Чиновники не сходятся в оценках экологических последствий аварии под Ржевом
"Самый радикальный способ очистки загрязненной мазутом земли в районе недавней аварии состава с наполненными мазутом цистернами в Тверской области предложил вчера заместитель главы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. Он считает, что железнодорожные пути, движение по которым еще толком не восстановлено, необходимо срочно разобрать. «Нужно разобрать рельсы, убрать гравий и срезать верхний слой грунта, пропитанный мазутом, для дальнейшей утилизации», -- заявил вчера г-н Митволь на пресс-конференции.
Судя по всему, заместитель руководителя «Росприроднадзора» относится к чиновникам, скептически оценивающим последствия случившейся 15 июня аварии и считающим ее экологической катастрофой отнюдь не регионального масштаба.
Споры о том, как оценивать нанесенный природе ущерб, и о виновниках загрязнения почвы и двух рек -- Гостижи и Вазузы -- будут продолжаться еще долго. В администрации Тверской области уже оптимистично утверждают, что основные последствия аварии удалось устранить, и готовятся выставлять иски железнодорожникам. «Ситуация после происшествия была достаточно тяжелой, но в целом нам удалось с ней справиться», -- заявил вчера тверской губернатор Дмитрий Зеленин. Спокойствие и уверенность излучают и представители МЧС, утверждающие, что распространение нефтепродуктов по Волге удалось предотвратить. Глава Федерального агентства водных ресурсов Рустэм Хамитов также предпочитает не пугать ни тверских, ни московских жителей громкими заявлениями об экологической катастрофе. По его словам, никакого глобального загрязнения воды в Волге не произошло. «Предварительная концентрация нефтепродуктов не превышает допустимых норм», -- утверждает он.
Правда, еще не все 26 сошедших с рельсов цистерн опустошены и вывезены с места аварии, да и значительную часть из разлившихся 700 тонн мазута (поначалу называлась цифра 60 тонн, а потом 300) собрать не удалось. Экологи считают, что он осел на дне рек и просочился в почву. Используемые спасателями биологические реагенты для разложения нефтепродуктов на поверхности воды тоже оказались не слишком эффективными из-за погодных условий -- бактерии работают «с гарантией» лишь при температуре от 20 градусов Цельсия, а в Тверской области сейчас гораздо холоднее.
Собственно, именно из-за задержек с ликвидацией последствий аварии и неопределенности с тем, попал ли на самом деле мазут в Волгу, г-н Митволь и называет экологическую обстановку в Тверской области «очень сложной». «Мало того что там гепатит А, так теперь еще и печное топливо можно зачерпывать из колодца» -- так описал он ситуацию в многострадальном Ржевском районе.
По мнению замглавы «Росприроднадзора», виновными не только в аварии, но и в том, что мазут не удалось сдержать на берегах Вазузы, следует признать ОАО «Российские железные дороги». «Это преступление», -- констатировал г-н Митволь, напомнив, что одно уголовное дело по статье о нарушении правил обращения с опасными веществами уже возбуждено. Однако, по его словам, «Росприроднадзор» «будет настаивать на возбуждении новых уголовных дел», касающихся не только ОАО "РЖД" в целом, но и конкретных руководителей компании. «У нас ушло три дня на то, чтобы подписать акт о приостановке движения на данном участке, потому что все высокопоставленные руководители компании, находившиеся на месте ЧП, отказались подписывать документы», -- посетовал на железнодорожников чиновник «Росприроднадзора». "