"В Мосгорсуде в пятницу на процессе по делу сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина состоялось обсуждение вердикта коллегии присяжных, вынесенного днем раньше. Как и ожидалось, представитель Генпрокуратуры попросил суд наказать Пичугина «по полной программе» -- пожизненным лишением свободы. Занятно, что второго подсудимого -- Алексея Пешкуна, который был признан виновным в соучастии в тех же самых преступлениях, что и Пичугин, обвинитель посчитал возможным покарать куда мягче. Он, по мнению прокурора, заслужил всего три года и два месяца тюрьмы.
Поскольку процесс по делу Пичугина проходит в закрытом режиме, аргументация требований обвинителя неизвестна. Однако, судя по тексту более раннего выступления прокурора перед присяжными, на прошлой неделе размещенному на официальном сайте Генпрокуратуры, снисхождения Пешкун заслужил подробными признательными показаниями, которые он давал во время следствия и суда. Собственно, именно на его допросах в значительной мере строилась вся конструкция обвинения Пичугина.
В четверг вечером коллегия присяжных признала Пичугина и Пешкуна полностью виновными по всем трем эпизодам обвинения -- в организации покушений осенью 1998 года на бывшего советника Михаила Ходорковского Ольгу Костину, бывшего управделами ЗАО «Роспром» Сергея Колесова и убийстве в ноябре 2002 года в Тамбове супругов Сергея и Ольги Гориных. По версии следствия, с которой согласился и суд, Пичугин организовывал эти преступления в качестве именно сотрудника службы безопасности ЮКОСа, чтобы устранить неугодных компании людей, при этом выполняя указания одного из акционеров ЮКОСа Леонида Невзлина (сейчас живет в Израиле и объявлен в розыск).
Адвокаты Пичугина не скрывали негодования еще после оглашения вердикта присяжных, полагая, что он стал результатом прямого манипулирования ходом процесса со стороны Генпрокуратуры. Выступление гособвинителя расстроило адвокатов окончательно, в связи с чем все четверо защитников Пичугина -- Георгий Каганер, Ксения Костромина, Михаил Жидков и Дмитрий Курепин выступили со специальным заявлением. «Мы в полной мере собираемся обжаловать обвинительный приговор в Верховном суде РФ, -- сообщили в нем адвокаты. -- Защита считает нелогичным и противоречивым вердикт коллегии присяжных. В материалах уголовного дела доказательства вины Алексея Пичугина отсутствуют. «Вина» Пичугина состоит лишь в том, что он является работником нефтяной компании ЮКОС, преследуемой российскими властями, и в том, что на предварительном следствии он отказался дать показания на руководство компании, которых от него добивались представители Генпрокуратуры и ФСБ. Вердикт стал результатом закрытого процесса, в ходе которого неоднократно нарушались основные права Алексея Пичугина. Утверждения защиты о необоснованности и незаконности проведения судебных слушаний в закрытом режиме нашли объективное подтверждение -- за весь период слушаний не было исследовано ни одного секретного документа. Мы считаем, что признание Пичугина виновным стало следствием решений, скорее всего принятых наиболее высокопоставленными государственными чиновниками РФ".
Впрочем, на окончательное решение о наказании для Пичугина, которое суд примет 30 марта, этот демарш вряд ли повлияет. Отношения у адвокатов и судьи на этом процессе не заладились с самого начала, и сейчас, кстати, по представлению председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой даже поставлен вопрос о нарушении защитой Пичугина норм адвокатской этики. Так что, вполне возможно, судья согласится с мнением прокурора о «полной неисправимости» сотрудника ЮКОСа."