" — Брокера! Дайте мне хотя бы одного брокера-авантюриста, и я сделаю за месяц не меньше миллиона “зеленых”, — самоуверенно заявил коллега из одного издания. И в общем-то был почти прав. Теоретически такая возможность действительно существует. Только история современной России не знает ни одного случая, когда бы журналист сделал состояние игрой на бирже. В отличие от чиновников, активно использующих инсайдерскую информацию.
Несколько месяцев назад журналисты нескольких изданий, в том числе и ваш покорный слуга, стали причиной резкого роста цен на акции ЮКОСа. Тогда мы обступили одного отважного замминистра, не ограничившегося дежурным выходом к прессе, а решившего пообщаться еще и по пути к служебной машине. Мы буквально затерзали его вопросами про будущее холдинга. А когда двадцать минут спустя не совсем корректно воспроизведенное мнение высокопоставленного чиновника появилось на ленте одного информагентства, акции опальных нефтяников рванули вверх. Да так, что торговую сессию на ММВБ пришлось приостанавливать дважды. В тот день ценные бумаги компании выросли на 23%, и успевшие среагировать брокеры заработали приличные деньги.
Так что коллегу понять было можно. Даже если узнать о грядущей новости всего на пару минут раньше других, на этом можно заработать. Нигде, кроме как на бирже, тезис “время — деньги” не найдет более убедительного подтверждения. А если получить информацию не за несчастные минуты, а за несколько часов или вообще за день — можно такого наворотить! К примеру, если заранее знать о том, что налоговики завтра предъявят ЮКОСу новые претензии или что там пройдет очередной, уже 151-й, если я не сбился со счета, обыск. ЮКОС тут не исключение, просто наиболее показательный пример.
В апреле прошлого года акция компании оценивалась в 15,3 доллара, но когда в конце июня — начале июля поползли слухи о предстоящей деприватизации компании, а в офисе провели первые обыски, случился первый обвальчик — до уровня чуть выше 10 баксов. Менеджмент компании продолжал работать как ни в чем не бывало, добыча росла, нефть дорожала. И ЮКОС опять стал котироваться высоко. Так, что чуть не добрался осенью до 16 долларов за акцию. Когда во второй половине октября опять появились слухи об обвинении одного из основных акционеров — Леонида Невзлина. А потом, 25 октября, Михаил Ходорковский переехал в “Матросскую Тишину”. А ЮКОС упал на фоне этих событий даже ниже 10. И т.д. Сейчас капитализация компании и стоимость ее акции упали по сравнению с летом прошлого года более чем в 5 раз.
Только не надо думать, что происходило это поступательно. Нет, все крутилось гораздо интереснее. И порой акции ЮКОСа совершали совершенно дикие прыжки. Вот, к примеру, в марте уже этого года компания сообщила о договоренности с Минприроды о сохранении лицензий на добычу нефти — и ее котировки подскочили вверх. А чуть позже МНС потребовало заплатить 100 млрд. рублей, и случился гигантский обвал акций. Весь “модус операнди” сводится к тому, чтобы купить акции на минимуме их стоимости, а продать на максимуме. Только этим летом, по оценке различных экспертов, валютные спекулянты заработали на колебаниях курсов одного лишь ЮКОСа не меньше миллиарда долларов.
При чем тут инсайд? А при том, что практически всегда новости о компании появлялись перед закрытием торгов, когда для оценки ситуации времени почти не оставалось. Зато тот, кто знал о грядущем событии, уже либо купил акции, либо продал, выжав все, что было возможно. Более того, как рассказывают специалисты, по поведению некоторых брокеров можно было судить о том, что случится в ближайшие часы. Второе обстоятельство не менее интересно. Рынок реагировал на любую положительную или отрицательную информацию. Даже тогда, когда она не имела никакого практического значения. Даже если ее озвучивал какой-нибудь третьеразрядный чиновник из четвертого эшелона властных структур. А уж поставщиками сведений доверенным лицам мог быть кто угодно и практически из любого правоохранительного или силового ведомства: прокуратуры, налоговой службы, судов и так далее.
Но доказать нечистоплотное поведение и поймать за руку ни одну из действующих сторон в наших условиях невозможно. Да и наказания для них до сих пор не существует. А раз так, аппетит приходит во время еды. Вслед за ЮКОСом, который только разогрел интерес спекулянтов, начались скачки курсов и у других компаний. Разок тряхануло “Газпром”. Последняя история с “Сибнефтью”, когда анонимные источники (сначала из Госдумы, а затем и из налоговой службы) озвучили требования налоговиков к компании, отразилась падением курса ее акций на 8%. И кто-то на этом, без сомнения, очень хорошо заработал. Миллиарды по-прежнему продолжают делать из воздуха сплетен и узко направленного слива конфиденциальной информации.
Вот только каждый такой нахапанный баксик — это сотня, а то и тысяча других долларов. От настоящих инвесторов, а не финансовых спекулянтов. Которые не придут на наш рынок всерьез до тех пор, пока вороватый чиновник будет по-прежнему шептать нужное слово своему человечку. А то и вообще принимать решения по его непосредственному заказу.