“Роснефть” не хочет платить по обязательствам “Юганска”
"Участь акционеров “ЮКОСа”, потерявших миллиарды долларов при его разгроме, могут разделить крупные западные банки. “Роснефть” не хочет, чтобы доставшийся ей “Юганскнефтегаз” выплатил почти $2 млрд по кредитам, поручителем по которым он выступал. Налоговые претензии на $27,5 млрд разрушили “ЮКОС”. Его основной добывающий актив — “Юганскнефтегаз” достался “Роснефти”, капитализация упала с $40 млрд в 2003 г. до $1,3 млрд, а совладельцы “ЮКОСа” Михаил Ходорковский и Платон Лебедев обвиняются в экономических преступлениях и ожидают приговора суда. Основной акционер “ЮКОСа” — Group Menatep оценивает свои потери в $28,3 млрд и пытается отсудить их у России через арбитраж в Гааге. О миллиардных претензиях к “ЮКОСу” заявляли разные группы миноритарных акционеров компании.
Теперь их ряды пополнились крупнейшими западными банками, которые в сентябре 2003 г. выдали “ЮКОСу” $2,6 млрд.
“ЮКОС” перестал платить по банковским кредитам в декабре 2004 г., после продажи “Юганскнефтегаза”. Тогда топ-менеджер “ЮКОСа” рассказывал “Ведомостям”, что по условиям договора банки-кредиторы могут сами выбирать, с кого требовать оставшийся долг — с должника или его гаранта. Представители кредиторов подтверждают эту информацию.
Банки выбрали второй вариант. Еще в январе они потребовали от “Роснефти” немедленно погасить оставшуюся часть долга — $540 млн — по первому кредиту на $1 млрд. По отчетности “Юганска”, на 1 января 2005 г. его обязательства перед Societe Generale по гарантиям, выданным “ЮКОСу”, составляли $1,9 млрд.
А в четверг банкиры встречались с президентом “Роснефти” Сергеем Богданчиковым, рассказал “Ведомостям” представитель одного из участников синдиката. Источник, близкий к переговорам, уточняет, что основные переговорщики — Societe Generale, Deutsche Bank и ING.
“Роснефть” разочаровала кредиторов. “Они [руководство “Роснефти”] сказали, что не намерены реструктурировать долг и посоветовали обращаться за деньгами к “ЮКОСу”, — утверждает один из банкиров. По его словам, топ-менеджеры “Роснефти” дали понять кредиторам, что судиться с госкомпанией не в их интересах.
“Кредиторы будут до последнего избегать судебных разбирательств”, — признает другой источник, близкий к переговорам. По его словам, судиться с клиентом банкам невыгодно, тем более если этот клиент — российское правительство, с которым они не хотят портить отношения. Официальные представители банков от комментариев отказались.
Теперь банки раздумывают, что делать дальше, рассказывает сотрудник одного из банков-кредиторов. По его словам, банкиры хотят привлечь на свою сторону чиновников и убедить “Роснефть” рассчитаться по долгам.
У чиновников пока нет единого мнения, должна ли госкомпания отвечать по обязательствам “Юганска”. По словам сотрудника Минэкономразвития, решение по этому вопросу должен принять совет директоров “Роснефти”. А чиновник, близкий к Кремлю, уверяет, что власти пока не вмешиваются в переговоры, которые менеджмент “Роснефти” ведет с кредиторами.
В пресс-службе “Роснефти” от комментариев отказались. А источник, близкий к госкомпании, напоминает, что у “ЮКОСа” еще остались ликвидные активы и банки могут предъявить свои претензии в процессе банкротства компании.
Банкиры называют это предложение “издевательством”. У “ЮКОСа”, обремененного долгами, денег на выплату кредитов нет, подтверждает представитель компании. “ЮКОС” еще не погасил налоговый долг на $8,6 млрд. По сообщению Reuters, один из совладельцев компании Леонид Невзлин заявил на днях немецкому журналу Focus, что “при таком уровне беззакония […] "ЮКОС" станет фактически банкротом к лету”.
“Если по договору банки могут требовать деньги с "Юганска", то позиция "Роснефти" удивительна, — отмечает руководитель аналитического отдела "Атона" Стивен Дашевский. — Тем более что этот долг был учтен в оценке "Юганска" при его продаже”. Руководитель департамента налогов и права “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров считает, что банкиры имеют хорошие шансы истребовать деньги с “Юганска” через суд.
Дашевский не верит, что “Роснефть” сможет отбиться от банкиров. “Компании лучше договориться о реструктуризации, иначе ее может ждать арест счетов, активов и, возможно, нефти, которая идет на экспорт”, — резюмирует аналитик.