"Некогда могущественный “ЮКОС” тает на глазах. В воскресенье будет продан за долги его крупнейший актив, “Юганскнефтегаз”, а остатки компании готов выкупить пул западных инвесторов во главе с бывшим акционером “ЮКОСа” Константином Кагаловским. “ЮКОСа” не оказалось даже в предварительном графике экспорта нефти через порты на январь 2005 г.
За 10 месяцев 2004 г. “дочки” “ЮКОСа” произвели 71,6 млн т нефти. Более 60% добычи (43,2 млн т) обеспечил “Юганскнефтегаз”, еще 10,3 млн т добыл “Самаранефтегаз” и 14,7 млн т – “Томскнефть”. В 2003 г. “ЮКОС” экспортировал 43 млн т нефти, из них 29,2 млн т добыто “Юганскнефтегазом”. Ее основные покупатели: Белоруссия (1,2 млн т), Венгрия (3,2 млн т), Италия (1,2 млн т), Литва (6,1 млн т), Голландия (1,6 млн т), Польша (4,9 млн т) и Словакия (2,7 млн т). Через порт в Новороссийске на экспорт в 2003 г. “ЮКОС” отправил 2,1 млн т нефти, через Приморск – 1,3 млн т нефти, а через Бутинге – 4,5 млн т нефти.
“ЮКОС” находится грани банкротства: его непогашенный налоговый долг превышает $21 млрд, все имущество и счета компании арестованы, а крупнейшее предприятие — “Юганскнефтегаз” в воскресенье будет продано в счет погашения долгов. Безоговорочным фаворитом аукциона эксперты считают “Газпромнефть”. Основные акционеры “ЮКОСа” — Михаил Ходорковский и Платон Лебедев второй год сидят в тюрьме, другие крупные совладельцы скрываются за границей. А несколько месяцев назад страну вынуждены были покинуть почти все топ-менеджеры и ведущие юристы нефтяной компании.
Управленческий и финансовый кризис грозит лишить “ЮКОС” возможности экспортировать нефть в начале будущего года. В предварительном портовом графике на первую декаду января 2005 г., утвержденном “Транснефтью”, предприятий “ЮКОСа” не оказалось, рассказал “Ведомостям” сотрудник Argus.
По его мнению, отсутствие “ЮКОСа” в графике может быть связано с тем, что судьба “Юганскнефтегаза” (на экспорт в основном идет добываемая им нефть) не определена и “ЮКОС” не знает, какие объемы поставок он может гарантировать, а “Транснефть” боится включать нефть компании в график без гарантий. А агентство Reuters приводит слова нефтяных трейдеров о том, что ранее предназначавшиеся “ЮКОСу” объемы пока не отданы какой-либо другой компании.
В “Транснефти” и “Минпромэнерго от комментариев отказались. Однако сотрудник Argus уверяет, что “ЮКОС” учтен в утвержденном главой Минпромэнерго Виктором Христенко графике экспорта нефти на I квартал 2005 г.
Источник в “ЮКОСе” не исключает, что отсутствие компании в портовом графике связано с отсутствием у нее денег на оплату прокачки нефти и экспортной пошлины, ведь все зарабатываемые компанией деньги тут же списываются приставами в счет погашения налоговой задолженности. “Понятно, что в таких условиях "Транснефть" не включает нас в портовый график”, — говорит он, добавляя, что на минувшей неделе по этой причине “Транснефть” ограничила на сутки сдачу в свои трубопроводы нефти “Юганскнефтегаза” на 30%.
Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев заявил “Ведомостям”, что ему ничего не известно об отключении “Юганскнефтегаза” от трубы. “Если оно и имело место, то по техническим причинам”, — утверждает Григорьев.
Впрочем, через несколько дней “Юганскнефтегаз” сменит владельца — компания будет продана на аукционе, фаворитом которого эксперты считают “Газпромнефть”. В случае ее победы “Юганск” вернется в портовый график “Транснефти”, полагает источник, близкий к “Газпрому”.
Все происходящее вокруг “ЮКОСа” свидетельствует о том, что в оперативном управлении компании возникают сбои, считает Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. “Все это показывает, что корабль под названием "ЮКОС" тонет”, — говорит аналитик.
На обломки этого корабля, однако, нашлись претенденты. Это пул иностранных инвесторов во главе с бывшим менеджером и акционером “ЮКОСа” Константином Кагаловским. “Мы готовы покупать "ЮКОС" после того, как "Юганск" будет продан на аукционе, — заявил он "Ведомостям", — мы все взвесили и решили, что это имеет смысл”.
Представители Group Menatep от официальных комментариев отказались, однако близкий к группе источник говорит, что ее акционеры не получали от Кагаловского или его партнеров предложений о продаже акций “ЮКОСа”. Инициатива Кагаловского вряд ли увенчается успехом, считает собеседник “Ведомостей”, напоминая о неудавшейся попытке того же консорциума погасить налоговый долг “ЮКОСа”.