" "Заговор Дураков" - новый бестселлер репортера "Нью-Йорк Таймс" Курта Эйченвальда о крахе Enron, документы представленные в книге, подтверждают ложь и подтасовки, которые стоят за крушением американского энергетического гиганта.
В будущем, южноафриканскому или российскому журналисту, ведущему расследование, по-видимому, представится возможность собрать подобный отчет о корпоративном правонарушении, и тогда они вместе смогут описать историю о Harmony Gold Mining.
Для Harmony Gold существует опасность стать подобием "Enron" на мировой сцене горной промышленности. Пресса, освещавшая ситуацию с Harmony, за последние несколько месяцев, уделяла большое внимание борьбе с крупным соперником Gold Fields. В преследовании этого амбициозного проекта, Harmony попыталась заручиться поддержкой Российского Норильского Никеля, который владеет 20 % Gold Fields.
Но за видимой частью этой экстраординарной битвы, которая произошла с участием акционеров, в судах Соединенных Штатов и Южной Африке, а также в южноафриканских властных структурах, кроется история того, как Harmony последовательно утаивала свои наиболее важные статистические данные.
Ключом в стратегии Harmony были ее рудные запасы – важная составляющая силы любой компании в горной промышленности. Компания была фактически уличена в искажении данных об объемах своих запасов, это было сделано с целью усилить свое положение перед Gold Fields.
Harmony пошла на риск несмотря на прецедент, созданный скандалом с Shell, не смотря на утечку информации в СМИ, тем самым, осознанно поставив все на карту.
Нефтяная компания Shell все еще ощущает последствия скандала, связанного с ее запасами. Достоянием общественности стала информация о том, что 9-ого января 2004 Shell признала, что завысила показатели о своих запасах приблизительно на 20 %. Это является эквивалентом приблизительно 4.47 миллиардов баррелей нефти как "разведанных запасов", а не "возможных запасов".
В случае с Harmony, эти цифры могут быть намного больше.
Предложение сделанное Harmony в октябре 2004 акционерам Gold Fields сопровождалось двумя противоречивыми сообщениями о величине запасов. Объем запасов фигурировавший в Годовом отчете Harmony за 2004 год был на 58 % больше, чем в датированном мартом 2004 года докладе, сделанном независимыми высококвалифицированными консультантами компании SRK.
После того, как были опубликованы требования, Harmony не могла объяснить разницу в цифрах, и не могла опубликовать независимый отчет об объемах запасов, но выпустила, подразумеваемые выдержки из независимого анализа для того, чтобы остановить волну критики, обрушившуюся на нее.
10 марта, Harmony опубликовала последнюю оценку объема запасов - 52.1 миллиона унций (по сравнению с цифрой в 62 миллиона, фигурировавшей в первоначальном документе-предложении использовавшемся в акции, направленной против Gold Fields и 39 миллионами по сообщениям консультантов). Но в последнее время Harmony была вынуждена согласится с тем, что ее доклад содержал неправильную классификацию 8.3 миллионом унций золота.Harmony была вынуждена классифицировать их как предварительно оцененные запаса, а не предварительно оцененные резервы, как это прозвучало в докладе от 10 марта.
«Это была непреднамеренная ошибка,» - сказал директор по маркетингу Harmony Ферди Диппенаар после того, как разница в цифрах стала известна. "Термин резерв ушел из доклада".
Служба по регулированию рынка ценных бумаг Южной Африки 23 марта отправила адвокатам Harmony бумагу с требованием срочно исправить эти несоответствия.
Служба по регулированию рынка ценных бумаг также потребовала от Harmony выпустить заключительной независимый доклад как можно скорее. По слухам, циркулировавшим в Йоханнесбурге, данный доклад мог стать существенной преградой в планах Harmony.
Вмешательство службы по регулированию рынка ценных бумаг было несколько нетипично для нее. Когда шла борьба, источник из службы по регулированию рынка ценных бумаг был обвинен в пристрастности к Harmony и даже имело место обвинение в "секретных контактах".
Harmony нуждалась в санкции службы по регулированию рынка ценных бумаг на продолжение своих враждебных действий даже после того, как прошли все крайние сроки. В марте, служба по регулированию рынка ценных бумаг удивила наблюдателей предоставлением Harmony двух месяцев, на завершение акции недружественного поглощения.
На протяжении слушаний по заявлению представителя Gold Fields официальным лицам были предоставлены письма, которые, по их мнению, содержали "секретные обсуждения" ряда вопросов службой по регулированию рынка ценных бумаг и Harmony. Это заставило компанию обратиться в Верховный суд с заявлением против продления срока для Harmony - шаг, который поставил под сомнение возможность дальнейшего сотрудничества службы по регулированию рынка ценных бумаг и Harmony.
С самого начала борьбы, Harmony несла убытки. Недавно Harmony уже в шестой раз объявила о своих ежеквартальных убытках на Свободных Государственных шахтах, в настоящее время теряющих 100 миллионов рэндов в квартал. Кроме того, PR- кампания, связанная с враждебным поглощением оказалась дорогой. Помимо этого, неуригулированность ситуации, связанная с борьбой негативно отразилась на стоимости акций.
Это означало, что и сама компания и, поддержавшие ее акционеры, Gold Fields теряют почву под ногами. Низкая цена акций, недостоверное заявление об объемах золотых запасов ставит компанию под угрозу возможного судебного разбирательства.
Тем временем, исполнительный директор Harmony Бернард Сванепоэл был уличен в нечистоплотности, когда, в феврале, было выявлено, что на его имя открыто множество счетов в банках оффшорных зон. Эта информация имела серьезный резонанс в Южной Африке, потому что в стране действует жесткое налоговое законодательство. Сванепоэл же утверждал, что имел только один оффшорный счет, и это противоречило информации о наличии множества таких счетов. Сванепоэла посетили представители южноафриканских налоговых служб, для проведения расследования. Эти счета, вместе с вереницей счетов на имя Диппенаара, использовались, чтобы регулярно переводить значительные суммы в банки оффшоров.
Что это: цепь непреднамеренных ошибок или это продолжение "Заговора Дураков"?