восприняли это?
Ходорковская: Надеюсь, что тех эмоций, которые наша семья пережила за эти десять дней, больше никому не будет суждено испытать. Для родителей Миши, для наших детей, для меня это время стало настоящей пыткой. По закону, когда осужденного отправляют в колонию, ему должны предоставить свидание с родственниками, чтобы он сообщил им, куда его везут. Более того, персонал СИЗО, как говорят бывалые адвокаты, никогда не делает из этого тайны.
вопрос: Почему же они так поступили в вашем случае?
Ходорковская: Мне кажется, власти панически боятся Мишу. Боятся его выступлений, его статей, его присутствия в общественной жизни. И всеми силами они пытаются спрятать его. Поэтому скрывали его маршрут и место колонии. Поэтому и отправили в Читу. Чем колония в Краснокаменске отличается от колонии в Подмосковье? В первую очередь тем, что туда невозможно добраться. Шесть часов на самолете, потом еще десять на машине.
вопрос: Но есть же возможность для обжалования решения о выборе колонии.
Ходорковская: Теоретически - да. Но я не думаю, что законность в этом случае восторжествует. Я не пропустила ни одного заседания Московского городского суда, который рассматривал кассационную жалобу моего мужа. Никто даже и не думал создать хотя бы видимость объективного рассмотрения. Судья постоянно перебивал адвокатов и Михаила, не давал им выступать.
вопрос: Что для вас изменилось за время, прошедшее со дня ареста Михаила Борисовича?
Ходорковская: Мне пришлось учиться быть главной в доме. Учиться решать кучу бытовых проблем, которые раньше брал на себя Миша. Несмотря на свою занятость, он всегда был для нашей семьи какой-то каменной стеной, за которой мы могли не бояться никаких бурь. Сейчас к этой роли приходится привыкать мне.
вопрос: Эта ситуация так похожа на историю почти двухсотлетней давности, когда жены декабристов ехали за своими мужьями в Сибирь, как раз в Забайкалье...
Ходорковская: К сожалению, да. Это означает, что отношение к людям, к гражданам, в нашем государстве за эти двести лет никак не изменилось. Прогресс все еще обходит нашу страну стороной."
Еще на эту тему. "Комсомольская правда":
Жена Ходорковского покупает квартиру в Краснокаменске? Вчерашний день Инна провела в колонии, в комнате для свиданий с заключенными
"Как нам рассказал по большому секрету риэлтор одного из агентств недвижимости Краснокаменска, вчера к ним обратился таинственный клиент с вопросом: как срочно и за сколько можно купить самую большую в городе квартиру?
Похоже, это были люди Ходорковского, потому что астрономическая по местным меркам сумма аж в 20 тысяч долларов за трехкомнатную квартиру не вызвала у звонящего никакого удивления.
- Такие покупки у нас редко совершаются, и квартира им требовалась срочно, мы думаем, это для Инны Ходорковской жилье ищут, - поделился риэлтор.
И то правда - жене олигарха проще будет приобрести жилье в городе, чтобы не мыкаться по гостиницам. Будет приезжать несколько раз в год, носить мужу передачи и ходить на свидания. Но что мы можем предложить? Самая большая квартира в Краснокаменске - это «трешка» в обычной панельной пятиэтажке, общая площадь около 70 кв. м. Возможно, первое время Инна поживет там. Но у нас поговаривают, что в ближайшем к колонии квартале города будут строить коттедж - в этих краях невиданное дело!"
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Старый декабрист пишет мемуары: «Сначала все было неплохо, но тут приехала жена и испортила всю каторгу...»
Гнездышко олигарха
"Инна Ходорковская с мужем проводят время в доме для свиданий колонии № 10. Это одноэтажный барак, мебель простенькая - стол и стул, деревянная кровать-полуторка. Вся мебель сделана руками заключенных.
Три раза в день охранники заходят в этот дом и проверяют каждую комнату, все ли в порядке.
Как правило, конфликтов не возникает. Драк и разборок среди заключенных в доме свиданий не бывает. Это «священная территория», здесь никогда не скандалят и не сводят счеты.
В настоящее время шесть комнат заняты. Вообще дом свиданий редко пустует. В колонии около 1000 зеков, каждому положены 4 встречи с женой в год по три дня."Ольга БЕЗДЕНЕЖНЫХ, Инна ГОРКОВЕНКО («КП» - Чита»)"
27.10.2005
•Олег Кашин, Краснокаменск, Читинская область Известия