"У “Сургутнефтегаза” нашлось что-то общее с покупателем “Юганскнефтегаза”. Как удалось выяснить “Ведомостям”, в “Сургутнефтегазе” работают участники аукциона, представлявшие на нем “Байкалфинансгрупп”. В нефтяной компании этому не дают объяснений, а рынок признал “Сургут” победителем торгов: его акции вчера на ММВБ подорожали на 7,2%.
“Юганскнефтегаз” достался загадочной “Байкалфинансгрупп”, зарегистрированной две недели назад в Тверской области. Победитель предложил на $9,3 млрд, а “Газпромнефть” отказалась торговаться. Оставшуюся сумму “Байкалфинансгрупп”, по словам чиновников РФФИ, должна внести до 18 января 2005 г.
Представителям “Байкалфинансгрупп”, участвовавшим в аукционе, в воскресенье удалось ускользнуть незамеченными. В том, что эти люди работают в “Сургутнефтегазе”, “Ведомостям” вчера признался один из сотрудников компании. По его словам, это были начальник управления организационных структур “Сургутнефтегаза” Игорь Минибаев и первый замначальника финансового управления “Сургутнефтегаза” Валентина Комарова. Собеседник “Ведомостей” подчеркивает, что именно Минибаев сделал единственное и финальное предложение на аукционе.
Чиновник, близкий к конкурсной комиссии, подтвердил “Ведомостям”, что Минибаев и Комарова представляли на торгах “Байкалфинансгрупп”.
Сургутский телефон Минибаева вчера не отвечал, а контактов Комаровой найти не удалось. По словам источника, близкого к “Сургутнефтегазу”, вчера этих людей уже не было в России. После завершения торгов они спешно вылетели отдыхать за границу. Официальные представители “Сургутнефтегаза” вчера весь день были недоступны для комментариев.
Пока победитель торгов никак не проявлял в себя. В “Транснефть”, которая сейчас составляет графики экспорта нефти на I квартал 2005 г., не обращался, утверждает вице-президент монополии Сергей Григорьев. В самом “Юганскнефтегазе” “Ведомостям” сообщили, что победитель торгов тоже не объявлялся.
Кто купил “Юганскнефтегаз”, станет ясно, когда победитель заплатит остальные деньги, пообещал вчера журналистам министр финансов Алексей Кудрин. “Искать компанию, которая может привлечь такие финансовые ресурсы, — это не искать иголку в стоге сена”, — считает он.
По информации зампреда правления “ЮКОСа” Александра Темерко, необеспеченный кредит на сумму залога в $1,7 млрд “Байкалфинансгрупп” дал Сбербанк, через счета которого перечислялся задаток “Байкалфинансгрупп”. “Я уже направил письмо от имени правления "ЮКОСа" председателю РФФИ Юрию Петрову и главе правительства Михаилу Фрадкову с просьбой предоставить информацию, кто бенефициары "Байкалфинансгрупп", почему Сбербанк дает ей такой большой необеспеченный кредит и откуда она возьмет остальные деньги”, — говорит Темерко.
Источник, близкий к “Сургутнефтегазу”, предположил, что поручитель был и им выступал “Сургут”. Такого же мнения придерживается и российский инвестбанкир. Запрос “Ведомостей”, направленный в Сбербанк, остался вчера без ответа. Член правления Международного московского банка, крупнейшим клиентом которого является “Сургутнефтегаз”, Иван Розинский уверяет, что его банк не финансировал ни “Байкалфинансгрупп”, ни “Сургутнефтегаз” для аукциона. То же утверждает и старший вице-президент Внешторгбанка Василий Титов. В Сургутнефтегазбанке и Газпромбанке отказались от комментариев. Источник в “Газпроме” утверждает, что монополия не поручалась за “Байкалфинансгрупп”.
“Накачать” “Байкалфинансгрупп” деньгами несложно, рассуждает руководитель департамента налогов и права “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров. Есть сотни вариантов — заем, дарение материнской компании или вложение средств в уставный капитал. “Все это не облагается налогами”, — подчеркивает он. Впрочем, заем такого масштаба не предоставила бы независимая организация, а значит, сделка финансировалась через материнскую компанию либо под ее гарантии и обеспечение, которая могла взять для этого кредит в банке, рассуждает Кучеров.
Несмотря на отсутствие ясности с покупателем, инвесторы единодушно решили, что “Байкалфинансгрупп” представляет интересы “Сургутнефтегаза” и бросились скупать его акции. На ММВБ его бумаги подорожали на 7,2%, хотя большинство “голубых фишек” вчера дешевели. Акции “ЮКОСа”, лишившегося своего основного актива, рухнули вчера на 30%. “На рынке считают, что "Сургутнефтегаз" причастен к этой сделке и его акции весь день пользовались повышенным спросом”, — объясняет аналитик “Совлинка” Лев Сныков.
Вопреки подозрениям рынка, чиновники верят, что “Байкалфинансгрупп” действует заодно с “Газпромом”. Источник, близкий к Кремлю, после торгов высказал мнение, что аукцион прошел по схеме, придуманной “под “Газпром”. “Так или иначе, "Газпром" зайдет в этот актив, возможно, спустя какое-то время”, — уверен он. А вот сотрудник “Сургутнефтегаза” считает, что его компания может выступить оператором Приобского месторождения."